Физиологические особенности организма жителей высокогорья и жителей Крайнего Севера

Высокогорья: Поперечные размеры тела. Увеличение теплопродукции. Повышена скорость кровотока. АД понижено. Повышена КЕК (кислород. Ёмкость лёгких), ЖЕЛ (жизнен. ёмк. лёгких) за счёт большого числа эритроцитов. В мышцах больше миоглобина. В митохондриях более высокая активность ферментов дых.цепей.

Крайнего Севера: поперечные размеры тела. Основной обмен больше на 13-16%, сильнее наполнены ткани кровью, выше % жировой ткани. Сосуды меньше ссужаются, АД понижено. Повышенное содержание в крови жир. кислот и пониж. содержание глюкозы.


Физиологические особенности организма жителей тропиков и кочевников.

Тропики: характерно удлинение форм тела. Повышается относительная поверхность испарения; увелич. количество потовых желёз; повыш. потоотделение. Страдают гипертонией – повыш. АД.; Пониж. уровень обмена веществ за счёт пониженной массы тела.

Кочевники: поперечные размеры тела, нижние конечности короче. Мясо – молочное(кумыс) пит. - много холестерина (на стенках сосудов), поэтому заболев. ЖКТ, повыш. АД. Присутств. физич. сила и выносливость.


Возрастная периодизация. Возрастные особенности организма.

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.

По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды: I новорожденный – 1-10 дней; II грудной возраст – 10 дней-1 год; III раннее детство – 1-3 года; IV первое детства – 4-7 лет; V второе детство – 8-12 лет – мальчики, 8-11 лет – девочки; VI подростковый возраст – 13-16 лет – мальчики, 12-15 лет – девочки; VII юношеский возраст – 17-21 год – юноши, 16-20 лет – девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явиться основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: