double arrow

Нарушение авторских прав

В некоторых случаях запретительные меры сложно ввести из-за технических ограничений. Приобретение легальных версий проприетарного программного обеспечения, защищённых от распространения авторским правом фильмов и музыки связано с отчислением значительных сумм звуко- и кино- записывающим компаниям, но так как данные блага могут (после копирования) потребляться практически неограниченным числом потребителей без уменьшения полезности, которую каждый из них получает, и крайне сложно при массовых продажах ограничить доступ к ним других лиц, то это приближает упомянутые блага к общественным благам. Нормы авторского права должны находить баланс между стимулированием авторов к созданию произведений и положительным экономическим эффектом от свободного использования данных благ.

Сухой закон

 

Масштабы неформальной экономики ликёро-водочного сектора позволяют представить следующие данные: в 1996 году мощности всех российских водочных заводов составляли 230 млн декалитров, а их официальная загрузка составляла 30 %, в то же время, за 1996 год в России было продано 214 млн декалитров водки и ликероводочной продукции.[48] Таким образом, около двух третей продаваемой водки были произведены нелегально.

Во время «полусухого» закона в СССР продажа одеколона возросла в полтора раза, реализация клея — более чем на 30 %, а жидкости для очистки стёкол — на 15 %.[49] При этом, в связи с введёнными ограничениями, потребление спиртных напитков в пересчёте на этанол уменьшилось примерно на 40 %.[50] Самопроизводство было сильно ощутимо в масштабах всей экономики — потребление сахара в связи с самогоноварением возросло на 20 %. Затраты на легальное получение алкогольных напитков складывались из сравнительно невысокой стоимости алкоголя и сильно возросших трансакционных издержек.

Сквоттинг

 

В условиях жёстких ограничений на приобретение земли в собственность может развиваться её самозахват. Незаконный захват земли может производиться как одиночками, так и в массовом порядке. При этом особое внимание уделяется скорости возведения временных строений и ограждения. Люди, отчаявшиеся получить землю законным образом, заранее готовят запасы, стройматериалы, с тем чтобы успеть основать поселение до того, как им смогут помешать представители власти. Крупные поселения даже имеют подобие суда — его, обычно, совершает выбранный людьми лидер, который может также представлять поселение перед властями с тем, чтобы они его легализовали.[18]

Рэкет и государство

Сицилийские мафиози занимались рэкетом бизнеса на протяжении столетий, практически дублируя систему государственной власти. Само существование мафии в значительной степени основывалось на слабости государственной власти на исторически обособленном от Италии острове Сицилия и многовековой традиции. В период диктатуры Муссолини мафия практически была подавлена в условиях усилившегося диктаторского государства.

Однако в период после падения режима Муссолини, в послевоенный период, в связи с ослаблением роли центрального правительства, мафия опять стала играть доминирующую роль на острове. В конечном счёте, после стабилизации экономики Италии в 60-е годы и усилении роли государства, при участии религиозного ордена иезуитов был реализован оригинальный способ борьбы с мафией:

· воспитание кадров для региональных государственных и политических структур, которые осуществляли эту борьбу,

· конфискованные средства мафии направлялись в специальный фонд, и, например, в случае если мафиози сжигали лавку, мастерскую или магазин, хозяин которого отказывался платить им «за защиту», потери таких пострадавших компенсировались из этого фонда (даже с некоторым превышением).

Таким образом, были созданы условия, когда во властные структуры пришли люди, обеспечивающие реальное исполнение законов, создающих у людей экономические стимулы не поддерживать рэкет так, что мафиози не смогли больше осуществлять данную деятельность в прежних масштабах.

 

38.Этика протестантизма и японская этика общинности.

39.Основные положения работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Опубликованная в 1904 году теория Макса Вебера о духе капитализма оказало очень сильное воздействие на умы социологов и историков с самого ее появления. Многие историки восхищались этой теорией за ее попытку объяснить, почему капитализм прижился в Европе и США лучше, чем каких либо других странах.

Критика тезисов Вебера держала его идеи постоянно на виду. Его идеи рассматривались под различными углами зрения и эхо дискуссий, вызванных его идеями, отзывались в научном мире в течение более что сотни лет и продолжают отзываться и сейчас. Достаточно сложно охватить все возражения критиков, поэтому остановимся на наиболее весомых и конструктивных. Но сначала вкратце отметим, какое место занимала протестантская этика в его теории.

Вебер предположил, что капитализм был продуктом так называемого «западного мышления», которое само по себе состояло из множества составляющих. Одной из таких составляющих была протестантская этика, которая оказала значительное влияние на возникновение “духа капитализма”, того, что Вебер называл основой экономической системы. В течение 16 столетия, этот дух стал частью европейского образа жизни и придал капитализму импульс, сделавший его доминирующей экономической системой в мире.

Макс Вебер видел причину возникновения капитализма не только в накоплении капитала. Он говорил, что первопричина лежит в рациональном подходе. По сути дела, Вебер настаивал, что капитализм представлял собой триумф рациональности над традиционализмом. По Веберу, капитализму присуще дисциплинированная рабочая сила и организованные потоки инвестиций. Он утверждал, что эти факторы присутствуют только в Европе и наиболее сильно выражены в протестантских нациях, таких как Англия, Голландия и Германия, где аскетические протестантские группы имели большое влияние.

Вебер, писал свои работы о влиянии протестантской этики, находясь под впечатлением работ Бенжамина Франклина, в которых он находил признаки существования капиталистического духа еще до становления капитализма в американских колониях. Вебер высоко оценивал Франклина и в своих более ранних работах и построил множество своих идей, изучая высказывания Бенжамина, в частности, следующие его слова о том, что: Сберегая всего 6 фунтов ежегодно, можно обеспечить себя доходом в сто фунтов. Тот, кто тратит в день лишнюю крупинку, теряет 6 фунтов в год, то есть возможность использовать ту самую сотню фунтов. Тот кто праздно использует 5 шиллингов, находит им не лучшее применение, чем если бы он выбросил их в море, так как, проедая эти деньги, он не только теряет данную сумму, но и возможность использовать ее, вложить в дело. Вебер видит в этих словах не просто конкретный совет, как вести себя в жизни, не принцип деловой проницательности, а несколько большее. Он видит в этих словах особую этику, призыв к рациональности, профессиональности и опытности в делах.

Одним из технических приемов, при помощи которых современный предприниматель стремится повысить интенсивность труда «своих» рабочих и получить максимум производительности, является сдельная оплата труда.

Однако тут возникают неожиданные затруднения. В ряде случаев повышение расценок влечет за собой не рост, а снижение производительности труда, так как рабочие реагируют на повышение заработной платы уменьшением, а не увеличением дневной выработки. Увеличение заработка привлекает их меньше, чем облегчение работы. Рабочий на сдельной оплате труда не спрашивал: сколько я смогу заработать за день, увеличив до максимума про­изводительность моего труда; вопрос ставился по-иному: сколько мне надо работать для того, чтобы заработать те же деньги, которые я получал до сих пор и которые удовлетворяли мои традиционные потребности? Приведенный пример может служить иллюстрацией того строя мышления, который мы именуем «традиционализмом»: человек «по своей природе» не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни.

Повсюду, где современный капитализм пытался повысить «производительность» труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду, за которым скрывалось необычайно упорное сопротивление; на это сопротивление капитализм продолжает наталкиваться и по сей день, и тем сильнее, чем более отсталыми (с капиталистической точки зрения) являются рабочие, с которыми ему приходится иметь дело. Возвратимся к нашему примеру. Поскольку расчет на «жажду наживы» не оправдался и повышение расценок не дало ожидаемых результатов, естественно, казалось бы, прибегнуть к противоположному средству, а именно принудить рабочих производить больше, чем раньше, путем снижения заработной платы. Этот ход мыслей находил свое подтверждение (а подчас находит его и теперь) в укоренившемся наивном представлении о наличии прямой связи между низкой оплатой труда и высокой прибылью; любое повышение заработной платы ведет якобы к соответствующему уменьшению прибыли. В самом деле, капитализм с момента своего возникновения постоянно возвращался на этот путь, и в течение ряда веков считалось непреложной истиной, что низкая заработная плата «производительна», то есть повышает «производительность» труда, что, как сказал уже Питер де ля Кур (в этом пункте он мыслит совершенно в духе раннего кальвинизма), народ трудится лишь потому, что он беден, и до той поры, пока он беден.

 

 

40.Категория «прибыль».

При́быль — разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении).

Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого в основном и осуществляется предпринимательская деятельность.

Различают:

· бухгалтерская прибыль — разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками);

· экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников в коррупционных экономиках, дополнительные премиальные работникам.

Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Не путать с термином Экономическая прибыль. Чистая прибыль используется для увеличенияоборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство.

Объём чистой прибыли зависит от объёма валовой прибыли и величины налогов; исходя из объёма чистой прибыли, исчисляются дивиденды акционерам предприятия.

Вы́ручка (оборот, объём продаж) — количество денежных средств или иных благ, получаемых компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.

41. К. Маркс о теории прибавочной стоимости

Производство прибавочной стоимости - узловая проблема первого тома "Капитала", фундаментальное положение теоретического анализа взаимоотношений двух основных классов: наемных рабочих и капиталистов - собственников средств производства.

1. По Марксу, товар, во-первых, способен удовлетворять потребности людей, т.е. обладает потребительной стоимостью; во-вторых, производится для обмена, способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью. В основе этого двуединого свойства лежит выдвинутое Марксом положение о двойственном характере труда. В условиях товарного производства труд производителей является, с одной стороны, конкретным трудом, создающим потребительную стоимость, а с другой стороны, абстрактным трудом, создающим стоимость. Труд - создатель стоимости - есть труд не для себя, а для других, для обмена, для продажи на рынке.

2. В основе стоимости товара лежит только один источник, один производственный фактор - труд наемных работников. Все товары являются продуктами человеческого труда. Измерителем ценности товаров служат затраты рабочего времени, причем не индивидуальные, а общественно необходимые, усредненные затраты.

3. Наемный рабочий получает за свой труд заработную плату. Заработная плата покрывает издержки, необходимые для поддержания и восстановления физических и моральных сил, для нормального функционирования работника.

Заработная плата оплачивает не труд, а специфический товар - "рабочую силу". Особенность рабочей силы заключается в том, что она имеет свойство создавать продукт (товар), стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы, т.е. того, что необходимо для поддержания жизни рабочего и его семьи.

4. Итак, капиталист, нанимая рабочего, оплачивает его способность к труду и приобретает право заставить его трудиться сверх того времени, которое потребно рабочему для обеспечения некоторого минимума жизненных средств. В результате образуется разница между стоимостью произведенного трудом рабочего товара и стоимостью рабочей силы - заработной платой, оплачиваемой капиталистом в качестве "цены" товара "рабочая сила". Эта разница и представляет собой прибавочную стоимость - часть материализованного в товаре труда рабочего, безвозмездно присваиваемого владельцем предприятия.

"Тайна" эксплуатации, по Марксу, кроется в том, что рабочая сила, как любой товар, имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость. Прибавочная стоимость есть не "вычет из труда рабочего" (как считал Рикардо), а результат эквивалентного обмена. Рабочая сила продается и покупается по стоимости, но ее стоимость, или "цена", ниже, чем стоимость создаваемого ею продукта.

Все обоснование существа рассматриваемого процесса - логическое продолжение и "развертывание" исходных постулатов о двойственном характере труда и двух факторах товара.

5. Прибавочная стоимость лежит в основе доходов владельцев капитала - предпринимательской прибыли, торговой прибыли, процента.

Критики Маркса считают, что его теория прибавочной стоимости представляет своего рода теоретическую конструкцию, которая не учитывает, что предпринимательский труд, труд по управлению, организации производства также является источником ценности товара, создает доход. Лежащая в ее основе трудовая (однофакторная) теория стоимости не согласуется с практикой, ибо труд разнороден и отличается не только по затраченному времени, но и по результатам. Обращается внимание на то, что формы эксплуатации возможны и существуют и в условиях, когда участники производственного процесса являются равноправными субъектами отношений собственности.

 

42.Особенность феномена фабричного работника (Россия).

43. А. Смит о причинах и природе богатства.

Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике, который в дальнейшем назвали классической теорией. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов независимо от его воли и сознания, приводит к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. Предприниматель «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Главным условием достижения таких результатов является требование, чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности реализовать и гарантировать основные экономические свободы: свободу выбора сферы деятельности, свободу принятия решений, свободу конкуренции и свободу торговли.Первое издание книги вышло в начале 1776 годов. В третьем издании (1784 год) сделано несколько добавлений, в частности к главе о возвратных пошлинах и к главе о премиях. Кроме того, добавлена новая глава «Заключение о меркантилистической системе» и новый параграф в главе о расходах государя. Во всех этих добавлениях под «настоящим положением вещей» имеется в виду положение вещей в 1783 и в начале 1784 годов.

Ещё при жизни Адама Смита книга выдержала пять изданий в Англии (в 1776, 1778, 1784, 1786 и 1789), была издана во Франции (первый перевод в 1779 году) и в Германии. Огромное количество изданий было сделано после смерти Смита (1790 год).

 

44.Дух капитализма.

 

45.Предмет философии бизнеса.

Философия бизнеса — это группа вопросов, которые связаны с общественно- философскими и социально-культурологическими, этическими нормами, которые являются частями экономического предпринимательства.Суть философии бизнеса – узнать и рассмотреть самые оптимальные причины экономического образа действий индивида, попробовать найти ответ на вопрос по какой причине, для чего он является субъектом экономической работы в целом, а так же его дел в частности.

Основная суть бизнеса в философии с научной точки зрения — выявить важные особенности, главные принципы, гипотезы организации и работоспособности делового мира.

Основная задача философии бизнеса – узнать сущность экономической работы и экономического образа действий в самом широком и глубоком смысле этих явлений. Рассматривая под этим углом, в качестве прилагающихся элементов компетенции о сущности экономической работы состоят из объяснений, определения, идеи, замыслов, устава, субъективного восприятия и тому подобное. Так же они задаются целью принимать либо нет, останавливаться на своем выборе либо не соглашаться, высказывать мнение по тем или иным аспектам, модусам, образа действий. С этой точки зрения философия бизнеса акцентирует свое пристальное внимание на парных этапах, к примеру, добро, зло, действительное и придуманное, природное и необходимое, сделанное и несделанное, принятое как должное либо модифицированное, принятое либо отклоненное и тому подобное в экономической деятельности.

Проще говоря, философия бизнеса — это свод определенных требований, под которым предприятия, фирмы либо компании выполняют свою работу совместно с партнерами, покупателями внутри персонала, чтобы достичь поставленных задач.

Разработка философии предприятия, ее внутренние правила, общественные принципы — это цель владельца предприятия.

В корне бизнеса должно стоять желание делать, расширять, а не старание урвать и поделить между собой.

Основные критерии нравственных и общественных правил:

Обязательство

Надежность

Раздолье

Действенность

Расширение

Индивидуальность

Прибыль

Конфиденция

Пособничество

Опека

Престиж

С точки зрения сотруднических и соглашенных отношений среди рыночных членов, философия бизнеса должно быть строгое выполнение главных требований делового общения, которые давно подтверждены во всем мире.

 

46.Закономерности развития конкуренции.

47.Соотношение категорий «предпринимательство» и «бизнес».

48.Основные характеристики концепции экономического человека.

49.Характеристика субъектов предпринимательской деятельности.

50.Роль собственности в развитии человеческого общества.

51.Основные цели бизнеса как рефлексии деятельности.

52.Основные функции бизнеса.

53.Государство и бизнес-элита.

54. Характеристика основных форм капитала.

55.Проблема отчуждения капитала.

56.Понятие «рынок». Основные характеристики современного рынка.

57.Роль групп «социального реванша» в развитии духа предпринимательства.

58.Характеристика корпоративной культуры.

59. Институциональные основы экономического поведения.

60.Компоненты современной концепции социальной ответственности бизнеса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: