Проблема истины в истории философии

Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания.

Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание бывает:

– чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);

– логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Истина – соответствие тому, что считается искомым в познавательном процессе. В отечественной философии истину по инерции определяют как соответствие познания действительности, как будто, подобно классикам, все еще добиваются адекватного познания действительности. Но тут же выясняется, что наши философы уже отказались от марксистского отождествления объекта познания с действительностью и блуждают среди всевозможных концепций истины. Основные из них таковы:

1) истина – соответствие знания вещам, ибо мир един во всем и его части могут быть адекватными копиями друг друга (натурфилософы, материалисты и т.п.); 2) воистину существуют лишь абсолютные и неизменные сущности (идеи, Божьи эманации) их и следует распознавать во всем преходящем (объективные идеалисты и теологи-реалисты, при этом все теологи считают, что истина – соответствие Богу и его творениям); 3) истина ‑ соответствие мышления ощущениям (эмпирики, сенсуалисты и т.п.); 4) истина – согласованность (непротиворечивость) мышления в целом, а ощущения и мысли противоречащие друг другу – одинаково неистинны, они признак слабости познающего (субъективный идеализм и кантианство); 5) истина конвенциальна, ею следует считать то, что единогласно признано научными авторитетами (большинство постпозитивистов); 6) истинно то, что дает на практике обещанный (предсказанный) теорией результат (прагматики);

7) истина – соответствие или наиболее вероятное соответствие требованиям, предъявляемым к знаниям логикой и (или) методологией соответствующей доктрины (большинство современных философских систем).

Абсолютная истина – это полное и безупречное соответствие познания познаваемому. Она, как правило, признается недостижимой (пусть и желательной в качестве цели). Религиозные мыслители признают ее синонимом Всевышнего во всей его полноте. Абсолютное (исчерпывающее) познание частичных истин или «элементов абсолютной истины» признают многие, но при этом подчеркивают неисчерпаемость познания в целом. Относительной истиной признается частичное (приблизительное или неполное) соответствие, или соответствие, наблюдаемое при неких специфических обстоятельствах, или соответствие с данной точки зрения.

Некоторые философы полагают, что истина всегда конкретна, требуя предельной конкретизации любого познания, чтобы оно было максимально полным (исчерпывающим) и не распространялось на явления, отличающие от исследованных или выходящие за рамки познанного («пределы применимости»). Заблуждение – это неумышленно ошибочное принятие за истину того, что на самом деле ею не является. Ложь – умышленный обман, выдавание за истину ее заведомо неистинного или предварительно искаженного.

53. Познание как творчество; роль воображения и интуиции в познавательном процессеТворчество-принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создаётся нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека. В творчестве имеется элемент бессознательного, но и в целом оно не противостоит рациональности, а является её дополнением.Новое для человека не всегда является новым для общества. Высшее творчество определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Творчество имеет объектно-субъектную природу. Мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, в следствие чего он, включая духовный потенциал, материализует их в своих действиях по изменению действительности. Т.О. творческая деятельность субъективна по форме, т.к. осуществляется человеком, но объективна по содержанию, т.к. опирается на конструктивные процессы объективного мира.Важным механизмом творчества является интуиция. Интуицию можно рассматривать как некоторое внутреннее зрение, бессознательное свойству ума. Интуиция проявляется довольно часто в различных сферах жизнедеят. человека. Её общие черты-неосознанность путей получения результата и непосредственность, т.е. решение задачи без логического выведения.Условиями формирования интуитивного решения явл.: 1)основательное знание материала, фундаментальная проф. подготовка; 2)наличие поисковой ситации;3) непрерывные попытки решить проблему; 4)подсказка или аналоги.Интуиция сопряжена с возможностью ошибок, поэтому интуитивные решения лучше всего проверять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: