Студент, изучивший тему, должен:
знать: основные понятия по данной теме, философов и их учения, специфику философии данного региона в указанных хронологический отрезок;
уметь: объяснить специфику европейской средневековой философии, выделить основные этапы схоластики, показать эволюцию во взглядах философов на протяжении указанного времени;
владеть навыками: находить общее и различное в учениях европейских философов и связывать с учениями философов Древнего Востока и античного мира, подготовки рефератов и докладов, составления опорных конспектов, составления хронологических таблиц, ведения словаря терминов.
План семинарского занятия:
- Формирование христианской философии. Философия Филона, Оригена. Гностицизм. Апологетика.
- Патристика. Учение Аврелия Августина.
- Ранняя схоластика (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр).
- Зрелая схоластика (Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скот, Экхарт).
- Поздняя схоластика (Оккам, Буридан).
- Проблема универсалий в философии: номинализм и реализм.
Список основной литературы
- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с. – (Гл.7; С. 110-122).
- Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с. – (Гл.6, 12; С. 123-153, 203-244).
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736 с. – (Гл.2; С. 80-100).
Список дополнительной литературы
- CD Электронная библиотека. История философии. Версия 2.0.
- Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. /Подготовка текста В.В.Целищева. - Новосибирск: Сибирское университетск. издательство; изд-во Новосибирск. ун-та, 2008. - 992 с.
- Фома Аквинский. Сумма теологии // Вопросы философии. – 2007. – № 9. – С. 163-179.
- Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Под ред. и сост. А.А. Радугин - М.: Центр, 2008 – 432 с.
- Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Отв. ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 544.
Тема 5: Философия эпохи Возрождения и Просвещения
Цель изучения темы – ознакомление студентов с философскими учениями эпохи Возрождения и эпохи Просвещения, культурой и искусством Западной Европы.
Задачи:
- выявить причины генезиса Ренессанса в Европе;
- рассмотреть учения философов Итальянского и Северного возрождения;
- изучить философию Европейского Просвещения;
- проанализировать идеи французских материалистов.
Основное содержание темы
Рождение «яркой» культуры в средневековой Европе. Итальянское Возрождение. Северное Возрождение. Появление новой философии. Философия и наука. Роль и значение И. Ньютона в европейской культуре. Эмпиризм и рационализм в философии и науке. Философия французского Просвещения. Французский материализм.
Основные требования к освоению содержания темы
Студент, изучивший тему, должен:
знать: основных представителей философии Возрождения и Просвещения, их работы и идеи, основные понятия;
уметь: связывать учения философов с общей динамикой развития региона (социальная, экономическая, политическая сферы), выявлять основное в учениях философов;
владеть навыками: подготовки кратких конспектов, составления таблиц, написании докладов и сообщений, оппонирования выступлений однокурсников.
План семинарского занятия:
- Основные черты философии Возрождения (гуманизм, платонизм, пантеизм, натурфилософия, мистицизм, социальная философия, утопизм).
- Философия Ф. Бэкона, Гоббса и Локка.
- Философия Декарта, Спинозы, Ньютона и Лейбница.
- Философия Беркли и Юма.
- Философия французского Просвещения: Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро.
- Французский материализм XVIII в.