Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо.
В структуру знания обычно включаются уровни познания, элементы научного знания и основания науки.
1) научная информация. Она представлена в различных формах организации. Это могут быть факты, понятия, концепции, гипотезы и многое другое. Все это многообразие объединяется центральным звеном знания – теорией.
2) уровни познания.
- эмпирическое познание.
Эмпирическое научное познание заключается в исследовании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и систематизации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспериментов.
– теоретический уровень.
Теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно.
Формально теоретический уровень познания можно назвать более высоким уровнем. Но в то же время между эмпирическим и теоретическим уровнями существует тесная взаимосвязь. Знания, полученные эмпирическим путем, становятся основой для фундаментальных теоретических исследований. Но в то же время обобщающая сущность теоретических законов такова, что они могут указывать направление для дальнейших эмпирических исследований.
3) основания науки - основные понятия, на которых затем строится и развивается научное познание. Его основами выступают философские принципы и возможные идеи, нормы исследования, немаловажным элементом является научная картина мира.
4) логические нормы. Это законы тождества, непротиворечивости, достаточного основания и прочие.
Стадии:
1.Философские знания на этом этапе познания, дайте определение теоретического базиса и пути его формирования. Охарактеризуйте специфику научных принципов и научных гипотез.
2.Состоит в построении научных теорий на уже найденных основаниях.
3.Выяснение возможности применения выводного теоретического знания к эмпирическим данным. Покажите, с какими трудностями сталкивается наука при попытке соотнести теоретические выводы и эмпирические знания, как решается эта проблема в современной науке. Осветите вопросы, связанные с обоснованием научных теорий.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ПОЗНАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому. В истории познания сложились 2 крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней. Эмпиризм (принижают или отвергают самостоятельность мышления) и схоластическое теоретизирование (отрыв от опыта, замкнутость мышления только на самого себя).
Научное знание с точки зрения взаимодействия объекта и субъекта включает в себя 4 компонента.
1) Субъект науки (должен обладать специфической подготовкой).
2) объект (что изучают)
3) система методов и приемов
4) специфический язык.