Неассоциативное научение

I. Привыкание (габитуация) - это ослабление либо исчезновение реакции нервной системы при многократных повторных предъявлениях раздражителя, не сопровождающихся биологически значимым воздействием на животного. Впервые было изучено у низших животных, имеющих простую нервную систему (черви, кишечно-полостные). Первый опыт на черве планария

В привыкании существует айдиа, это явление, при котором применение какого -либо нового стимула прекращает процесс привыкания к прежнему раздражителю и угасшая реакция на исходный раздражитель полностью восстанавливается (новый стимул нарушает процесс привыкания).

II. Сенситизация - явление усиления ответа на слабый специфический стимул в том случае, если он сочетается во времени с неприятным воздействием.

Функции привыкания: это примитивная функция кратковременного научения, которая позволяет

воздерживаться животному от ненужных реакций, а значит предотвращать утомление.

Сенситизация - процесс, противоположный привыканию, выражается в снижении порога при повторном предъявлении раздражителей; вследствие сенситизации организм начинает более эффективно реагировать на ранее нейтральный раздражитель.

Изменение реакции организма на наличие чужеродных веществ В случае развития аллергии у человека повышается чувствительность к какому-либо определенному аллергену, которая вскоре переходит в гиперчувствительность Сенситизация связана с образованием соответствующих антител в организме человека 2 В поведенческой терапии - разновидность терапии отвращения, во время которой раздражитель, вызывающий у человека беспокойство и тревогу, связывается с возникновением у него нежелательного поведения В случае скрытой сенситизации (covert sensitization) поведение и неприятное ощущение (такое, например, как отвращение к чему-либо) вызываются одновременно с помощью словесных реплик.

1.Научение - относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой. Благодаря практике могут обучаться как люди, так и животные.

Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения - выученное поведение. Научение - одно из основных понятий этологии.

Обычно к поведенческому научению относят такие процессы, как:

Привыкание. Привыкание происходит неосознанно, просто нервная система через какое-то время перестают реагировать на повторяющиеся однообразные сигналы. ЧЕм сильне раздражитель чем реже его применяют - тем дольше происходит привыкание. Привыкание - относительно устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя, без какого бы ни было подкрепления. Наиболее простой вид обучения. В противоположность обычному обучению, которое состоит в появлении новых реакций и включении их в поведение, привыкание избавляет животное от необходимости реагировать на раздражители, не имеющие для него никакого значения.

Импринтинг. Импринтинг (от imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - врожденная готовность к фиксированному запечатлению (родины, родителей, полового партнера...) Это механизм запечетлевания (от англ.imprint - оставлять след), т.е. фиксации определённой информации в памяти. Первая форма раннего обучения, когда в памяти откладываются значимые факты. Это касается, например, детенышей животных (так они усваивают первые поведенческиее инстинкты). Термин применяется в биологии, в психологии (здесь под импринтингом понимают устойчивые следы в психике после сильного переживания).

Запечатление. Запечатление — вспышка внимания, мгновенная и надолго запись в память, серьезно влияющая на последующее поведение.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание – один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

8. Ассоциативное научение - образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: