Концепция познания Канта (Коперниканский переворот в Гнесеологии)

1724-1804 периоды: докритический, критический

1.Присхождение солнечной системы из туманного облака

2. критика чистого разума. Процесс познания. Чувственное – рассудок (выводы) – разум (проблемное мышление). До канта: люди пассибно отражают окружающую гармонию. Кант: мы не отражаем, а творим гармонию. Мир вне нас хаотичен. «2 вещи наполняют нашу душу все большим и большим благоговением чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо и моральный закон во мне». Критика способности суждения. Человек должен надеяться на самого себя и на свою способность поступать в духе категорического оператива. Человек должен надеяться на людей, близких по духу. Надо полагаться на правовое государство, а не на волю доброго правителя.

Кант выделяет следующие категории рассудка: Категории количества (Единство, Множество, Цельность), Категории качества (Реальность, Отрицание, Ограничение), Категории отношения (Субстанция и принадлежность, Причина и следствие, Взаимодействия), Категории модальности (Возможность и невозможность, Существование и несуществование, Предопределённость и случайность).

 

Эстетическое учение Канта и современность

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

 

Философский метод Гегеля. Законы, принципы и категории гегелевской деалектики

1770-1831 В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.

Формальная логика Аристотеля несостоятельна (более того, сам Аристотель в своих собственно философских исследованиях не пользовался ни формами рассудочного умозаключения, ни вообще формами конечного мышления — «Малая наука логики», § 183). Вместо неё Гегель предлагает т. н. спекулятивную логику, включающую в себя диалектику — науку о развитии. Последнее, согласно ей, проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья.

Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.

Закономерность, по Гегелю, представала в абсолютном виде, поэтому

"призвание всемирно-исторических личностей заключалось в том, чтобы быть доверенными лицами всемирного духа"

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: