Реформация - в 16 в. широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер. Р.охватила больш-во стран Западной и Центральной Европы. В узком, смысле Р. - проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.
Р. явилась первым ударом по феодализму. Уже гуманистич.движение Возрождения с его критикой средневекового миросозерцания и утверждением принципов буржуазного индивидуализма во многом идейно подготовило реформацию. Не менее важным источником идей реформации были средневековые ереси.
Учение о том, что человек для спасения своей (греховной) души не нуждается в посредничестве церкви, — спасение достигается не внешним проявлением религиозности, а лишь внутренней верой каждого в искупительную жертву Христа. Этим отрицалась необходимость католической церкви со всей её иерархией. Единств. источник религ.истины Священное писание. В реформационном движении приняли участие разные классы и социальные группировки. Бюргерско-буржуазное направление - учения М.Лютера(умеренно радикальное крыло, компромисс с феодализмом,в осн.осталось на почве теологии), Ж.Кальвина (радикальное крыло, дало буржуазии идеологич.оружие).
|
|
Для народных масс начало борьбы против католической церкви послужило сигналом к выступлению против самих устоев феодального строя.
Реформация католицизма. Появл протестантизма
Мартин Лютер 1483-1546
«95 тезисов против индульгенции». Протестовал:
Церковь – посдредник между людьми и богом
Практика индульгенции
Запрет католич церкви иметь библию и толковать ее
Концепции спасения (а. вера в богв, б. добрые дела – католики, провосл. Лютер – только верой и милосердие бога) (спасение в руках человека)
Жан Кальвин 1509-1564
Спасение человека находится в руках бога.. богатство – знак бога (т.е. богатство сокрализуется) богат человек будет спасен только путем честного труда. Труд – фотра служения богу, а не искупление за первородный грех
У протестантов нет церкви, епорхии.нет канонов церковного зодчества. Нужно идти в ногу со временем в плане обрядов
Черты философской мысли нового времени (XVIIв)
· Гносеоцентрична (проблема как познавать мир)
· Гносеоцентризм вылился в противостояние эмпиризма (от фактов к обобщению, индуктивный метод) и рационализма (от общего к частному, дедуктивный метод)
· Борьба эмпиризма и рационализма отразилась и в архитектуре (борьба барокко и классицизма)
· Появилась первая научная картина мира (классическая)
· 1я субстанциональная концепция пространства и времени. Пространство – вместилище вещей. Время – вместилище событий. Т.е являются отдельными субстанциями
· Философское осмысление новой ценности – свободы