Государственный суверенитет и иные виды суверенитета. Особенности государственного суверенитета в условиях федерации и межгосударственных объединений.
Гос. суверенитет - это политико-прав. св-во гос-ва; верховенство, независимость от др. властв. субъектов; юр. прерогатива и т.д.
Понятие народа и нации, в мононациональных гос-вах совпадают
Там где есть национальные меньшинства - нет нац. гос. образований
Суверенитет народа проявл-ся через референдум, свободные формы волеизъявления – демонстрации, право быть избранным.
В РФ пытались внедрить нац. проекты о многонац. русском народе. Общности не имеют национально-государственного образования.
Вопрос суверенитета личности актуален для гражданского общ-ва. Статус личности опред-ся социализацией индивида.
9. Соотношение общества и государства. Понятие гражданского общества.
Понятие общества (как синоним народа) и государства. Общество может быть патриархальное, неразвитое, традиционное, гражданское и т.д. Общество и государство – это в определенной степени фикции, так как личность ощущает общество через гос-во и корпорации, связь общ-ва с личностью тоже осущ-ся через инст-ты госва.
С древности стоял вопрос об условиях взаимодействия общ-ва и гос-ва. Выявление и учет обществ. мнения
реализуются гос-вом через политику. С одой стороны, через мнение народа должна строиться политика, а с другой стороны, зачастую этого не происходит.
Соотношение между общ-вом и гос-вом исторически менялось и продолжает меняться. Государство - продукт развития общества, жизни народа, разновидность политической и социальной подсистемы.
Баланс интересов сложно соблюдать. Сейчас Белоруссия, Узбекистан соблюдают этот баланс во внутр. и внешн. политике.
Цели, задачи у гос-ва и общ-ва разные: у гос-ва в большей степени обеспечительная функция, а у общ-ва - могущество, благосостояние народа, поступательное развитие общ-ва.
Ф-ции гос-ва производны от целей общ-ва.
Ф-ции гос-ва закреплены в К-ции РФ, в ФЗ-х Напр., в ст.4, Законе о здравоохранении: ф-ция здравоохранения гос-ва. Функции здравоохранения больше выполнялись гос-вом раньше, а сейчас легло на плечи общ-ва - всё больше лицензируется частных лечебных заведений и т.д. Школа тоже на семью
перекладывает многие свои обязанности. Прав. стандарты политики гос-ва в основном не выработаны. Отсюда проблемы с распределением ф-ций между гос-вом и общ-вом.
Укрепление союза общ-ва и гос-ва способствует преемственности власти (ответственность) и права. В РФ сложилась традиция конкретизации функций власти через Послание Президента Федер. Собранию.
10. Типы государства и права: формационный и цивилизационный подходы.
Дать понятие «цивилизации» и «формации».
Значение цив. подхода – позволяет дополнить формац. подход конкр. сведениями о гос-ве и праве, логически завершает его.
Формация – учение о типе общ-ва, в основе к-ого лежит базис и надстройка. Базис – производств. отн-ия. базис – всё остальн., включая гос-во. Производств. отн-ия: собст-ть на средства производства, производит. сила – рабы, орудия труда.
Особенности типов общ-ва (феодальн., буржуазн). Цив. подход строился исходя из множественности цив-ций, а не цив-ция как единый процесс развития. Цивилизационный подход выделяет 28 типов. Развился этот подход в противовес
классовому (формац).
11. Функции современного российского государства: понятие, юридическое оформление и реализация.
Юрид. оформление: ф-ции закрепляются в виде компетенции.
Коммуникатив. ф-ция – обеспечение связи между населением; плохо развита.
Форма реализации ф-ций: правотворч., правоохр., правоприменит.
Содержание ф-ций проявл-ся в Де органов гос-ва и в механизме гс-ва.
Государство отличается меньшим количеством функций, чем при социализме.
12. Классификация и содержание функций государства.
Содержание гос-властных полномочий - наделение правом и обяз-стью в пределах своей компетенции разрешить любой вопрос по сущ-ву путем создания правового акта; обеспечение выполнения принятого реш-я.
Содержание фций гос-ва проявлся в деят-ти органов гос-ва и механизмов.
13. Механизм государства: понятие, структура и соотношение с государственным аппаратом.
См. лекции
14. Государственный орган: понятие, признаки и классификация.
Гос. орган - часть гос. аппарата, созданная на прав., матер., кадр. основе, выполняющая опред. ф-ции гос-ва, надел. гос-властными полномочиями в рамках своей компетенции. Содержание гос-власт полн-чий, т.е. компетенции: наделение правом и обязанностью в пределах своей компетенции разрешить любой вопрос по существу путём издания прав. акта; обеспечение выполнения принятого решения.
15. Форма государства: понятие, элементы, виды и факторы влияния.
16. Форма правления: понятие и классификация.
17. Форма, государственного устройства: понятие и классификация. Особенности территориальной и национально-культурной автономии.
Факторы, влияющие на форму: историч. традиции и режим (демокр или недемокр, есть система сдержек и противовесов или нет). Тенденция сейчас – не менять форму гос. устр-ва, а т-ко процессы центр-ции и децентр-ции.
Факторы: геополитич. (интересы транснац. компаний), экономич., демократич.
На форму правления влияют исторические традиции…
18.Государственный режим: понятие и типы. Соотношение государственного и политического режимов.
Гос. Режим
Структура режима – властн. субъект, объект (на что направлено), набор методов, средств, приёмов осущ-ния этой Де.
В завис-ти от стр-ры проводится классиф-ция на типы.
19. Государственно-правовые основы политической системы общества.
Понятие политики
Введение: переход с анализа формальной структуры институтов к их взаимодействию и пониманию политики как к самостоятельной сферы
Такими важнейшими факторами, кот. обеспечивают устойчивость, стабильность политики как системы, явл-ся гос-во и право.
Политика – сфера отн-ий, связ-х с Де различ. субъектов по формир-ию, функц-ию и прекращению полномочий гос. власти и МСУ.
Политика в контексте системного анализа: теория систем была реакцией на крайний эмпиризм, господствовавший в обществознании, на практику расщепленного рассмотрения тех или иных элементов политич. жизни.
В России первые теоретич. работы – 95-96 гг. До этого речь шла только о политич. системе гос-ва. Политика воспринималась как принадлежность гос-ва, как его придаток. Понималась как совокупность институтов, органов для поддержания функционирования (и только!) гос. власти.
Политич. система – одна из соц. систем. Теория систем зародилась в биологии в 20-х гг. 20 в. Впервые систему рассматривали применит-но к клетке, как совокупность её взаимосвяз-х эл-тов, причём они так связаны, что если изменить один, то изменятся и все остальные, а след-но и вся система.
Парсонс (амер. учёный) – в середине 60-х ввел понятие теории социального действия. Соц. Де включает всё многообразие поведения чел-ка (не внутр. побуждения, обусловл. его внутр., биол. природой), мотивируемое и направляемое явлениями внеш. мира, кот. он учитывает и на кот. реагирует. Де чел-ка не изолирована, выступает как взаимодей-ие с др. соц. субъектами.
Для поддержания своего сущест-ния система д. функционировать.
Любая система по Парсонсу обязат-но включает 4 функции: 1) ф. адаптации (устан-ие связи с окруж. средой) – приспосабливаясь к окруж среде система черпает из неё необх ресурсы и трансформирует внеш среду под свои потребности давая ей взамен собств ресурсы; 2) ф. целедостижения – определение цели, мобилизация, подбор ресурсов для её достижения; 3) ф. интеграции – на поддержание взаимоотн-ий составляющих эл-тов, их координацию, предохранения от радикальных изменений, потрясений; 4) сохранение ориентации субъектов воздействия на систему на нормы и ценности системы; общество Парсонс расссм-ет как соц систему, кот. состоит из 4х взаимодейст-х подсистем. Кажд. подсистема в свою очередь выполняет опред. ф-цию. % ф. достижения коллективн. взаимодей-ия выполняет политич. и соц. подсистема; информационно-коммуникативная подсистема; экономич. подсистема – потребность в товарах и услугах.
Выделяют информационно-коммуникативную подсистему.
Общество - социальная система, состоящая из 4 подсистем, каждая выполняет определенные функции: экономическая(потребность в товарах и услугах), политическая(достижения коллективного взаимодействия), социальная, информационно-коммуникативная.
Три института полит системы: лидерство (занятие определенного положения, предписывающего занимать опред. положение), органы власти (управляют процессом образования и функционирования полит системы) и регламентация (нормы и правила создающие основу для социального контроля)
Модель Парсонса не включает в себя конфликты, напряженные ситуации.
В дальнейшем теорией систем занимался Джон Исто(е)н – исследовал условия, необходимые для самовыживания политич сист.; использовал функционально-структурный метод Парсонса.
Политич. взаимодей-ия в обществе составляют систему поведения. Т.о., политич. систему сводят к политич. взаимодей-ям в обществе.
Осн. задача полит. сист. - распределение и перераспределение ресурсов и продуктов труда и побуждению к принятию этого распределения в кач-ве обязат., легитимного для больш-ва членов общ-ва.
Обмен и взаимодействие полит. системы со средой осущ-ся по принципу «входа – выхода». Два типа входа: 1) требование (обращение к властн. органам) % треб-ие трудящихся об увеличении размера з/п. Треб-ия имеют тенденцию ослаблять полит. систему, если не получает адекватной реакции. 2) поддержка означает усиление полит. системы % исправная выплата налогов. Поддержка обеспечивает относит. стабильность властн. органов как элемента полит. сист. («Правитель сущ-ет не чтобы оказывать услуги, а чтобы принимать решения.»)
Под политич. соообщ-вом понимают группу лиц, связ-х между собой политич. разделением труда.
Истон выделил 3 типа поддержки: 1) поддержка режима, понимаемого как совокупность устойчивой Де, направл. на обеспечение опред. ценностей, на кот. опирается полит. сист., а также нормы и структура власти; 2) поддержка власти, т.е. всех формальн. и неформ. политич. инст-тов % харизм. вождей (Маккадафи- пример Египета); 3) поддержка политич. сообщества (самый главн вид поддержки)
Политич. система имеет 3 составляющих: 1) институциональн.; 2) функциональн.; 3) нормативн.
Онс. эл-нт – институцион. подсистема. Самый важн инст-т реализации обществ интересов – гос-во. Максимально концентрируя в своих руках власть и ресурсы гос-во перераспределяетя их. В эту подсистему входят политич. партии, лоббистские движения, неполит. орг-ции, СМИ, церковь, профсоюзы. Зрелостность опред-ся степенью дифферен-ции и спец-ции ролей её подструктур.
Нормативн. подсистема: нормы выполняют роль правил, на основе к-х появл-ся сами Сты политики, функц-ют, формир-ся полит. взаимодей-ия. Фиксир-ся в прав. актах или передаются в форме традиций, обычаев, символов.
Коммуникативно-информац. подсистема
Функцион. подсистема характеризует набор методов, кот. используют инст-ты.
Политич. взаимодействия обуславлив-ся хар-ром культурной среды. Совокуп-ть субкультур, конфессий. Стандарты полит. поведения составляют культурн. подсистему.
Политич. сист. выполняет ряд ф-ций: регулятивная, экстракционная (способность п.с. черпать из внеш среды ресурсы для своего сохранения), дистрибутивная (распределение благ, статусов, привилегий), реагирование на импульсы внеш и внутр среды в виде треб-ий.
Стандарты политического поведения, политическая ментальность - культурная подсистема. Политическая система объединяет лишь часть общества.
П.с. в стабильн. странах сохраняет сост-ие динамич равновесия путём адекватной трансляции импульсов, поступающих на вход от общества, и сбалансированных политич реш-ий и дей-ий на выходе.
Типология полит. систем.
Многообразие п.с., сущ-ших в мире, указывают на то, что взаимосвязь п.с. происходит различ способами. На это влияют Ку, историч. традиции, эконом. развитие, наличие суверенитета и т.д.
Одна из первых класс-ций исходит из хар-ра взаимоотн п.с. с внеш ср: 1) закрытые (не восприимчивые к ценностям др подсистем, самоогранич., самообеспеч., находят все ресурсы внутри самой системы) % Сев. Корея, Иран, Ирак, Ливия, Сауд. Аравия 2) открытые (они открыты не всегда по воле властв. Стов, бывает в рез-те интервенции др. п.с.)
Типология по формац. принципу.
Общепризн. явл-ся типология п.с. по Алмонду (по типу политической культуры):
1) англо-амер.
2) европ-континентальн
3) доидустр и частично индустр
4) тоталитарн.
Др. класс-ция:
· примитивные п.с. (слабая секуляризация ролей)
· традиц.
· современ.
· модернизированные.
Право явл-ся основой сущ-ния п.с. Гос-во выступает как полновластный субъект, издающий правила, задающий тон политики, обеспечивающий поддержку и игнорир-ие. Право обеспечивает правила, по к-м формир-ся и функц-ет п.с.
Гос-во и право нужны, чтобы обеспечить политике системный хар-р.
Значение и роль права в п.с. позволяет выделить такой аспект их отн-ий:
1) именно благодаря праву, закрепляющ. меру свободы и ответст-ти чел-ка, его полож-ие в общ-ве, все структурн. эл-ты п.с., в т.ч. гос-во, вынуждены корректировать свои политич. притязания с учётом данных пределов;
2) право несёт в себе социально-ценностный потенциал, будучи одним из элементов основы… Все взаимодей-ия как внутри п.с., так и с внеш. средой облекаются в прав. формы;
3) право – своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей, соц. групп, классов, общества в целом;
4) право играет роль связующего и опосредствующего звена между п.с. и гражд. общ-вом;
5) право признано стабилизировать п.с. за счёт введения регламентирующих процедур и норм права,регламентирующих Де властв. Стов;
6) право позволяет использ-ть в политике такие формы народн. волеизъявления как пикеты, митинги, плебисциты, референдумы и т.д.
20. Социальное государство: понятие и функции.
21. Государство и личность: взаимодействие и взаимная ответственность.
22. Разделение властей: понятие и сущность. Правовые механизмы взаимного сдерживания ветвей государственной власти.
23. Понятие и признаки правового государства.
Европ соц хартия 1996 г.!
Гос-во и личность.
Взаимодей-ие возможно т-ко в усл-х демократии. Учёт мнений, интересов и потребностей.
Взаимн. ответ-сть складывается там, где сущ-ют традиции гражд. общ-ва.
Отказ от пц-па императивного мандата – шаг назад.
Теория разделения властей.
За счёт этого принципа Монтескье и др. теоретики стремились компенсировать издержки прямого народовластия и подотчётности ДЛ избирателям.
3 способа:
· институц.
· функцион.
· персональн.
Чтобы существовало разделений властей д.б. особые способы взаимосвязи между ветвями – сдерживающие полномочия органов каждой ветви власти. Чтобы органы кажд из ветвей имели возм-сть влиять на формир-ие, осущ-ие и прекращение полн-чий органов др ветвей. Напрямую этим ветвям воздей-сть сложно, для этого сущ-ет инст-т главы гос-ва, кот. приводит этот механизм в дей-ие. % назначает выборный Парламент, порядок утверждения судей КС
Институт послания президента.
Правовое гос-во
Понятие появилось в 19 в.
Термин «рейхстаг» - в рез-те шага в сторону от этатистов. Связанность гос-ва правом.
ЦБ – законодат. ветвь власти.
Закон содержит первичные нормы права.
Признаки: верховенство права (т.е. и закона); прямое дей-ие закона; з-н содержит т-ко первичные нормы права, а не дублирует какие-то нормы; пц-п взаимной ответ-сти гос-ва и личности; наличие гражд. общ-ва; многоукладная эк-ка; многообразие форм собств-сти; прав. гос-во как юрид. фикция - существует как сформированный признак которому гос-во д. соответствовать; для России прав. гос-во - принцип, а не данность. Наше гос-во не явл-ся правовым, право для него не закономерность, оно лишь связано правом.
Признаки правового гос-ва:
равноправие (когда Путин издал указ о гарантиях бывшему президенту,
членам его семьи). Потом как цепная реакция в субъектах началось то же
самое, в адм-ции Президента...
нарушение принципа рав-ва всех перед законом
Понятие «экономика», ее структура
Сфера отношений, связанная с деятельностью хозяйствующих субъектов, связанная с производством товаров и услуг, их перераспределение и распределение и обеспечение ими общества.
Структура эк-ки – это разновидность соц подсистем, эта сфера отн-ий связана с Де хозяйствующих Стов по пр-ву товаров и услуг для удовл-ния потребностей, интересов общества.
Теория систем.
Институц., нормативн., функц. стр-ра.
Ф-ции системы: направлены на формир-ие стандартов потребления, их удовл-ния и т.д.
Два элемента структуры: институциональный и нормативный.
Гос-во в эк подсист явл-ся как полновластн Стом, издающим прав акты, по к-м складывается поведение участников в эк-ке, а с др стор гос-во - равноправный Ст хоз Де в сфере естесств монополий, в иных сферах Де как напрямую (ч/з гос унитарн предприятия), так и опосредованно – ч/з гос капиталы(в отл от полит подсистемы).
Ролевая функция - представлена по-особому
Два структурных признака: способ координации хоз интересов и ……………..(?)
Координация отлич-ся от админ.-командн. способа.
Хар-р собств-сти влияет на хар-р системы.
Гос-во в эк-ке проявляет себя: обеспечивает прав. базу, защита конкуренции, свобода экономич. Де, перераспределение доходов и богатств, защита экон. ресурсов, гос. протекционизм, тамож контроль, контроль за денеж обращением, стабилизация эк-ки, стимулир-ие экономич. роста, самост гос предприним Де кот явл-ся эталоном, участие в м/унар экономич. взаимоотн-ий.
Кейнсианство: гос-во – активный участник-собственник в экономич. подсистеме.
Линия политики соц. гос-в: Роль гос-ва - в обеспечении эффективн. эк-ки велика, если оно может создать условия, чтобы любой квалифицированный труд обеспечивал достойный ур-нь жизни работника. Труд – осн. источник дохода. Ужесточ. налогообложение нетрудовых доходов.
25. Социальные нормы: понятие и виды. Право в системе социальных норм.
См. соц регулирование в лекциях
Соц нормы возникают постепенно на основании длительного использ-ия соц регуляторов, складываются постепенно сначала на ур-не родоплеменного строя. Начинают складываться с простейших мононорм, одновременно выступающих как религ. нормы – табу, из к-х развив-ся обычаи, мифы (миф – предвестник обычая), из них появл-ся ритуалы, традиции, кот. уже не носят прикладн. хар-ра, в дальнейшем появл-ся нравств-сть, мораль, этика, развив-ся и склад-ся система соц регулир-ия с окончат. формир-ем права – на этапе формир-ия первых гос-в.
Право явл-ся формально-определенным, атрибутивным, системным, обеспеченным гос авторитетом и принуждением.
Право регулирует наиб значимые отн-ия, те, кот. не урегулир-ны обычаями. Право м. содержать модели возм., должн. поведения.