double arrow

Укажите роль эстетических ценностей в человеческой жизни.


Вопросы по философии

1. Укажите наиболее характерные черты европейской философии Средневековья. При всем различии исторических этапов и специфике тео­ретических систем для средневековой философии в целом характер­ны следующие черты: 1) ретроспективность, 2) традиционализм, 3) дидактизм (учительство, назидательность).

Это значит, что средневековая философия об­ращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гла­сила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истин­нее».

2. Укажите наиболее характерные черты западноевропейской философии Нового времени. Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках. Новое время — с XVI—XVII вв. и до начала ХХ в. — характеризуется в экономической сфере становлением и развитием частнособственнических отношений, основанных на саморегулируемой рыночной экономике и минимальном вмешательстве государства; в политической — переходом к буржуазным формам государственности (конституционной монархии или республике), приоритетом прав личности, усилением правовых методов управления обществом (концепция правового государства; в духовной сфере — отказом от теоцентризма, господством рационализма и прагматизма, практической направленностью развития науки, включая философию. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

характерные черты философии XVII в.:

основными проблемами философии становятся познание окружающего мира (проблемы гносеологии), разработка методов познания окружающего мира и самого человека;

в рассмотрении проблемы бытия или устройства окружающего мира (проблемы онтологии) господствовала концепция деизма.

3. Укажите наиболее характерные черты европейской философии XX века. Философия XX в. символизирует начало интенсивных поиск нового, более адекватного понимания и аргументации традиционных философских проблем, что наглядно демонстрируется в эволюции ст мышления, изменении исследовательских программ ведущих филосо ских школ, противоречивости и неоднозначности полученных результов.

Для того чтобы представить весьма разнообразную картину развития современной западной философии, необходимо определить не торые инвариантные (неизменные) приметы, построить схему, кото позволит оценить характерные черты и особенности проблематики или иных философских направлений и концепций.

Во-первых, следует отметить, что философия XX в. представле сотнями, авторских проектов и программ, десятками школ и направ ний. Непрерывный рост количества параллельно сосуществующих правлений и теорий – характерная особенность развития современн философских знаний. И если для предшествующих периодов развития философии присуще относительное однообразие проблематики, котор разрабатывалась долгое время, иногда столетиями, а количество осно ных школ было сравнительно невелико, то современную западную философию отличает множество исследовательских программ, быстр эволюция и изменение научно-поисковых ориентации, иногда на прямо противоположные. Об этом свидетельствуют наиболее влиятельные н правления современной философской мысли:




- позитивизм;

- экзистенциализм;

- неофрейдизм;

- герменевтика;

- религиозная философия;

- неотомизм;

Во-вторых, философия XX в. не имеет единства в методологии. Основание для современного философского плюрализма подготовле радикальными изменениями решения “вечных” жизненносмыслов проблем человека и общества, обусловлено как сдвигами в социальной сфере, так и расширением границ философской рефлексии. При это объединяющим моментом разнообразных школ выступает претенз каждой из них подняться “выше” основного вопроса философии, занять “нейтральную”, “объективную” позицию непредвзятого наблюдателя исследователя.

В-третьих, выделяются разные “образы” современной филосфии: среди них – аналитические направления, объединенные в так называемую “философию науки”, а также эмпирические, которые специализируются в основном в области социально-психологических проблем. В-четвертых, в современной философии можно выделить сциентистские и антисциентистские школы в зависимости от отношений тех или других представителей к научным методам (в основном – к методам естествознания).



Мозаичность и эклектичность современной западной философии – результат острых противоречий и социальных перипетий XX в., отражение парадоксов научного познания и проблем социокультурного развития.

4. Укажите основные периоды развития западноевропейской философии. Европейская философская мысль XIX веков представляет собой хотя и сложную, кажущуюся мозаичной, но все-таки единую картину, составленную из идей и взглядов мыслителей, придерживающихся определенных и последовательных направлений.
Философию XIX века можно условно разбить на две большие эпохи:
1. Философские учения, сложившиеся как попытки создать альтернативу абсолютной системе гегельянства (30 – 60 гг.);
2. Философские школы, произошедшие из учений первой эпохи и пытающиеся вычленить главный интегрирующий фактор миропонимания (60 – 90-е гг.).
Философия ХХ века так же может быть разбита на несколько эпох:
1. Теории, генетически приходящие из наработок второй половины XIX века, но имеющие инструментально-прикладную ориентацию, пытающиеся создать эффективную методологию научного познания, эстетического осмысления мира и установления социальной справедливости (10 – 40-е гг.);
2. Теории, происходящие из конвергенции прежде антагонистических учений, ищущие новые основания для интеграции знания и социального развития (40-60-е гг.);
3. Теории преимущественно эклектические, но ориентированные на поиск новых мировоззренческих оснований познания и социальной практики (70 – 90-е гг.).

5. Укажите, какой вопрос, по Вашему мнению, является "основным" вопросом философии.Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

6. Укажите носителей общественного сознания.Общественное сознание - это совокупность характеристик сознания, которые являются общими для определенных социальных групп или для общества в целом.
Носителями общественного сознания могут быть отдельная личность, социальная группа (нация, класс, конфессия, маргинальный слой, криминальная группировка и т.п.) или человечество в целом. Общественное сознание по духовной жизни индивида выступает как нечто объективное. Духовная жизнь отдельного человека содержит в себе элементы сознании общества и тех социальных групп, членом которых она является, а также неповторимые индивидуальные черты. То есть общественное сознание является чем-то общим для индивидов и отдельных социальных групп; одновременно она является уникальной для индивида и социальной группы.

Важное место в структуре общественного сознания принадлежит массовому сознанию. Существует два аспекта понимания ее сущности: с одной стороны, массовое сознание присуще определенным носителям (социальным группам), а с другой стороны, она интегрирует в себе духовно-идеологическое и торгово-психологическое отражение объективной действительности, элементы теоретического и обыденного сознания.

Обыденное и теоретическое сознание характеризуют степень глубины отражения действительности. Причем обыденное сознание формируется на основе повседневного опыта людей и включает в себя эмпирические знания об объективных процессах, взглядах, настроении, традиций, чувств, воли, а теоретическое сознание выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде научно обоснованную систему взглядов (проблемы, идеи, гипотезы, концепции, теории).

7. Укажите различия между культурно-историческим и всемирно-историческим подходами к обществу(истории).

Укажите роль эстетических ценностей в человеческой жизни.

Эстетикой называется отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята еще Сократом и Платоном. На протяжении всей истории философии создавались эстетические концепции, в которых прослеживается явное смещение в сторону интереса к творческой личности. Между тем, эстетические категории имеют непосредственное отношение к бытию человека в целом, к его качественному отличию от животной жизнедеятельности.

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – "эстетическое". Иногда его отождествляют с понятием "прекрасное". Под эстетическим понимается чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека. Противопоставляется эстетическому (или прекрасному) – неэстетичность бытия (или – безобразное). Представления о прекрасном и безобразном связаны с пониманием гармонии, соответствия частей целому, согласованностью, нравственностью, духовностью и душевностью.

К эстетическим чувствам и ценностям относятся также категории "возвышенное и низменное", "героическое и трусливое", "комическое и трагическое". Эстетические ценности тесно связаны с нравственными ценностями. Так, "возвышенным" или "низменным" в обществе признаются такие мысли, порывы, поступки или отношения людей, которые основаны на представлениях о совершенном, предельном состоянии человеческого бытия, имеющем позитивную или негативную оценку общества. В искусстве низменное может быть представлено как возвышенное, а возвышенное – как низменное, и тогда эти эстетические ценности актуализируются, становятся источником для размышления и самоопределения человека.

Под "героическим" обычно понимается альтруистическая деятельность человека, связанная с самопожертвованием или готовностью к нему с целью принесения пользы другим людям. Героизм может быть не только экстремальным (например, на войне), но и повседневным, обыденным (например, героизм медиков, оперирующих и выхаживающих после травм больных СПИДом; героизм матери, вопреки

обстоятельствам внушающей добросердечие своим обездоленным детям ит. п.).

Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает у человека чувство психологического и физического потрясения, страха, отчаяния, создает эмоциональное напряжение. Эмоциональное напряжение, вызванное переживанием трагического, в искусстве приносит ощущение очищения (катарсис). Комическое, также создавая эмоциональное напряжение, формирует его в положительном ключе, принося удовольствие и смех. Смех – собственно человеческое проявление чувств, не свойственное другим живым существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий (см. лекцию о смехе в элективных темах в данном учебном пособии).

Практической сферой реализации эстетических представлений является эстетическая деятельность в искусстве. Воссоздание и возвышение прекрасного и осуждение безобразного – одна из важнейших функций искусства. Эстетические ценности выполняют в жизни человека роль оснований картины мира и принципов ее структурирования.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7