Возрастная периодизация — разграничение человеческой жизни на отдельные периоды по совокупности анатомофизиологических биологический возраст и социально-психологических признаков.
Критерии возрастных периодов относительны и зависят от многих факторов: биол. особенностей организма, соц. среды, экономического развития страны, уровня научных знаний.
В каждом возрастном периоде организм человека отличается особенностями строения и функционирования его органов и систем, которые определяют его приспособительные возможности.
В развитии человека выделяют 2 этапа: внутриутробный и внеутробный.
Внутриутробный период длится от момента зачатия до момента рождения 38-40 недель. В нём выделяют стадию эмбрионального развития до 3 месяцев беременности и платентарную 3-9 месяцев.
В эмбриональный период зародыш очень чувствителен к различным повреждающим факторам наркотики, никотин, алкоголь, антибиотики, что приводит к внутриутробной гибели. Предплодный период 4-8 недель — формирование плаценты детское место и зачатков всех основных систем организма сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой, дыхательной, пищеварительной.
|
|
Внеутробный этап начинается с момента рождения и в детском возрасте условно делится на 5 периодов. Каждому из них соответствует своя степень физического и психологического развития, опред. характер вскармливания и питания, ухода и воспитания.
- Период новорождённости 4 недели — организм ребёнка приспосабливается к новым условиям внеутробной жизни. Наиболее часто встречаются заболевания: последствия родовых травм, врождённые пороки развития. Новорождённые устойчивы к детским инфекциям за счёт пассивного иммунитета, приобретённого от матери.
- Грудной, или младший ясельный 4 недели — 1 год — интенсивное физ. развитие. В течение 1-го года масса тела возрастает в 3 раза, рост увеличивается на 25 см, совершенствуется ЦНС, появляются двигательные навыки, зачатки речи, строение и ф-ции ЖКТ ещё не совершенны. Погрешности в питании приводят к снижению массы тела или к избытку. Ко 2-й половине года безащитен к инфекциям, т.к. материнский иммунитет значительно ослабевает, а собственные иммунные реакции развиты слабо, поэтому необходимо своевременно делать профилактические прививки и закаливание. В течение 1-го года — активное психич. развитие, вырабатывается координация, учится сидеть, ползать, ходить.
- Раннее детство, старший ясельный возраст, преддошкольный 1-3 года — интенсивное развитие нервной системы, формирование условно-рефлекторных связей, закрепление и сохранение их на протяжении всей жизни.
|
|
- Первое детство, дошкольный возраст 4- 7 лет — значительное развитие двигательных навыков, речи, быстрое психическое развитие, ослабление пассивного иммунитета, повышается склонности к детским инфекциям корь, ветрянка, скарлатина. Для усиления защиты организма — закаливание.
- Второе детство 8-13 лет — большинство органов достигают полного развития, нервная система продолжает совершенствоваться, костная система находится в стадии формирования, возрастает ф-я половых желез.
Подростковый пубертатный — 12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики — нарастание массы тела, увеличение двигательной и нервно-психической активности, развитие 2-ых половых признаков, связанное с гормонной перестройкой.
Юношеский возраст 17-21 год — юноши; 16-20 лет — девушки — завершение созревания всех тканей орг-ма, окостенение скелета, темпы формирования орг-ма зависят от конституции.
Зрелый возраст. Периоды: 1 22-35 лет м. и 21-35 ж. — форма и строение тела изменяются мало, завершается морфофункциональное развитие, отмечается максимальная интенсивность большинства функций; 2 36-60 м. и 36-55 ж. — постепенная нейро-эндокринная перестройка, угасание ф-й половых желез, появляются 2-ные изменения вялость, дряблость, морщинистость, поседение волос.
Пожилой 61-74 — мужчины, 56-74 — женщины — нарастание признаков старения, которые охватывают все органы и системы, являющиеся основой заболеваний атеросклероз, гипертоническая болезнь.
Старческий до 90 лет — общая инволюция орг-ма, снижение уровня физиол. ф-й и способности к адаптации, утрачивается эмоциональная живость, ослабевает память.
Долгожители более 90 дет — относительная стабилизация функциональных систем, состояние крови, ССС, НС.
10 Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Принцип обратной связи рефлекторное кольцо. Классификация рефлексов.
ЦНС регулирует функции организма по механизму рефлекса. Рефлекс — ответная реакция организма на раздражителей, осуществляющаяся при помощи ЦНС. Термин рефлекс предложил Монтелье в 1743г.
Рефлекторная дуга — последовательно соединённая цепочка нервных клеток, обеспечивающих осуществление реакций на раздражителей.
Рефлекторное кольцо — совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в ЦНС.
В рефлекторном кольце, в отличие от рефлекторной дуги, есть обратная связь от рабочего органа после получения им нервного импульса по двигательному нейрону и ответной реакции на этот сигнал в рефлекторный центр например, в спинном мозге по другому чувствительному нейрону поступает нервный импульс, сигнализирующий об изменении состояния рабочего органа.
Классификация рефлексов.
- По способу образования рефлекторной дуги: безусловные врождённые и условные приобретённые
- По биологическому значению: защитные, половые, пищевые, родительские, исследовательские, локомоторные
- В зависимости от числа синапсов в центре рефлекторной дуги: моносинаптические, полисинаптические
- По рецепторам, раздражение которых вызывает ответную реакцию: экстрорецептивные болевые, тактильные, температурные; интрорецептивные хема-, боро-, осморефлексы; прорецептивные рефлекс мышц, сухожилий, суставных поверхностей
- В зависимости от структуры мозга: спинно-мозговые, бульбарные, мезоэнтефальные, диэнтефальные
- В зависимости от отдела: соматические, вегетативные
- По клеточному результату: сердечные, сосудистые, слюноотделительные, двигательные, секреторные.
11 Общий план строения сенсорных систем. Основные функции сенсорных систем СС.
Все живые организмы нуждаются в информации об окружающей среде. Кроме этой информации все живые образования должны ориентироваться в пространстве и оценивать его важные свойства. Физиологические системы, воспринимающие данную информацию — органы чувств: орган осязания кожа; вкуса язык; обоняния нос; слуха ухо; зрения глаз.
|
|
В 19 в. Данные системы называли органами чувств. И. П. Павлов предложил дать название анализатор. Анализатор по Павлову — совокупность рецепторов и нейронов мозга, участвующих в обработке информации о сигналах внешнего или внутреннего мира и получения о них чёткого представления.
Современное понимание об анализаторах как многоуровневых системах привело к появлению более общего понятия — сенсорная система. Сенсус греч. — ощущение, чувство.
Наиболее важные СС: зрительная СС её помощью организм получает 70-90% информации; слуховая СС 14% информации; осязание 6% информ.; обоняние и вкус 10% информ.
Кроме того существуют СС, которые не дают столь чёткой информации, но играют важную роль в деятельности человеческого организма: двигательная СС информирует организм о состоянии скелетно-мышечной системы; вестибулярная СС даёт представление о положении и перемещении тела в пространстве; температурная СС; хеморецепторная СС о химическом составе крови и тканевой жидкости; болевая СС информ. о повреждении тканей тела.
СС обладают способностью к взаимовыручке, т.е. при повреждении одной СС остальные начинают работать в усиленном режиме. У людей, лишённых зрения, обостряется тактильная и слуховая чувствительность; у глухих — зрение. У женщин гораздо лучше развито цветоощущение и в 10 раз острее обоняние.
Каждая СС состоит из 3-ёх отделов:
Периферический отдел в нём происходит превращение сигнала внешнего мира в электрический процесс — импульс. Как правило, этот отдел представлен ухом, носом, глазом
Проводниковый отдел в нём обрабатывается информация и проведение её в высшие отделы мозга
Центральный — корковый отдел в нём происходит окончательная обработка информации и возникает ощущение.
Классификация СС:
По характеристике раздражения: механическая тактильная, вестибулярная, болевая, прорецептивная; химическая вкусовая, обонятельная; световая зрительная; температурная температурная СС.
|
|
По среде, из которой воспринимается раздражитель: внешняя вкусовая, тактильная, обонятельная, зрительная, слуховая; внутренняя химические СС.
Температурная, болевая, вестибулярная, прорецептивная СС реагируют как на внутренние, так и на внешние раздражители.
Сенсорные системы человека обеспечивают:
1 формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2 контроль произвольных движений;
3 контроль деятельности внутренних органов;
4 необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.
Сенсорные системы выполняют следующие основные функции, или операции, с сигналами: 1 обнаружение; 2 различение; 3 передачу и преобразование; 4 кодирование; 5 детектирование признаков; 6 опознание образов. Обнаружение и первичное различение сигналов обеспечивается рецепторами, а детектирование и опознание сигналов — нейронами коры больших полушарий. Передачу, преобразование и кодирование сигналов осуществляют нейроны всех слоев сенсорных систем.