ВопросНеклассическая (постклассическая) наука

Неклассический этап развития науки начинается с конца XIX века. Ученые этого времени столкнулись с миром микрочастиц, которые поставил перед учеными проблемы, выходящие за пределы возможностей научной методологии классической науки.
Необходимость пересмотра представлений об истине и рациональности были вызваны великими открытиями в физике, положившими конец господству механистической картины мира. Речь идет, прежде всего, о создании А. Эйнштейном специальной теории относительности и о становлении квантовой теории.
В 1881 году американский ученые Майкельсон и Морли поставили эксперимент по определению направления и абсолютной скорости движения земли вокруг солнца. В качестве точки отсчета он взял гипотетическое вещество эфир. Инструментом измерения избрал свет, скорость которого равна 300 тысяч км. в сек.
ОПЫТ: Если луч света будет двигаться параллельно движению Земли, то он должен испытывать сопротивление эфира и замедлять свою скорость. В случае перпендикулярного движения относительно Земли, свет замедлялся бы заметно меньше. Эксперимент проводился на вращающемся столе с системой зеркал, увеличивающих пробег луча света.
Но опыт не дал никаких результатов. Скорость не изменилась.
В 1905 году А. Эйнштейн обнародовал свою «Теорию относительности», выдвинув два постулата:
1. Не существует способа, чтобы установить, находится тело в состоянии покоя или равномерного движения.
2. 2. Независимо от своего источника свет всегда движется через пустое пространство с одной постоянной скоростью.
Время и пространство не являются неизменными величинами. И с увеличением скорости движения системы ее пространство (длина) сокращается, а время в ней замедляется. Это отображается в мысленном эксперименте про вагоны. Свет внутри вагона проходит расстояние в три раза меньше, чем это кажется наблюдателю во внешней среде.
Принцип относительности нашел применение в квантовой теории Нильса Бора. Он выявил природу света. Поставив эксперимент с цилиндром, наполненным насыщенным паром, он фиксировал траекторию света как частицу. А другой эксперимент, пропускания света через прорезь в щите, раскладывал свет в спектр, что говорило о волновой природе света. Свет является и волной и частицей.
Все это изменило понятие истины и ставило истину в зависимость от позиции наблюдателя. Истина – это знание, которое помогает нам достичь определенный результат. Отношение субъекта и объекта стало таким: O/S – S.

Вопрос ОсобенностиНеклассическая (постклассическая) наука

Наука сенергктика стала методологией последнего этапа развития науки Саморазвивающаяся система. Синергетика – наука познания саморазвивающихся систем. Человеческая деятельность – естественный процесс формирования окружающего мира. Человек не предсказуем.

Система развивается поэтапно и меняется на каждом этапе.

 

Характерная особенность постнеклассической науки — стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизаиця» науки).Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: