При заступлении на вахту в порту вахтенный помощник капитана должен получить от сдающего вахту информацию о:
· глубине у причала, осадке судна, уровне и времени полной и малой воды;
- состоянии швартовов, положении якорей и количестве вытравленной якорь- цепи;
- состоянии главных двигателей и возможности их использования;
- сигналах и огнях, выставленных на судне;
- работах, производящихся на борту судна, характере, количестве и размещении груза, погруженного или оставшегося на судне;
- уровне воды в льялах и балластных танках;
- наличии членов экипажа на борту судна и присутствии любых других лиц;
- специальных портовых правилах;
- состоянии противопожарных средств;
- постоянно действующих и специальных распоряжениях капитана;
- линиях связи между судном и берегом или портовыми властями на случай возникновения аварийной обстановки или необходимости оказания помощи;
- других обстоятельствах, важных для безопасности судна и предотвращения загрязнения окружающей среды.
Заступающий на вахту помощник капитана должен лично убедиться, что швартовы и якорь- цепи надлежащим образом закреплены, необходимые сигналы и огни должным образом подняты и выставлены, что нет никаких внешних условий или обстоятельств, угрожающих судну, и собственное судно не создает угрозы для других. В процессе несения вахты вахтенный помощник капитана должен:
|
|
· периодически обходить внутренние помещения судна и главную палубу, проверяя надежность крепления швартовных тросов, правильность установки противокрысиных щитков и щитков на сливных отверстиях, подъем необходимых флагов и сигналов, состояние трапа, ход производства грузовых операций;
- контролировать несение вахты подчиненным вахтенным персоналом и инструктировать заступающих на вахту матросов;
- обеспечивать наличие необходимых данных на информационной доске вахтенного у трапа;
- следить за осадкой судна, состоянием кранцевой защиты, соблюдением местных правил;
- контролировать допуск на судно посторонних лиц;
- контролировать погрузку грузов в соответствии с утвержденным грузовым планом, правильность использования судовых грузовых средств, не допускать чрезмерного крена судна;
- обеспечивать соблюдение правил пожаробезопасности при производстве ремонтных работ на палубе и во внутренних помещениях и своевременную подготовку судна к перешвартовкам и перетяжкам;
- контролировать выполнение судовых работ, связанных с подготовкой судна к выходу в рейс;
- объявлять судовую тревогу при возникновении опасности на судне, на берегу или на рядом стоящих судах; в отсутствии капитана и старшего помощника капитана возглавлять борьбу за живучесть судна.
При получении штормового предупреждения вахтенный помощник капитана обязан обеспечить:
|
|
· проверку и обтяжку швартовов, заведение при необходимости дополнительных тросов и установку дополнительных кранцев;
- повышение готовности судна к выходу в море;
- подготовку к действию якорного устройства;
- проверку и подготовку к действию осушительной и водоотливной систем;
- включение УКВ радиостанции на дежурный прием и установление постоянной радиовахты и непрерывное наблюдение за метеофакторами.
А также вахтенный помощник должен обеспечить:
o безопасность судна и соблюдение местных правовых норм порта стоянки;
- экологическую безопасность судна в порту (предотвращение эксплуатационных и аварийных загрязнений окружающей среды при погрузке выгрузке грузов, особенно потенциально-опасных, и бункеровке);
- нормальную жизнедеятельность судна, безопасные и нормальные условия труда, быта и отдыха судового экипажа и культурно-бытовые условия пассажиров с учетом проведения грузовых операций, технического обслуживания и приема пассажиров;
- конструктивно-техническую безопасность судна (прочность, остойчивость, осадку, крен, посадку) в связи с меняющейся загрузкой при погрузке-выгрузке груза, бункеровке, приеме продовольствия, воды и материально-технического снабжения;
- постоянную готовность к борьбе за живучесть судна в условиях стоянки в порту;
- надежную оперативную радиотелефонную связь с компанией и иными береговыми центрами;
- подготовку судна к предстоящему рейсу согласно распоряжений капитана.
Стоянка на якоре
· определить и нанести место судна на крупномасштабную карту;
- периодически в соответствии с обстановкой проверять путем взятия пеленгов неподвижных объектов, стоит ли судно на якоре безопасно;
- обеспечивать эффективное наблюдение за окружающей обстановкой;
- обеспечивать регулярные обходы судна;
- при обнаружении дрейфа судна извещать капитана и принимать необходимые меры;
- обеспечивать готовность главных двигателей и другого оборудования в соответствии с указаниями капитана;
- в случае ухудшения видимости извещать капитана и выполнять соответствующие требования правил предупреждения столкновений судов в море;
- обеспечивать своевременное выставление надлежащих огней и знаков и подачу звуковых сигналов;
- принимать меры по предупреждению загрязнения окружающей среды с судна.
Действия вахтенного помощника при пожаре в море и в порту
1. 0бъявить общесудовую тревогу (непрерывный сигнал звонком громкого боя в течении 25-З0 сек и объявить по трансляции пожарную тревогу);
2. Снизить или остановить движение судна, при необходимости изменить курс таким образом, чтобы пожар был с подветренной стороны;
3. 0тключить вентиляцию;
4. Проверить закрытие водонепроницаемых дверей;
5. Включить пожарные насосы;
6. В темное время суток включить палубное освещение;
7. 0становить любые грузовые балластные, бункеровочные операции, а также операции по зачистке танков и перекрыть все клапаны;
8. 0пределить координаты судна и выставить их на АПСТБ;
9. Включить УКВ радиостанцию на 16-ом канале;
При нахождении судна в порту:
· подготовить шланги и переходники для подключения береговой пожарной магистрали;
- вызвать береговую пожарную помощь;
- подавать сигнал тревоги, состоящий из серии длинных гудков продолжительностью не менее 10 сек каждый до тех пор, пока терминал не известит судно, что сигнал принят;
- сделать запись о времени и факте пожара в судовом журнале, зафиксировать позицию судна и навигационную обстановку.
Действия вахтенного помощника при падении человека
1. Сбросить за борт спасательный круг со светодымящимся буйком;
|
|
2. Перейти на ручное управление рулем;
3. Начать выполнение маневра "Человек за бортом";
4. 0бъявить по трансляции тревогу "Человек за бортом" и 3 длинных(4-бсек.) сигнала звонком громкого боя после сигнала общесудовой тревоги.
5. Засечь координаты места падения человека.
6. 3асечь положение буйка.
7. Продолжить маневр судна с целью выхода в точку нахождения человека.
8. Организовать пост наблюдения с биноклем.
9. Поднять сигнал "ОСКА" МСС в светлое время суток.
10. Оповестить о случившемся по УКВ радиостанции на 16-ом канале находящиеся поблизости суда и ближайшую береговую радиостанцию.
11. Включить поисковые прожекторы в тёмное время суток.
12. 3акончить маневр.
13. После подъёма пострадавших на судно или после прекращения поиска оповестить всех абонентов о завершении операции.
14. Сделать запись с фактическими данными в судовой журнал.
Действия вахтенного помощника при посадке судна на мель
1. 0становить главный двигатель;
2. 0бъявить общесудовую тревогу (непрерывный сигнал звонком громкого боя в течении 25-З0 сек) и объявление по трансляции;
3. Проверить закрытие водонепроницаемых дверей;
4. Включить УКВ радиостанцию на 16-ом канале;
5. Передать сообщение по радио другим судам;
6. Выставить огни и знаки согласно МППСС-72;
7. В темное время суток включить палубное освещение;
8. 0пределить место судна и сделать запись в судовом журнале о времени, координатах, навигационных условиях инцидента;
9. Рассчитать время полной и малой воды в данных координатах;
10. Рассчитать, какое количество груза/топлива необходимо перекачать;
11. При достаточной плавучести сняться с мели с помощью буксирных средств.