Развитие,движение,именение

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие-общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.Выделяются следующие основные точки зрения:развитие — только поступательный процесс,то есть восходящее развитие;развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично.Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение -основа развития.Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве- в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

60.Диалектика и метафизика

 

Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин «метафизика» был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским..

 

В современном обществознании ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКА» ИМЕЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ:

 

1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории — это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.

 

2. Особая философская наука — ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК ТАКОВОМ, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.

 

3. ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (антидиалектика) ниже и будет идти речь.

 

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

 

Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

 

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

 

СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

 

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

 

Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.

 

61. Догматизм, формализм, схоластика, эклектика, волюнтаризм и софистика как альтернативы схоластики.

 

ФОРМАЛИЗМ — направление в эстетике, искусстве, литературе, акцентирующее значение формы в ущерб содержанию или даже при полном забвении последнего; в этике — термин, обозначающий всякую этическую теорию, которая, подобно этике И. Канта, кладет в основу своих построений чисто формальные принципы; в обычном смысле — соблюдение внешней формы в ущерб существу дела.

 

Догмати́зм— способ мышления, оперирующий 0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BC%D0%B0"догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике, такими как 0%90%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B0"аксиомы в математике и 0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82"постулаты в физике) и опирающийся на них.

 

Для догматизма характерны некритичность по отношению к 0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BC%D0%B0"догмам (отсутствие 0%9A%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0"критики и 0%A1%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1"сомнений) и 0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC"консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая 0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0"вера в 0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82"авторитеты.

 

Термин «догматизм» применяется в сфере 0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0"политики, 0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F"религии и 0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F"философии.

 

Схола́стика— систематическая 0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F"средневековая философия, сконцентрированная вокруг 0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82"университетов и представляющая собой синтез 0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE"христианского (0%9A%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC"католического) 0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5"богословия и 0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0"логики 0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C"Аристотеля.

 

Отличительные черты

 

Составление «Сумм» — всеобъемлющих 0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%83%D0%BC_%28%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29"компендиумов по тому или иному вопросу.

 

Доскональное изучение поставленного вопроса со скрупулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением неортодоксальных воззрений.

 

Высокая культура цитирования.

 

Основные проблемы

 

Вера и 0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5"знание

 

Доказательство бытия 0%91%D0%BE%D0%B3"Бога

 

Общее и единичное (проблема универсалий)

 

Экле́ктика, также эклекти́зм— смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении. Термин введён в употребление во II веке родоначальником философской школы 0%AD%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC"эклектизма Потамоном.

 

62.Принципы диалектики

 

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы. Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития. Движение также является внутренним свойством. Движение также является способом связи в материальном мире. законы диалектики. Закон — это объективные, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Они охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. базовые законы диалектики: единства и борьбы противоположностей (заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. внутренний источник движения и развития всего сущего.); переход количества в качество; отрицания отрицания. Гегель вывел два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. Тождественность означает то, что предмет равен самому себе. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению предмета — движению. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.Количество — исчисляемые параметры предмета или явления Мера — единство количества и качества.При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры.. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные.Наиболее распространенный вид связи — внешние (человека как элементы социальной системы) и внутренние(человеческого организма как биологической системы)Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда

 

63. Законы диалектики

 

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Гегель считается основоположником диалектики.Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания через:законы диалектики; Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу.Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.Можно также выделить различные виды борьбы:борьба, приносящая выгоду обеим сторонам;борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой;борьба где одна сторона может выжить только за счет уничтожения другой.Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры.(пример:Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей)Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно;незаметно, эволюционно.Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.Примеры:•смена вкусов в культуре, музыке; ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых/

 

64.Система категорий диалектики.

 

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

 

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

 

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

 

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

 

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

 

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

 

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

 

65.Единство диалектики, логики и теории познания

 

ЕДИНСТВО ДИАЛЕКТИКИ, ЛОГИКИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ — один из важнейших принципов марксистской философии, раскрывающий ее структуру и предмет. Впервые был четко сформулирован Лениным, к-рый писал, что «диалектика и есть теория познания... марксизма...». Для домарксистских мыслителей характерным является деление философии на обособленные, несвязанные области: онтологию как учение о бытии, гносеологию — учение о познании и логику как учение о законах и формах мышления. Впервые этот разрыв пытался преодолеть Гегель. Он поставил во главу угла своей философии принцип тождества диалектики, логики и теории познания, понимая это тождество идеалистически. Гегель превращал духовное (мышление) в первоначало всего существующего, в нечто объективное, а предметный мир оказывался у него лишь ограниченным воплощением развивающегося духа. Следовательно, мир, с точки зрения Гегеля, развивался по законам мышления; законы развития объективного мира (его диалектика) были тождественны законам логики. Поскольку мировой дух, по Гегелю, в процессе своего движения одновременно раскрывал свое содержание, познавая самого себя, то законы развития мирового духа были вместе с тем и законами познания, а категории логики выступали как ступени развития познания. Таким образом, объективная диалектика (развитие внешнего мира) и субъективная диалектика (развитие познания) в гегелевской философии совпадают, но так, что основой оказывается диалектика мышления. Марксистская философия формулирует принцип совпадения диалектики, логики и теории познания на совершенно другой основе. Она исходит из положения о первичности внешнего, предметного мира. Этот мир не нуждается ни в каком «одухотворяющем» его начале, он развивается цо своим собственным законам. Эти законы в их всеобщности прежде всего и изучает диалектика. В своей практической деятельности человек, опираясь на законы объективного мира, преобразует его, переделывает предметы, исходя из их свойств, в соответствии с присущими им связями. Поэтому законы диалектики охватывают и предметно-чувственную деятельность и на этой основе становятся законами познания. В процессе познавательной деятельности человек в идеальной форме отражает те диалектические связи, закономерности, к-рые объективно присущи вещам. Само познание выступает как сложный диалектический процесс все большего освоения предметного мира, проникновения в глубь вещей. Для того чтобы в мышлении, в логических формах, категориях была схвачена диалектика объективного мира, сами эти логические формы (напр., понятия) должны быть гибкими, развивающимися, переходящими друг в друга. Таким образом, принцип развития применяется не только к объективному миру,. но и к мышлению, познанию. Е. д., л. и т. п. и основывается на том, что законы диалектики действуют не только в объективном мире, но и в познании, мышлении человека. Это единство понимается как процесс, как совпадение диалектики, логики и теории познания, осуществляемое в длительном развитии практической и теоретической деятельности людей.

 

66.Гносеология(эпистемология) в системе философского знания

 

- это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания н реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis»— знание и«logos»—понятие, учение, т. е. учение (понятие) о знании. Первая целиком гносеологическая концепция – это логика Аристотеля. Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII века изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической дисциплиной становится методология. Третий этап: в ХХ веке учитывается многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания, семиотика, герменевтика. Основная проблема гносеологии – определение познания. Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания. Основные гносеологические дисциплины рассматривают различные составляющие познавательного процесса.

 

67.Объект и субъект познания, их диалектика

 

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

 

Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями.

 

Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология” – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г

 

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя. Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

 

68. Чувственное и рациональное познание.

 

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов (модальностей) ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации. Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные картинки-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

 

69. Истина: ее формы, основания и критерии

 

История науки свидетельствует о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения, как это было, например.

Заблуждение - знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. От заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать ложь, которая есть преднамеренное искажение действительности. Заблуждение и ложь дают определенную характеристику знания.

Истина - это адекватное отображение объекта познающим субъектом в знании. Это значит, что истина есть свойство знания, а не объекта познания. Еще Аристотель заметил, что истинное или ложное находится не в вещах, а в мысли. Он сформулировал классическую концепцию истины, которую также называют концепцией соответствия, или корреспонденции, поскольку в данной концепции истину понимают как соответствие знания объекту.

В дальнейшем классическая концепция истины была дополнена когерентной концепцией, утверждающей взаимосоответствие, взаимосогласованность суждений. К когерентной концепции истины склоняются, как правило, логики и математики. Достаточно широкое распространение получила прагматическая концепция истины, в наиболее полной форме развитая американским философом Уильямом Джемсом (1862- 1910). Он писал, что прагматизм утверждает в качестве истины лишь то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни.

Истина субъективна лишь по форме ее выражения, но объективна по содержанию. Объективность истины означает, что она, в конечном счете, обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью ее содержания от познающего субъекта.

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут. Кроме того, абсолютную истину понимают как абсолютное в истине, т.е. как такое содержание знания, которое никогда не может быть опровергнутым в будущем.

Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и Уточнение по мере развития практики и познания. Изменчивость наших знаний связана с тем, что истина всегда конкретна. Это значит, что познание должно учесть место, время и другие специфические обстоятельства, в которых существует объект познания. Истинное суждение об объекте, находящемся в одних условиях, может превратиться в заблуждение, если рассматривать данный объект в иных условиях.

Наличие в относительной истине элементов абсолютного знания свидетельствует о том, что познание представляет собой процесс все более глубокого и точного отражения объективного мира. Объективная истина абсолютна, поскольку она правильно отражает те или иные стороны и связи действительности, и в то же время она относительна, ибо это отражение всегда неполно ввиду неисчерпаемости содержания действительности. Другой крайностью в понимании истины является догматизм, который преувеличивает в ней момент абсолютного. Игнорирование догматизмом относительности истины превращает знания в мертвые, застывшие схемы. Выделяют еще: двойственную, вечную, субъективную и т.д.

 

70. Структура и логика научного познания

 

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Эта структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Основные уровни научного познания: эмпирический(сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ);теоретический уровень (его составляют основанные на фактах проблемы и научные предположения /гипотезы/, основанные на них законы, принципы и теории); метатеоретический (представлен философскими установками, социокультурными основаниями научного исследования, а так же методами, идеалами, нормами стилем мышления исследователя и т.д.).Так же Структура научного познания включает в себя:объект познания(фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Т.е объектом познания является то, что исследуется ученым),субъект познания(личность, формирующая новое знание.),знание как результат и метод исследования.термин "логика" традиционно связывается с выявлением и формулировкой правил вывода одних знаний из других, правил определения понятий, что, начиная еще с античности, составляло предмет формальной логики. В настоящее время разработка логических норм рассуждения, доказательства и определения как правил работы с предложениями и терминами языка науки осуществляется на основе аппарата современной математической логики..

 

71. Понятие «общество»

 

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. Основные сферы жизни общества: экономическая; социальная; политическая; духовная.Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.Элементами общественного сознания являются: обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.Формами общественного сознания являются: политическое; правовое; моральное; научное; религиозное.

72. Общество как система

 

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. Общественное бытие имеет две стороны: объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей; субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. Основными сферами жизни общества являются: экономическая(базовая, определяющая в жизни общества. включает в себя: производство; распределение; обмен; потребление материальных благ); социальная(система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основные элементы: классы; страты; сословия; люди города и деревни; социально-демографические группы. основные подходы: классовый, стратификационный); политическая(совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами являются: государство и государственные органы; политические партии; общественные организации; профсоюзы; иные институты.); духовная(Основными элементами являются: духовная деятельность; духовные ценности; духовные потребности людей; духовное потребление; индивидуальное сознание; общественное сознание.).социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую. Тенденцией развития современного общества является: превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами; усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых "малых групп".Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.Элементы общ. сознания: обыденное(непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности) и теоретическое(высшее обобщенное восприятие бытия) сознание; общественная идеология(система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй) и психология(чувства, интересы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом); формы общественного сознания (политическое; правовое; моральное; научное; религиозное)

 

73.Источники и движущие силы развития общества

 

Движущие силы развития общества - существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс об-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, ищут их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных, надысторических силах, в механической комбинации различных факторов.: Классики марксизма-ленинизма открыли материальные движущие силы, доказали их первичность и определяющий характер по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. В общем виде к Д. с.: р. о. относятся общественные противоречия, дающие конечный импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деятельность социальных субъектов, разрешающая эти противоречия; побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные - на материально-экономические, социально-политические и духовные, объективные и субъективные.

 

74.Многообразие исторического процесса

 

В философии наблюдается многообразие концепций исторического процесса. В рамках, например, натурализма, осуществляется попытка отождествления человека с животным в объяснении истории законами природы.

 

Идеалистический подход к обществу находим у Гегеля. Историю определяет самодвижение мирового духа, которое завершается его самопознанием.

 

В историческом материализме, сформулированном в идеологии марксизма, провозглашалась первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию и активность воздействия общественных идей на бытие.

 

В XX в. решающее значение материального производства, производственной техники и экономики в общественной жизни указывают американские мыслители Белл и Ростоу. Они полагают, что в зависимости от того, каким является материальное производство, таким формируется тип цивилизации.

 

Еще более сложным для философской мысли оказывается вопрос о содержании и направлении исторического процесса. Рассмотрим некоторые, широко распространенные точки зрения по этому вопросу.

 

Начало философскому анализу исторического процесса в европейской культуре положил Августин Блаженный. Он рассматривал историю с позиций провиденциализма. Провиденциализм — это религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека.

 

Маркс и Энгельс разработали диалектико-материалистическую концепцию исторического процесса. Согласно ей, основой существования и развития общества является материальное производство. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

 

Важное место во взглядах Маркса и Энгельса занимает учение об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая формация — это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии- Таких ступеней в истории общества Маркс выделил пять: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. Правда, Маркс говорил и об особом, азиатском способе производства, но свои соображения на этот счет не оформил в виде учения об особой общественно-экономической формации.

 

Почему с конца XIX в. и в XX в. разрабатывается цивилизационный подход к истории. Так, Ростоу выдвинул теорию стадий экономического роста, которая получила значительное распространение в социально-экономической литературе. О ней уже говорилось в главе IX данного учебного пособия.

 

Разновидностью цивилизационного подхода к истории стала и концепция пассионарного взрыва русского историка Л.Н.Гумилева, постепенно, уже после его смерти, завоевывающая признание и понимание современников.

 

75.Критерии общественного прогресса

 

Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется пере ход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. 1.критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые.соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производительности труда, для развития человека. Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.2. критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

 

76. Понятие «общественно-экономическая формация»

 

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.

 

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

 

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

 

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

 

В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

 

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

 

Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

 

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

 

• первобытнообщинная;

 

• рабовладельческая;

 

• феодальная;

 

• капиталистическая;

 

• коммунистическая (социалистическая).

 

77.Понятие «культура».

 

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии и истории культуры.

 

Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы). Первый аспект подразумевает, что культура представляет собой особую сферу общественной жизни, в которой наиболее полно реализуются творческие потенции человека(искусство, наука, образование). Второй аспект культуры означает, что в ней всегда присутствует то, что свято, то, что признается безусловной ценностью. С ценностным отношением тесно связано понятие идеала, в частности нравственного и эстетического. Третий аспект, акцентирующий противопоставленность «культуры и натуры», указывает на то, что бытие человека и общества принципиально отлично от чисто природного существования, представляет собой особый мир, в котором определяющей является духовная сторона. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезней-ших работ известных теоретиков культуры.

 

78.Цивилизация как культура

 

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

 

- культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

 

- смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

 

- взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),

 

- логику эстетического развития (Бродель).

 

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

 

1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

 

2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

 

3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

 

4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

 

Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):

 

1. По типу хозяйственной деятельности

 

· Земледельческая

 

· Индустриальная

 

2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями

 

· Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов

 

· Закрытые (интравертные)

 

3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории

 

· Восточная

 

· Западная

 

· Промежуточная

 

4. В зависимости от способа производства

 

· Первобытная

 

· Рабовладельческая

 

· Феодальная

 

· Буржуазная

 

· Социалистическая

 

Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.Таким образом современная техногенная цивилизация, которая все более приобретает самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

 

79.Характеристика современной эпохи

 

Современная философия - новый этап в развитии мировой философской мысли. Нижняя граница, отделяющая современную философию от предшествующей ей - традиционной, - не является пока общепринятой, однако в необходимости ее проведения согласны практически все специалисты. Неопределенность этой границы проистекает в основном из неоднозначной трактовки понятия "современная эпоха", или просто "современность". В отечественной историографии обычно выделяется эпоха новейшего времени, начало которой, как принято считать, положил XX век, а точнее - Первая мировая война. Иногда термины "эпоха новейшего времени" и "современная эпоха" отождествляются, иногда под последней имеется в виду лишь период после окончания Второй мировой войны: период экономического, политического и идеологического противоборства двух мировых суперсистем, принявшего глобальный характер, - период "холодной войны" и "горячих точек". Однако, приняв последнюю точку зрения, придется либо констатировать, что современная эпоха завершилась в 1991 году вместе с распадом СССР и так называемой мировой системы социализма и сейчас мы уже живем в какой-то иной, постсовременной эпохе, либо искать для современности какие-то другие общие характеристики, действующие и поныне.

 

Поэтому представляется целесообразным принять традиционную отечественную точку зрения и отодвинуть нижнюю границу современной эпохи к началу XX века, когда капитализм в экономике достиг стадии монополизации и мировых экономических кризисов, а в политике на общемировом уровне начался неконтролируемый процесс борьбы за передел исторически сложившихся сфер влияния, в том числе и за рынки сбыта готовой продукции. С наступлением новой, современной эпохи формируется и новая, современная духовная культура, а вместе с ней и современная философия, противостоящая прежней, традиционной философии. Причем философия в этом отношении не представляет собой какого-то исключения. Так, в истории логико-математических и естественных наук уже давно используются понятия "традиционная наука" и "современная наука", причем последняя начинает формироваться еще во второй половине XIX века. Аналогичные процессы происходят также и в искусстве - вспомним хотя бы борьбу французских художников-импрессионистов как представителей нарождающегося "современного искусства" с представителями традиционных направлений в живописи конца XIX века. В религии в это время тоже возникают новые, нетрадиционные формы верований.

 

Новые веяния - в рамках современной духовной культуры - вынуждены, естественно, сосуществовать вместе со старыми и противостоять им, тоже модифицируемым и приспособляющимся к изменившимся, "современным" условиям. Поэтому современная духовная культура представляет собой некое единство, синтез двух течений: модифицированного старого и народившегося нового, иначе говоря, единство классического и неклассического.

 

80. Типовая структура сфер жизни.

 

Основными сферами жизни общества являются:экономическая; социальная; политическая; духовная.Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:производство; распределение; обмен; потребление материальных благ (содержание экономической сферы)Экономическая сфера существует в следующих формах.экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь; деятельность институтов управления экономикой; способ производства материальных благ.Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.Основные элементы социальной структуры общества:классы; страты; сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); национальные общности.Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.Элементами политической системы общества являются: государство и государственные органы;политические партии; общественные организации;профсоюзы;Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.Основными элементами духовной жизни общества являются:духовная деятельность;духовные ценности; духовные потребности людей, духовное потреблениеиндивидуальное сознание;Духовная деятельность -деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.Общение между людьми, взаимообмен духовными ценно-стями называется духовными отношениями.

 

81. Идеология и формы общественного сознания и их взаимодействия

 

Общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений и т.д., отражающих общественное бытие людей.

 

Общественное сознание возникает одновременно и в единстве с общественным бытием. Поскольку сознание реализуется в его отражательной и активно-творческой способности, то сущность общественного сознания состоит в том, что оно может отражать общественное бытие только при условии его одновременного активно-творческого преобразования (идеи могут опережать наличное состояние общества и даже его преобразовывать).Формирование общественного сознания - процесс сложный и длительный. Его нельзя сводить к количественной сумме индивидуальных сознаний конкретных людей. Представляя собой совокупность идей, взглядов, воззрений, создаваемых людьми, общественное сознание как бы "снимает" авторскую индивидуальность идей, превращая их в объективную духовную реальность и поступая в распоряжение индивида уже в надличностной форме и влияя на формирование его индивидуального сознания.

 

Общественное сознание принято делить на уровни и формы. Уровнями общественного сознания являются обыденно-практический и теоретический. Обыденно-практический уровень сознания сводится к жизненно-практическому, несистематизированному, но, вместе с тем, целостному жизнепониманию. Теоретический уровень представляет собой творчески разработанные и рационально систематизированные идеи, осуществлённые в рамках частных наук, искусстве, философии и др.

 

Соотношение между обыденным и теоретическим уровнем сознания по-особому трансформируется в соотношении между общественной психологией и идеологией. Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, фантазия и здравый смысл. Идеология это частный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определённого класса, партии даётся систематизированная оценка социальной действительности.

 

К формам общественного сознания относятся следующие: философия, политика, право, мораль, религия, наука, искусство и т.д.

 

82. Философская антропология

 

Существительное антропология происходит от греческих слов anyrwpoq (человек) и logoq (мысль, слово) и обозначает рассуждение, или трактат, о человеке. Прилагательное философская указывает на тот способ изучения человека, в котором делается попытка объяснить посредством рационального мышления самую сущность человека. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — 1) — специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. 2) — Совокупность антропологических концепций, возникших в неклассической и постклассической философии. С момента своего возникновения философия задается вопросами о месте человека в космосе и в обществе, о человеческом уделе и счастье, о смысле существования, субъекте познания и оценки и т.п. Природа или сущность человека всегда интересовали философов, а потому термин «философская антропология» можно применить к любому разработанному философскому учению. 2) В более узком смысле термин «философская антропология» применяется к тем учениям, в которых «проблема человека» становится центральной.

 

83. Соотношении биологического и социального в человеке.

 

С точки зрения марксизма, человек - это предельно общее понятие для обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие "человек" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Таким образом понятие "человек" выражает целостность человеческого существа, единство самых различных его жизненных функций и проявлений. Используя понятие "человек", марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует такая особая и исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности человек на всех этапах исторического развития остается тождествен самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.Человек - это часть природы, живое телесное существо. С этой точки зрения его можно охарактеризовать определенной совокупностью родо-видовых признаков. Природно-биологически обусловлено рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать определенные виды пищи, передача по наследству определенных задатков и возможностей, пол и другие качества человека. Подобно другим биологическим видам человечество (homo sapiens) имеет устойчивые вариации - разновидности. Наиболее крупные из них - расы. Природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Однако раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. Этот признак указывает на общую основу жизнедеятельности человека и всего живого, но не выясняет качественного отличия человека от животного, не раскрывает той специфической основы, которая обусловливает его выход из животного мира и весь процесс его существования и развития. Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития живого, когда производство орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятельности из вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности постепенно перерастают в специфический способ жизнедеятельности человека. Специфика этого способа заключается в том, что производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворений которой становится невозможной сама жизнь. можно сформулировать такую синтетическую характеристику человека. Человек - это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

84. Жизнь и смерть как философская проблема

 

В философии тема смерти решается разными путями.

 

Первый путь утверждает бессмертие человека. Одним из первых философских учений о бессмертии человека было учение Платона о человеке, как о существе, состоящем из двух частей – смертного тела и бессмертной души. В дальнейшем вся философия, стоящая на позициях бессмертия человека, так или иначе, является продолжением Платона, или комментариями к Платону.

 

Второй путь призывает смириться с неизбежностью смерти, например, по тем философским основаниям, что у всего есть конец, и у человека он тоже должен быть. Или смириться по тем основаниям, что человек вообще не встречается со смертью, поскольку, пока он жив, смерти еще нет, а когда приходит смерть, то нет уже самого человека. Или смириться по любым основаниям любого рода, лишь бы принять этот факт и не мучиться им всю свою жизнь. Или смириться со смертью вообще безо всяких оснований, поскольку это ничего не меняет по общему результату. И так далее.

 

Некоторые философские концепции второго пути видят в смерти положительную сторону, которая проявляется в том, что угроза смерти заставляет задуматься людей о смысле и содержании жизни. Или, по другим версиям (экзистенциализм), перед лицом смерти, в пограничном состоянии, человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей.

 

По своей сути, оба из этих философских путей осмысления смерти направлены на то, чтобы человек обрел внутреннюю свободу от осознания факта своей смертности.

 

При этом, если смерть понимается как устранение из этой жизни данной личности, то внутренняя свобода от смерти, понимается как мужественное утверждение в противовес этому своего личностного начала в духовном совершенствовании, или в материальных достижениях этой жизни.

 

85. Личность как продукт общественных отношений и деятельности.

 

Личность- человеческий индивид,обладающей совокупностью социально значимых черт,свойств и качеств,которые он реализует в общественной жизни. Ребенок с рождения не является личностью.Всякая лично обладает совокупностью свойств,определяющих её уникальность.Личность формируется в процессе социализации.Таким образом, человек - это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, не является личностью.Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.Личность формируется в процессе деятельности и общения. В различных видах деятельности развиваются физические и интеллектуальные способности личности.

 

86.Структура и динамика личности

 

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

 

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

 

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

 

темперамента (структуры природных свойств),

 

направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

 

способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

 

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

 

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

 

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

 

87.Челове


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: