Методы эмпирического познания и их роль в юридической научно-исследовательской деятельности и практике

Познание – духовная деятельность, содержание которой производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений.

Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы научного познания – система приемов и правил мышления и практических (предметно-чувственных) действий, применяя которые исследователи получают новое знание. Это осознанно разработанные приемы. Они опираются на предшествующие достижения. Метод – это аналог современного состояния науки, в нем воплощены имеющиеся знания, в зависимости от уровня знаний выбирается соответствующий метод.

Группа методов, которая используется как на эмпирическом и теоретическом уровнях. Они универсальны в умственной деятельности человека и без них невозможен мыслительный процесс:

1) Абстрагирование - мышление идет по пути мысленного отвлечения от несущественных или случайных свойств, связей и отношений познаваемого объекта с одновременным фикси­рованием внимания на тех сторонах, которые важны. В теоретическом познании позволяет выделить те свойства и отношения, которые явля­ются задачей исследования. При этом получают абстракцию первого порядка, затем второго и так далее порядка, при котором и складыва­ется система понятий, принципов, обобщений и законов.

2) Обобщение - нахождение общих свойств, связей и от­ношений в исследуемых объектах, установление их сходства, свиде­тельствующего об их принадлежности к некоторому классу явлений. Результатом абстрагирования и обобщения как научные, так и обыденные понятия.

3) Анализ — мысленное расчлене­ние предмета на составляющие его части с целью познания.

4) Синтез - мысленное воссоединение составных частей изучаемого явления, чтобы представить себе объ­ект во взаимосвязи и взаимодействии его элементов в целостной системе. Анализ и синтез связаны. Синтез - движение мысли, обогащенное анали­зом, поэтому синтез более сложный процессом.

5) Индукция - частного к общему, от установления свойств отдельных предметов к выявлению общих свойств, присущих целому классу предметов. Используется как в обыденном познании, так и в науке. Индуктивное умозаключение имеет вероят­ностный характер. Научная индукция устанавливает причинные свя­зи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части предметов некоторого класса и от них - к установлению все­общих причинных связей, имеющих силу для всего класса.

6) Дедукция - умозаключения от общего к частному, применение общих положений к единичным явлениям. Индукция и дедукция связаны. Взятые в отдельности и противопоставляемые не могут удовлетворять требованиям научного познания.

7) Аналогия - сходство предметов в некоторых признаках. Умозаклю­чение, основывающееся на сходстве предметов - умозаклю­чение по аналогии. Из сходства двух объектов в некоторых призна­ках делается вывод о возможности сходства в других. Носит вероятностный характер, доказательственная сила неве­лика. Роль аналогии в мыслительной и познавательной деятельности велика.

Эмпирическое знание – совокупность научных фактов, образующих базу теоретического знания. Методы:

1) Наблюдение – целенаправленное, преднамеренное восприятие исследуемого объекта. Нужна постановка цели, способов, плана контроля за поведением исследуемого объекта, использование приборов. Результат – первичная информация о действительности в форме научных фактов.

2) Эксперимент –приме научного исследования, который предполагает соответствующие изменения объекта или воспроизведение его в специальных условиях. Исследователь активно вмешивается в исследование, может останавливать, ставить в разные связи с другими объектами. Воспроизводит искусственно и проверяет результаты теоретического или эмпирического знания практикой. Позволяет исследовать всесторонне. Связан с использованием сложных технических средств, т.е. приборов, т.е. устройств или систем устройств, обладающих заданным свойствами, для получения информации о явлениях и свойствах, недоступных органам чувств человека.

Виды: по целям - исследовательский (открытие нового) и проверочный (установление истинности гипотез); по объекту – природный и социальный; по способам осуществления – естественный и искусственный, модельный и непосредственный, мысленный и реальный. Производственный – промышленный и полевой. Модельный: физический – воссоздание свойств для установления неизвестных; математическая – формальное подобие разнообразных объектов с общей функциональной зависимостью.

Компонент эмпирических методов – сравнение, т.е. выявление сходства или различия устанавливаемых в наблюдении или эксперименте свойств исследуемых объектов. Частный случай сравнения – измерение, процесс определения величины, которая характеризует степень развития свойств объекта. Производится в форме сравнения с другой величиной, принятой за единицу измерения. Результаты наблюдения и эксперимента обладают научной значимостью при условии выражения посредством измерения.

Методы, имеющие преимущественное значение для теоретического познания - служат для разработки и по­строения теорий.

1) Исторический и логический. Каждый развиваю­щийся объект имеет свою историю и объективную логику, т. е. за­кономерность развития. Соответственно этим особенностям развития познание использует исторический и логический методы. Исторический метод - мысленное воспро­изведение последовательности хода развития объекта в его многообразии и неповторимости. Логический метод - мысленное воспроизведение моментов процесса развития, ко­торые закономерно обусловлены. Этот метод - необходимый момент процесса восхождения от абстрактного к конкретному, т.к. мысленно-конкретное должно воспроизвести развитие объекта, осво­божденное от исторической формы и нарушающих его случайностей. Логический метод начинается как исторический - с рассмо­трения начала истории самого объекта. В последовательности перехо­дов от одного состояния к другому воспроизводятся узловые моменты развития и тем самым закономерности развития. Логический и исторический методы едины: логический опирается на знание исторических фактов. Исто­рическое исследование, чтобы не превратиться в нагромождение раз­розненных фактов, должно опираться на знание закономерностей развития.

2) Восхождение от абстрактного к конкретному.Конкретное в действительности - единство многообразных сторон, свойств, связей. Чувственно-конкретное — результат непосредственного восприятия. Чувственно-конкретное отражает объект с его чувственной стороны, как нерасчлененное целое, не раскрывая его сущности. Абстрактное, или абстракция, - результат мысленного выделения отдельных сто­рон, свойств, связей и отношений изучаемого объекта и отделения его от совокупности других свойств, связей и отношений. Мысленно-­конкретное - система абстракций, воспроизводящая в мышлении объект познания в единстве его многообразных сторон и связей, выражающих его внутреннюю структуру и процесс развития. Чувственно-кон­кретное и абстрактное односторонне воспроизводят предмет и не дают знания о предмете в целом. Чтобы преодолеть это мышление использует метод восхождения от абстрактного к конкретному, т. е. стремится достичь синтеза отдельных абстракций в мысленно-конкретном. В результате получается мысленно-конкретное (система взаимосвязанных между собой в определенной последовательности переходящих друг в друга понятий). Восхождение от абстрактного к конкретному позволяет осуществить синтез существенных свойств и определить предмет в целом, во всем много­образии его существенных и необходимых свойств, связей и отноше­ний.

3) Формализация, или структурный метод, обращена к выявлению отношений между частями, элементами, характеризующими форму предмета, абстрагированную от содержания. Формализация позволяет отобразить структуру объектов в знаковой форме, при помощи искус­ственных языков, в частности, языка математики (математическое моделирование). Отношения легче поддаются исследованию. (объем шара можно вычислить одной и той же математиче­ской операцией независимо от того, медный, резиновый, либо это планета). Отношения между компонентами структуры могут быть различными. Среди многообразия отношений выделяются те, которые характеризуют данную совокупность элементов как систему. Системный подход позволяет устанавливать закономерности систем­ных отношений (независимо от свойств конкретных систем) и затем применять их к конкретным системам. Сложность систем, их надеж­ность, тенденции развития и т. д. раскрываются как в общей теории систем, так и в исследовании таких типов систем, как знаковые систе­мы (семиотика), управляющие системы (кибернетика), конфликтую­щие системы (теория игр) и т. д.

4) Гипотетико-дедуктивный метод - выдвижение гипо­тезы для решения научной проблемы, формирование первичных теоретических моделей и законов. Первичные теоретиче­ские модели выступают в качестве гипотез, призванных решать про­блемы, возникающие в процессе дальнейшего применения и развития науки. В формировании теоретических моделей реальности участву­ют два рода факторов: эмпирический базис - результат индуктивного обобщения опыта, и собственно теоретические схемы, первоначально существующие в качестве гипотез. Анализ логики и ро­ста научного знания, осуществленный К. Поппером, показал, что соб­ственно теоретические конструкции, которые Поппер определял как гипотезы, даже после того, как они получали эмпирическое подтверж­дение, предшествуют эмпирическому опыту. Решение проблемы начи­нается с того, что ученый высказывает предположение о существова­нии законов, объясняющих существование фактов, не вписывающихся в действующую теорию, в качестве следствия действия названных за­конов предсказывает новые факты, которые и должны либо подтвер­дить, либо опровергнуть его гипотезу. Степин: только на ранних ступенях развития науки осуществляется переход от эмпирического изучения объектов к их теоретическому осмыслению, а теоретическое осмысление завершается формированием мыслен­ных абстрактных объектов, идеальных моделей, которые используют­ся в качестве строительного материала теоретических знаний. Сеть абстрактных объектов организована так, что в ней имеются свои относительно самостоятельные подсистемы, под­чиненные друг другу. Если изменить какой-либо объект, то видоизменяется вся теория. Оперирование абстрактными объектами, теоретическими схема­ми создает предпосылки их математического описания.Математические методы играют всевозрастающую роль, применяются в лингвистике, социологии, биологии.

Аксиоматический метод - такая организация теоретического знания, при которой формулируются исходные суж­дения, принимаемые без доказательств - аксиомы. По определенным логическим правилам выводятся положения, образующие теорию. Широко применяется в математических науках. Основан на точности определения исходных понятий, строгости рассуждений и по­зволяет оградить теорию от внутренней противоречи­вости, придать более точную и строгую форму.

Конструктивно-генетический метод - мысленное экс­периментирование с идеальным объектом (моделью, схемой), по­зволяющее увидеть определенный прогрессивный или регрессивный «сдвиг» проблем в методологии исследования, эво­люцию теоретического знания, последовательность сменяющих друг друга теорий. Обра­щен к внутренней логике развивающегося знания. Реальный исторический процесс может быть рассмотрен опосре­дованно и в ограниченных масштабах. Так возникает необходимость рассмотрения реального процесса исторического развития объектов природы и общества.

Мысленный эксперимент - мысленное конструирование процессов и состояний, ко­торые возможны в некоторых ситуациях существования исследуемого объекта. Воспроизведение процессов, динамики в некоторых очищенных от случайных и внешних по отношению к исследуемым процессам факторов. Тем самым раскрываются закономерности функциониро­вания и развития реальных систем.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: