double arrow

Назовите основные направления в философии Нового времени.

Эмпиризм (опыт) - это философское учение признающее единственным источником познания у человека его чувственный опыт (данные органов чувств человека) Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) "Новый органон", Т. Гоббс (1588-1679) "Левиафан", Д.Локк (1632-1704) "Опыты о человеческом разумении"

Рационализм (разум)
Философское направление, признающее основным источником познания разум человека. Такие признаки достаточного знания, как всеобщность и необходимость не могут быть выведены из опыта, а только из самого разума или из понятий, присущих ему от рождения.

Декарт (1596-1650) "Правила для руководства ума", "Рассуждения о методе", Лейбниц (1646-1716) "Новые опыты о человеческом разумении", "Рассуждения о метафизике", Ф. Спиноза (1632-1677) "Этика", "Богословско-политический трактат"

16. Назовите два вида знания по И.Канту. Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (от a posteriori — апостериорное) и внеопытное (от a priori — априорное).

17. Назовите имена выдающихся древнегреческих философов.

Предфилософская традиция (VIII—VII вв. до н. э.) Акусилай · Гомер · Гесиод · Лин · Мусей · Орфей · Ферекид · Эпименид. Натурфилософия (VII—V вв. до н. э.)

Милетская школа: (Фалес · Анаксимандр · Анаксимен)

Пифагорейцы: (Пифагор · Алкмеон Кротонский · Архит · Тимей Локрский · Филолай)

Элеаты: (Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс)

Школа Гераклита (Гераклит · Кратил)

Школа Анаксагора (Анаксагор · Архелай · Метродор Лампсакский Атомисты (Левкипп · Демокрит · Метродор Хиосский)

Вне школ (Эмпедокл · Диоген Аполлонийский)

Софисты (V—IV вв. до н. э.)

Старшие софисты (Протагор · Горгий · Тисий · Антифонт · Продик · Гиппий Элидский · Ксениад)

Младшие софисты (Фрасимах · Калликл · Критий · Ликофрон · Алкидам

Классический период (V—IV вв. до н. э.)Сократ

Платоники (Платон · Спевсипп · Ксенократ из Халкидона · Полемон · Крантор · Кратет Афинский · Клеарх)

Мегарская школа (Евклид из Мегары · Стильпон · Диодор Крон · Евбулид · Клиномах)

Киники (Антисфен · Диоген Синопский)

Киренаики · (Аристипп · Арета Киренская · Аристипп, сын Ареты · Феодор-Атеист · Гегесий · Аникерид · Эвгемер)

Элидо-Эретрийская школа · (Федон из Элиды · Плистен из Элиды · Менедем)

Другие сократики (Главкон из Афин · Кебет · Критон · Симмий · Симон-кожевник · Эсхин)

Перипатетики (Аристотель · Теофраст · Эвдем Родосский · Стратон · Аристоксен · Дикеарх · Клеарх)

18. Назовите имена выдающихся западноевропейских философов Нового времени. Френсис Бэкон (1561—1625) - английский философ.
Томас Гоббс (1588—1679) - английский философ, автор трактата «Левиафан»
Рене Декарт (1596—1650) - французский математик и философ.
Блез Паскаль (1623—1662) - знаменитый французский философ.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) - голандский философ.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) - немецкий философ.
Дэвид Юм (1711—1776) - английский философ.
Все они были не только философами, но и блистательные деятелями науки.

19. Дайте определение понятия "мировоззрение ". Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира. Мировоззрение зародилось стихийно благодаря трудовой деятельности человека вместе с человеком. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.

20. Дайте определение понятия "бытие". Бытие - о бъективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни общества. Иначе бытие - это существование.

21. Дайте определение рационализма как философского принципа. Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

22. Дайте определение сенсуализма (эмпиризма) как философского принципа. Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.

23. Дайте определение агностицизма как философского принципа. Агностици́зм (от др.-греч.— непознаваемый, непознанный) — терминология, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира[

24. Дайте определение "релятивизма истины" как философского принципа. релятивизм- это всего лишь метод познания, вернее – один из методов познания. «Релятивизма истины» быть не может. Релятивизм в философии есть методологическая позиция, сторонники которой, абсолютизируя относительность и условность всех наших знаний, содержания познания, считают невозможным объективное познание действительности. В познании истины релятивизм очень часто ведет к агностицизму и условности знаний, а также к отрицанию, на этом основании, возможности познания объективной истины.

25. Дайте определение понятия "онтология". онтология – это учение о бытии, о сущности, о всеобщих законах развития действительности.

26. Дайте определение понятия "гносеология". Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности.

27. Дайте определение понятия "аксиология". Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни».

28. Дайте определение понятия "личность". Личность – социальное существо. Личностью является конкретный человек как носитель разума, самосознания и воли, активно воздействующий на общественные отношения. Личность способна нести ответственность за свои поступки и действия, имеет личное достоинство и принципы, способно ориентироваться в обществе

29. Что такое "диалектика"? Диалектика – это: • Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях.

30. Что такое "относительная истина"? Относительная истина - это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность.

31. Что такое "абсолютная истина"? Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.

32. Что такое "ненаучное знание"? Ненаучное знание (непосредственное знание, протонаука...) - необязательно воспроизводимые знания субъекта, получаемые необязательно через эксперимент (опыт), без логического осмысления и бездоказательно. Способы или моменты получения или передачи ненаучного знания - наставничество, интуиция, вдохновение, переживание, видение, сон, медитация, свидетельство, молитва, проповедь, исповедь... Все религии и эзотерические учения сформированы на основе записей (духовного опыта) свидетелей (пророки, апостолы, мессии, контактёры...), видевших или получивших информацию от Бога, Высшего Разума или по другим нереальным каналам

33. Что такое "понимание"? Понима́ние — это универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: