Классификация инстинктов (по Симонову)

 

Такое индивидуально-изменчивое поведение осуществляется сложным нервным механизмом – головным мозгом. Физиологическим механизмом индивидуально-изменчивого поведения являются условные рефлексы, формирующиеся в коре мозга.

6. Ориентировочный рефлекс — комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя, в который входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфа–ритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений. При действии нового раздражителя появляются все компоненты ориентировочного рефлекса, образуя т.н. генерализованный ориентировочный рефлекс, который постепенно, после 15–20 предъявлений нового раздражителя, угасает, приобретая форму локального ориентировочного рефлекса. На основании сходства угасания ориентировочного рефлекса с угасанием условного рефлекса И.П. Павлов трактовал оба процесса как результат развития внутреннего торможения.

— сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «что такое?». Биологический смысл О. р. — создание условий для лучшего восприятия раздражителя. Это достигается за счет появления комплекса соматических, вегетативных реакций и изменения уровня активации центральной нервной системы при общем торможении или нарушении текущей деятельности организма. Выделяют три основные группы компонентов О. р.:

1) двигательные;

2) вегетативные;

3) изменение уровня активации центральной нервной системы. К двигательным компонентам О. р. относятся:

1) реакции, обеспечивающие поворот глаз в направлении зрительного раздражителя, настораживание ушей, принюхивание;

2) реакции, обеспечивающие поддержание позы и приближение к стимулу.

К вегетативным компонентам О. р. относятся сосудистые реакции в виде сужения сосудов конечностей и расширения сосудов головы, обеспечивающие увеличение кровоснабжения мозга, кожно - галъваническую реакцию (КГР), изменение частоты сердцебиения и дыхания. В качестве возбудителей О. р. помимо новизны стимула выделяют такие его свойства, как изменение стимула, его сложность, двусмысленность, удивительность. В том случае, когда стимул и след, оставленный ранее предъявленными раздражителями (см. нервная модель стимула), совпадают, О. р. не возникает. По мере повторения нового стимула, вызывающего О. р., происходит его ослабление, угасание. В зависимости от широты распространения возбуждения в нервной системе различают генерализованную и локальную формы О. р. В зависимости от длительности выделяют долго длящийся тонический и быстро завершающийся физический О. р. В процессе угасания генерализованный О. р. сменяется локальным, тонический физическим О. р.

Гиппокамп (hyppocampus; греч. hyppocampos — морское чудище с телом коня и рыбьим хвостом) — часть древней коры большого мозга, парное образование, является центральной структурой лимбической системы. Вопрос о функциях Г. сложен и до конца не решен. Предполагается, что Г. участвует в организации ориентировочного рефлекса и внимания, регуляции вегетативных реакций и эмоций, управлении произвольными движениями, в механизмах памяти и обучении, в формировании сложных форм поведения, особенно связанных с необходимостью активного торможения. Наиболее вероятной функцией Г. является участие в регистрации новой информации. При этом уже сформировавшиеся следы памяти не хранятся в Г., но запись новых существенно зависит от его нормального функционирования. Возможно, Г. осуществляет сравнение вновь поступающей информации с уже имеющимися следами, в результате чего обеспечиваются условия, необходимые для формирования долговременной памяти. Значение тета-ритма заключается в том, что он отражает реакцию гиппокампа, а тем самым — его участие в ориентировочном рефлексе, реакциях настороженности, повышения внимания, в динамике обучения. Тета-ритм в гиппокампе наблюдается при высоком уровне эмоционального напряжения — страхе, агрессии, голоде, жажде. Вызванная активность в гиппокампе возникает на раздражение различных рецепторов и любой из структур лимбической системы. Разносенсорные проекционные зоны в гиппокампе пере­крываются. Это обусловлено тем, что большинство нейронов гиппокампа характеризуется полисенсорностью, т. е. способностью реагировать на световые, звуковые и другие виды раздражений.

Физиологические механизмы внимания - нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфа - ритма -), происходит снижение порогов восприятия - и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания - к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности -. При реализации какой - либо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов коры.

ОРИЕНТИРО́ВОЧНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ

(франц. orientation, букв. – направление на восток, от лат. oriens – восток) – совокупность действий индивида, направленных на ориентировку в ситуации. Термин "О. д." ввел И. П. Павлов, к-рый выделил ориентировочный рефлекс из др. рефлексов и раскрыл его биологическое, приспособит. значение и его содержание как рефлекса "что такое" или "исследовательского рефлекса". Павлов полагал, что без ориентировочного рефлекса было бы практически невозможно сохранение жизни животного, и высказал предположение, что этот рефлекс происходит из рефлекса "биологич. осторожности", являясь его активной формой. Это определяет его отношение к др. рефлексам: ориентировочный рефлекс затормаживает др. виды поведения, когда возникает опасность (а ею потенциально является все новое), и уступает им место, когда такая новизна проходит. С помощью ориентировочного рефлекса выделяется объективная связь между сигналом, реакцией и подкреплением и обеспечивается ее отражение в центр. нервной системе; выполнив свое назначение, ориентировочный рефлекс угасает – возбуждение идет по проложенному пути и вызывает условный рефлекс. У высших животных ориентировочный рефлекс получает такое развитие, что становится относительно самостоят. формой поведения. Это позволяет вырабатывать новые условные связи на одном "ориентировочном подкреплении".

7. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному. Научение может быть как кратковременным, так и постоянным, а его устойчивость зависит от памяти – способности хранить и извлекать информацию из предыдущего опыта. Без памяти научение невозможно.

Природа памяти не раскрыта до сих пор. Возможно, к ней имеет отношение существование замкнутых цепей нейронов, в которых возбуждение может циркулировать по кругу, сохраняя таким образом информацию. Однако большинство исследователей склоняется к тому, что в таких системах информация может храниться только небольшое время. Нарушения кратковременной памяти могут происходить в процессе старения или при сотрясении головного мозга. По другой гипотезе, память, особенно её долговременная составляющая, связаны с устойчивыми биохимическими изменениями в головном мозге, что подтверждается введением нервной ткани обученных животных в мозг необученным (при этом сокращается время научения). По-видимому, память – совокупность как перечисленных механизмов, так и других, о которых мы имеем весьма смутное представление.

Можно выделить следующие формы научения:

- привыкание – угасание реакции на повторяющийся стимул, не подкрепляемый поощрением или наказанием;

- условный рефлекс (классическое обуславливание) – выработка реакции не только на безусловный раздражитель, но и на появляющийся в сочетании с ним условный;

- научение путём проб и ошибок – научение животных, когда после какого-то определённого действия им предлагается награда либо наказание; сочетание такого действия с «оценкой» увеличивает или уменьшает его вероятность в дальнейшем;

- импринтинг (запечатление) – запоминание животным в отдельные периоды своей жизни (как правило, в детстве) поведения других индивидуумов (чаще – родителей) с последующим выполнением этих действий самостоятельно;

- латентное научение – исследование новой обстановки, которое не имеет непосредственной необходимости сейчас, но будет иметь жизненно важное значение в дальнейшем;

- инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды (обычно этому предшествует некоторый период «размышления»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: