Общество - сложноорганизованная саморазвивающаяся, открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Общество имеет сложную структуру:
А) Этническая структура общества.
Род - объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями.
Племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга, родов.
Народность - это исторически сложившаяся общность людей, в основе которой лежат не кровно-родственные, а территориальные соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей.
Нация - историческая общность людей, которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общие черты психического склада, наличие национального самосознания и специфической культуры, общность духовной жизни.
Б) Демографическая структура общества.
Народонаселение — непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.
В) Поселенческая структура - пространственная форма организации общества. Она выражает отношение людей к территории их обитания, отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же, либо к разным типам поселения.
Г) Профессионально-образовательная структура.
Д) Классовая структура общества. Анализ классовой структуры общества рассматривается в рамках марксистского подхода.
Предпосылки:
1) общественное разделение труда
2) развитие производительных сил; появление прибавочного продукта;
3) возникновение частной собственности на средства производства
Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда.
Теории социальной стратификации возникли в противовес теории классов и классовой борьбы. Стратификационный подход дополняет и обогащает классовый «срез» и дает возможность получить более полную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков.