Проблема происхождения сознания

- нет единой точки зрения.

1. мифологическая

Боги наделили сознанием человека.

Обычные люди и полубоги, герои (бог + человек)

2. Религиозная – человека создал Бог

3. модернистская – человека создали высоко развитые цивилизации.

4. Научная – человек возник в ходе эволюции.

Структура сознания включает 3 основных компонента:

1. Мышление (сознание) – отражение действительности в понятиях, суждениях умозаключениях

Дискурсивное мышление – это мышление, основанное на логике рассуждения, а не восприятия; (1. Постановка задачи, 2. Поиск решения, 3. Нахождение решения.)

Интуитивное мышление – это мышление, основанное на непосредственном чувственном восприятии.

2. Чувство (подсознание)

3. Воля

80% успеха зависит от воли.

2 точки зрения на понятие «воля»;

1) Воля понимается А. Шопенгауэром как бесконечное стремление без цели. Человек — орудие воли, в его желаниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение. По мысли А. Шопенгауэра, человек не может вырваться из круга желаний. Единственным способом ослабления желания А. Шопенгауэр считает чистое созерцание без цели.

2) Классическая

Воля – процесс сознательного управления деятельностью, проявляется в преодолении трудностей на пути к цели.

Сознание – способность человека оперировать образами социального взаимодействия

Свойства сознания:

1. Идеальность

Идеальность - важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах.

Сам механизм преобразования материального в идеальное современная наука не может объяснить достаточно убедительно, но сущность подобного преобразования представляется в акте отражения предмета в форме целеполагания. Идеальное направлено на изменение образа предмета, а не его самого. Его главной целью является схема деятельности, направленной на достижение определенного результата. Таким образом, идеальное есть: а) особая форма отражения объективного мира и б) особая форма деятельности субъекта, в которой все изменения, преобразования осуществляются в форме бытия субъективного, духовного (субъективная реальность) и целенаправленно регулирует объективно-реальные действия человека. Идеальное – это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации

2. Интенциональность.

Сознание есть всегда сознание чего-то, нет чистого сознания, т.е. наше сознание всегда на что- то направлено.

Что это такое? В переводе с латинского - стремление. Стремление к чему, на что? Это первичная смыслообразующаяустремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету”, предметное истолкование ощущений. Впервые термин “интенциональность” ввел специально для философии немецкий философ Гуссерль. Он понимал это свойство сознания как актпридания смысла предмету, идущий от сознания.

Гуссерль представлял себе сознание как необратимый, направленный на предмет поток; он протекает в синтезированной, целостной форме. В потоке выделяются отдельные единицы, имеющие собственную целостность. Это и есть явления или, строго говоря, феномены сознания (отсюда и название философии Гуссерля — феноменология — учение о феноменах).

Сознание в своей интенциональности складывается из различных актов сознания — восприятия воспоминания, фантазирования и т.п. Оно в акте интенции наполняет смыслом, прежде всего, языковую предметность — сам язык как символическую форму.

Интенциональная функция, таким образом, смыслодающая; весь поток сознания и отдельные его элементы — феномены — способны к самообнаружению, самораскрытию во времени.

Сознание всегда есть сознание чего-то. Оно имеет направленность на какую-то предметность, В сознании всегда есть что-то, что является предметом сознания. Интенциональность означает, что самосознание распадается на то, что в нем и на то как в нем2.

То, на что распадается сознание, есть предмет, то, как оно распадается, есть форма. Эта предметность (“что”) представляет собой горизонт мира для сознания. Форма же сознания показывает, как оно бытийствует. Наше сознание имеет по крайней мере, три формы: жизненный опыт, оценка и смысл. Сознание в целом выступает как содержание жизненного мира человека. Интенциональность проявляется в возникновении предмета в горизонте мира.

3. Идеаторность сознания.

Термин был введен в философию К. Мегрелидзе в его книге “Основные проблемы социологии мышления” (Тбилиси, 1973 г.). Он необходим для четкогоотличения сознания человека от психики животного.

Идеаторность – свойство сознания творить и воспроизводить идеи. Прежде всего сознание вырабатывает осмысленный план поведения человека в мире и обществе. Ориентация животного зависит от наличной среды, основана на инстинкте. В этом случае сознание не помогало бы, а мешало поведению животных.

.

 

Представления о сознании разнообразны и определяются культурными традициями людей, их религиозной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, физиология, биофизика, кибернетика, психиатрия и др.

Философия изучает наиболее общую природу сознания, сознание, которое свойственно любому типу мыслящих существ.

Природа сознания – на нее нет единой точки зрения.

В зависимости от характера философских систем понятие трактуется с идеалистических или материалистических позиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: