1. Вскрыть грудную полость декапитированной лягушки. Ввести в голосовую щель канюлю, закрепить лигатурой. Надуть легкие, рассмотреть их строение и зарисовать.
РАБОТА 2. Исследование процесса дыхания на модели Дондерса.
1. Зафиксировать легкие лягушки в аппарате Дондерса. Создать в аппарате Дондерса «условия грудной клетки», откачав воздух до давления 70-80 мм ртутного столба.
2. Наблюдать за изменениями легких при изменении давления в «плевральной полости» за счет движения «диафрагмы» – резинового дна аппарата Дондерса. Записать в тетрадь, наблюдаемые явления:
а) при опускании диафрагмы _____________________________________
б) при подъеме диафрагмы _____________________________________
РАБОТА 3.Наблюдение за движением мерцательного эпителия в
Глотке и пищеводе лягушки.
1. У декапитированной лягушки разрежьте вдоль глотку и пищевод. Затем нанесите с острия скальпеля немного угольного порошка на слизистую. Наблюдайте продвижение угля в сторону желудка.
2. Вырежьте кусочек слизистой в начале пищевода, поместите на предметное стекло в каплю физ. раствора, внесите несколько крупинок угля. Рассмотрите под микроскопом движение угля и мерцательного эпителия слизистой.
|
|
Выводы:___________________________________________________
РАБОТА 4.Подсчет дыхательных движений в 1 мин.
1. Посчитайте число дыхательных движений в покое за 1 минуту у:
кролика___________________ человека ________________________
2. Посчитайте число дыхательных движений в 1 минуту после физической
нагрузки у человека:
а) мужчин - 20 приседаний ____ б) женщин -10 приседаний ___
3. Объясните механизм учащения дыхания после физической нагрузки:
_________________________________________________________
РАБОТА 5.Определение жизненной ёмкости легких.
1. Ознакомьтесь с устройством водяного и сухого спирометров. Зарисуйте схемы их устройства:
а) водяного спирометра; б) сухого спирометра.
2. Определите жизненную ёмкость и объем отдельных фракций воздуха своих легких (после 3-4 измерений, разница не должна превышать 10 %) и запишите в тетрадь объем:
дыхательного воздуха:___ дополнительного воздуха:___ резервного воздуха:___жизненная ёмкость легких:________
РАБОТА 6. Рефлекторные влияния на дыхание.
1. У кролика подсчитайте число дыхательных движений в 1 минуту. Затем поднесите к его носу вату, смоченную нашатырным спиртом (несколько раз). Опишите механизм остановки дыхания: _________________________
2. Введите в носовую полость кролика 5-10 капель 2%-ного раствора новокаина и повторите опыт с нашатырным спиртом. Объясните, почему отсутствует задержка дыхания: _________________________
3. Запишите, какова роль блуждающего нерва в дыхании:___________
РАБОТА 7.Аускультация и перкуссия легких.
|
|
1. К средней трети грудной клетки животного положите фонендоскоп, определите частоту и характер шумов при вдохе и выдохе, запишите: ______________________________________________________
2. Исследуйте частоту и характер шумов при вдохе и выдохе на том же
животном без фонендоскопа (приложив ухо к грудной клетке через полотенце). Запишите разницу, по сравнению с фонендоскопом:_____
3. Поместите плессиметр между ребрами и равномерно постукивайте по нему молоточком. Двигая плессиметр, по звуку определите границы легких и отметьте их мелом. Зарисуйте проекцию легких на грудной клетке животного (лошади, коровы).
Контрольные вопросы
1. Значение дыхания, его этапы.
2. Типы дыхания, частота дыхания у разных видов зверей и птиц.
3. Парциальное давление газов.
4. Кислородная ёмкость крови.
5. Методы изучения функций дыхания.
6. Значение верхних дыхательных путей. Функции мерцательного эпителия воздухоносных путей.
7. Жизненная ёмкость и минутный объем легких.
8. Что такое апное и диспное дыхание?
9. Нейро-гуморальная регуляция дыхания.
10.Методикаоксигемометрии.
11.Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.
12.Аускультация и перкуссия у разных видов зверей и птиц.
13.В чем разница бронхиальных и везикулярных шумов?
14.Что такое ацинус?
15.Голоса животных и птиц.
З А Н Я Т И Е № 5