Особенности современного этапа развития науки

 

Техногенная цивилизация возникла в Европе, но разрасталась. Интенсификация культурных и экономических связей - распространение ценностей техногенной цивилизации почти везде. НТР изменила технику и технологию материального производства, переход к технологии массового производства, возникло общество массового потребления с господством потребителя и экономики спроса. Изменился уровень доходов и уклада жизни. Новые формы информационных технологий, наукоемкое производство, изменение денежных и рыночных систем. Компьютерная революция переместила основные массы производства в сферу интеллектуального труда и наукоемких производств. Главное богатство общества – человек. Изменился характер деятельности людей, их отношений в сфере экономики, потребления и обмена. Реальная сила общественного развития – культура, которая обновляет общество (права, индивидуальность).

Но последствия НТР не однозначны, т.к. есть глобальные опасные последствия: совершенствование и накопление средств массового уничтожения, ядерного оружия; бездумное переделывание природы; применение на практике открытий и технологий, наносящих ущерб жизни и здоровью человечества; безудержный рост народонаселения и проблема продовольствия, использование генной инженерии; социальные конфликты между техногенной и традиционной цивилизациями.

Выход есть лишь при дальнейшем наращивании научно-технического потенциала общества. Преодоление последствий безудержного наращивания производства по Вернадскому - переход к господству разума – «ноосфера». Это новое геологическое изменение биосферы, определяемое разумом человечества и формирование соответствующего мировоззрения. Развитие науки только из ноосферных оснований. В 20 веке небывалый взрыв научного творчества, наука охватывает всю планету и миллионы людей. Она преодолевает пределы государств. Взрыв научного творчества – закон природы, подготовленный прошлыми биосферами. Возникают новые мировоззренческие ориентиры развития культуры и цивилизации. Вернадский прогнозирует новое мировоззрение, синтезирующее науку, религию, философию.

Быстрый рост научного знания не дает делать далеко идущие прогнозы его развития. Можно констатировать 3 стратегии теоретических исследований: сближение идеалов социально-гуманитарного и естественнонаучного познания; принцип универсального эволюционизма, как предпосылка формирования единой картины мира на основе возможности объединения представлений о неживой, живой природе и обществе; тенденция преодоления разобщенности различных научных дисциплин на основе общей теории систем и теории, характеризующей качественно разнородные системы (кибернетика, синергетика).

Синергетика – наука об общих принципах и закономерностях самоорганизации разнообразных систем: физических, химических, экономических, социальных и др. Отказ от идеализации закрытых систем и признание открытости большинства, осуществление обмена веществом, информацией, энергией с окружающим миром и нахождение их в состоянии неравновесности. Закономерности: возникновение упорядоченных структур в сложных системах, далеких от равновесного состояния; переход одних состояний в другие вблизи особых состояний – точек бифуркации, становится неустойчивой и под влиянием незначительных воздействий может резко изменить состояние; идея преддетерминированности появления новой системы, т.е. направление эволюции системы определяется особыми состояниями – аттракторами, которые прообразы будущей системы и стягивают все процессы в этом направлении; идея возникновения порядка из хаоса, т.е. из сверхсложной упорядоченности, существующей потенциально и проявляющейся в многообразии упорядоченных структур. Чем сложнее система, тем она устойчивее и тем больше подвержена флуктуациям (колебания, изменения), в результате которых может разрушиться. Устанавливается зависимости сложности и устойчивости системы. В науке пересматриваются представления о роли случайности при возникновении новой системы из детерминированного (динамического) хаоса. Пересматривается время – имеет качественные характеристики. Пригожин: стрела времени – необратимость и качественное своеобразие времени, т.к. оно связано со случайными факторами, которые невозможно воспроизвести в полном объеме. В синергетике механизмы эволюции природы ведут к образованию все более сложных систем – к возникновению разума. Человек ответственен за все во вселенной.

Синтез научных дисциплин направлен на решение глобальных проблем: информатики, экологии и т.д. каждая из проблем – источник глубоких преобразований в жизни личности и общества. Кибернетика – наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и переработки информации. Разрабатывает общие принципы создания систем управления и автоматизации умственного труда. Ее детище – электронная вычислительная техника, а следствие – киберпространство, киберкультура. Все это изменяет людей, культуру. Интернет изменил характер коммуникации – нет иерархии предшествующих коммуникаций, изменил расстояния, среда, ценностные ориентации. Неоднозначны последствия – или синтез человечества в ноосферу или тотальный контроль.

Характерная особенность современного этапа в усилении тенденции к интеграции научного знания. Развертывании междисциплинарных ис­следований, выдвижении программ комплексного изучения наибо­лее актуальных научных проблем, в которых принимают участие специалисты разных наук, использовании парадигм и методов исследования одних наук в других и т.д. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитар­ного знания осуществляется в рамках общенаучной картины мира, в качестве основы которой в настоящее время выступает глобальный эволюционизм. Понятия и теории отдельных наук в ней стремятся обосновать с помощью таких фундаментальных современных идей, как принципы системности и самоорганизации. (Глобальный эволюционизм — это интегративное исследователь­ское направление, учитывающее динамику развития неоргани­ческого, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. Он отличается универ­сальностью и огромным интегративным потенциалом.) Естествознание длительное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельности. Гуманитарные науки — на постижение человека, человеческого духа, культуры. Для них приоритетное значение приобрело раскрытие смысла, не столько объяснение, сколько понимание, связь социального знания с ценностно-целевыми структурами. Идеи и принципы, получающие развитие в современном естествознании (особенно в синергетике), все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и обратный процесс. Освоение наукой саморазвивающихся «человеко-размерных» систем (объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология)) стирает прежние непроходимые границы между методологией естествознания и социального познания. В связи с этим наблюдается тенденция к конвергенции двух культур — научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: