Работа 1. Приготовление препарата легких лягушки

1. Вскрыть грудную полость декапитированной лягушки. Ввести в голосовую щель канюлю, закрепить лигатурой. Надуть легкие, рассмотреть их строение и зарисовать.

 

РАБОТА 2. Исследование процесса дыхания на модели Дондерса.

1. Зафиксировать легкие лягушки в аппарате Дондерса. Создать в аппарате Дондерса «условия грудной клетки», откачав воздух до давления 70-80 мм ртутного столба.

2. Наблюдать за изменениями легких при изменении давления в «плевральной полости» за счет движения «диафрагмы» – резинового дна аппарата Дондерса. Записать в тетрадь, наблюдаемые явления:

а) при опускании диафрагмы _____________________________________

б) при подъеме диафрагмы _____________________________________

 

РАБОТА 3.Наблюдение за движением мерцательного эпителия в

Глотке и пищеводе лягушки.

1. У декапитированной лягушки разрежьте вдоль глотку и пищевод. Затем нанесите с острия скальпеля немного угольного порошка на слизистую. Наблюдайте продвижение угля в сторону желудка.

2. Вырежьте кусочек слизистой в начале пищевода, поместите на предметное стекло в каплю физ. раствора, внесите несколько крупинок угля. Рассмотрите под микроскопом движение угля и мерцательного эпителия слизистой.

Выводы:___________________________________________________

 

РАБОТА 4.Подсчет дыхательных движений в 1 мин.

1. Посчитайте число дыхательных движений в покое за 1 минуту у:

кролика___________________ человека ________________________

2. Посчитайте число дыхательных движений в 1 минуту после физической

нагрузки у человека:

а) мужчин - 20 приседаний ____ б) женщин -10 приседаний ___

3. Объясните механизм учащения дыхания после физической нагрузки:

_________________________________________________________

РАБОТА 5.Определение жизненной ёмкости легких.

1. Ознакомьтесь с устройством водяного и сухого спирометров. Зарисуйте схемы их устройства:

а) водяного спирометра; б) сухого спирометра.

2. Определите жизненную ёмкость и объем отдельных фракций воздуха своих легких (после 3-4 измерений, разница не должна превышать 10 %) и запишите в тетрадь объем:

дыхательного воздуха:___ дополнительного воздуха:___ резервного воздуха:___жизненная ёмкость легких:________

РАБОТА 6. Рефлекторные влияния на дыхание.

 

1. У кролика подсчитайте число дыхательных движений в 1 минуту. Затем поднесите к его носу вату, смоченную нашатырным спиртом (несколько раз). Опишите механизм остановки дыхания: _________________________

2. Введите в носовую полость кролика 5-10 капель 2%-ного раствора новокаина и повторите опыт с нашатырным спиртом. Объясните, почему отсутствует задержка дыхания: _________________________

3. Запишите, какова роль блуждающего нерва в дыхании:___________

РАБОТА 7.Аускультация и перкуссия легких.

1. К средней трети грудной клетки животного положите фонендоскоп, определите частоту и характер шумов при вдохе и выдохе, запишите: ______________________________________________________

2. Исследуйте частоту и характер шумов при вдохе и выдохе на том же

животном без фонендоскопа (приложив ухо к грудной клетке через полотенце). Запишите разницу, по сравнению с фонендоскопом:_____

3. Поместите плессиметр между ребрами и равномерно постукивайте по нему молоточком. Двигая плессиметр, по звуку определите границы легких и отметьте их мелом. Зарисуйте проекцию легких на грудной клетке животного (лошади, коровы).

 

 

Контрольные вопросы

1. Значение дыхания, его этапы.

2. Типы дыхания, частота дыхания у разных видов зверей и птиц.

3. Парциальное давление газов.

4. Кислородная ёмкость крови.

5. Методы изучения функций дыхания.

6. Значение верхних дыхательных путей. Функции мерцательного эпителия воздухоносных путей.

7. Жизненная ёмкость и минутный объем легких.

8. Что такое апное и диспное дыхание?

9. Нейро-гуморальная регуляция дыхания.

10.Методикаоксигемометрии.

11.Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.

12.Аускультация и перкуссия у разных видов зверей и птиц.

13.В чем разница бронхиальных и везикулярных шумов?

14.Что такое ацинус?

15.Голоса животных и птиц.

 

З А Н Я Т И Е № 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: