Тема 11. Оформление отхода и прихода судна

Младший помощник капитана готовит все судовые документы для оформления отхода/прихода судна. Несвоевременно поданные или неправильно оформленные документы ведут за собой незапланированный простой судна в порту со всеми вытекающими отсюда последствиями. Оформление выхода судна из порта осуществляет инспекция государственного портового надзора (портнадзор). Оформление производится при наличии действительных судовых документов, выданных Регистром или другим классификационным обществом, подтверждающих удовлетворительное техническое и мореходное состояние судна, а также при отсутствии препятствий со стороны пожарной охраны и санитарно-карантинного отдела.

Какие именно судовые документы должны быть на борту каждого морского судна, формы этих документов, их содержание, порядок заполнения и выдачи определяется законодательством страны флага судна и условиями целого ряда международных конвенций, резолюций, договоров и соглашений.

Занимаясь оформлением отхода судна, младший помощник капитана должен знать, постоянно следить за сроком действия судовых документов и вовремя сообщать капитану об истечении срока их действия.

Оформление отхода судна в заграничный рейс производится последовательно в четыре этапа:

в санитарно-карантинном отделе; в портнадзоре;

на контрольно-пропускном пункте (КПП) погранвойск;

на борту судна. Для оформления отхода судна в заграничный рейс младший помощник готовит не менее 10 экземпляров судовой роли, заверяет их подписью капитана и судовой печатью. Такая роль называется "чистой". Судовые роли печатать на очень тонкой бумаге (папиросной) запрещается.

Оформление в карантинной службе

Три экземпляра судовой роли вручаются судовому врачу или лицу, ответственному за судовую медицинскую службу, санитарные книжки членов экипажа, санитарный журнал судна, которые оформляют отход в санитарно-карантинном отделе. Судовые роли заверяются капитаном судна, судовой печатью и подписью. В санитарном судовом журнале хранятся: свидетельство о дератизации, санитарное свидетельство. Врач возвращает младшему помощнику два экземпляра роли со штампом карантинного отдела. При отсутствии врача младший помощник сам оформляет отход в карантинной службе, для чего предъявляет медицинские паспорта членов экипажа, судовые роли и Свидетельство о дератизации.

Оформление в инспекции портового надзора

Не позднее, чем за 6 часов до отхода судна, документально отход оформляется в инспекции портового надзора, для чего готовятся следующие документы:

Последний акт проверки судна в порту Владивосток или в последнем российском порту захода инспектором портнадзора. Если были замечания - предъявить документы, подтверждающие их выполнение с подписью капитана судна в п. 19 акта проверки. Акт составляется в портнадзоре в обмен на второй экземпляр;

Заявление на отход, должным образом оформленное и заверенное подписью капитана и печатью судна; Все судовые документы (непросроченные, т.е. действительные до прихода в первый порт);Один экземпляр "чистой" судовой роли и судовую роль со штампом санитарно-карантинного отдела.

Свидетельства радиолокационного наблюдателя (для судоводителей) согласно Резолюции 18 Международной конвенции о подготовке и дипломирование моряков 1978 года, срок действия которых не просрочен (выдается на 5 лет);

Свидетельства САРП (для судоводителей) согласно Резолюции 20 Международной конвенции о подготовке и дипломирование моряков 1978 года (выдается на 5 лет);

Дипломы всего комсостава, соответствующие занимаемым должностям согласно судовой роли. На судах, оборудованных радиоустановкой ГМССБ - дипломы радиооператоров ГМССБ с Подтверждениями (капитан и все вахтенные помощники);

Сертификаты всего экипажа о прохождении курсов по борьбе за живучесть судна в учебно-тренировочном центре;

Свидетельства квалифицированного матроса no количеству спасательных средств;

Акт по обеспечению судов;

Свидетельство пожарной охраны для выхода судна в море;

Расчет остойчивости судна;

Сертификат на сыпучий груз с указанием влажности и угла естественного откоса (если таковой груз имеется);

Акт приема работ по креплению груза или Сертификат о безопасной укладке и креплении груза: с вводом в действие 01 августа 1996 года "Правил безопасности морской перевозки генеральных грузов. Общие требования и положения" (РД 31.11.21.16-96) при оформлении отхода судна необходимо предъявлять Капитану порта один из этих документов (в прил. 7 приводятся международные проформы ИМО);

Дежурный капитан портнадзора проверяет все представленные документы и, если претензий нет, ставит штамп на "чистой" судовой роли, указывая время и номер отхода, и вместе с судовыми документами и дипломами возвращает младшему помощнику. Роль со штампом карантинной службы, расчет остойчивости, акты и справки остаются в портнадзоре.

Разрешение на выход судна в рейс действительно в течение 24 часов со времени, указанного в штампе портнадзора. Если судно задержалось в порту сверх установленного времени, капитан заблаговременно сообщает в инспекцию портнадзора и заново оформляет отход или получает подтверждение отхода, если нет изменений в состоянии судна.

Оформление на КПП погранвойск

Не менее, чем за 6 часов до отхода судна, младший помощник должен сдать на КПП погранвойск две "чистые" судовые роли и одну роль со штампом портнадзора, паспорта моряков, разложенные согласно судовой роли, на одной роли делается пометка (паспорта в количестве:.. штук) сданы на КПП и попросить пограничника расписаться в получении паспортов. Вновь прибывшего члена экипажа, который отсутствует в судовой роли ("опоздавшего"), можно оформить дополнительной ролью, но следует помнить, что КПП принимает только одну дополнительную роль.

Необходимо заранее, до начала оформления, узнать на КПП, нет ли замечаний относительно судовых ролей или паспортов моряка и, если есть, немедленно их устранить. Погранвласти обычно сами приносят паспорта и сданные судовые роли на судно для оформления отхода.

Младшему помощнику капитана следует обратить особое внимание на срок действия паспорта моряка, правильность прописки его владельца по судну, а также на то, капитан какого порта выдавал паспорт (РХ или МФ).

Оформление на борту судна

Для оформления отхода судна на борт прибывает комиссия в следующем составе: пограничники, таможенники и представитель агентирующей фирмы (агент).

Таможенным властям предъявляются:

две "чистые" судовые роли;

два экземпляра Генеральной декларации (General declaration);

два экземпляра Грузовой декларации (Cargo declaration);

один экземпляр Port Clearance (приложение 8);

Манифест или поручения на груз;

правильно заполненные индивидуальные таможенные декларации членов экипажа, разложенные согласно судовой роли.

После оформления необходимо убедиться в наличии на каждой декларации штампов таможни, причем против наименований предметов из золота, драгоценных камней или количества инвалюты дополнительно ставится штамп.

Пограничникам предъявляют Акт о досмотре судна силами экипажа в 2-х экземплярах. В судовом журнале должна быть сделана запись о начале и окончании досмотра (обычно за полчаса до прибытия пограничников на борт судна).

По окончании оформления отхода на судне у младшего помощника должны остаться:

судовая роль со штампом портнадзора;

судовая роль со штампом КПП погранвойск; Port Clearance со штампом таможни; Генеральная декларация со штампом таможни;

для чего необходимо представить дежурному инспектору портнадзора следующие документы (можно через агента либо лоцмана):

Показания капитана о приходной и отходной судовой роли со штампом портнадзора; "чистую" судовую роль.

Приход судна должен быть оформлен в течение 6 часов с момента "открытия границы" (оформления прихода судна властями).

При возвращении судна из каботажного рейса оформление прихода производится только в инспекции портнадзора;

Роль звуковой информации, воспринимаемой извне на ходовом мостике, особенно велика при плавании в условиях ограниченной видимости. Для обеспечения безопасности плавания немаловажное значение имеют условия слышимости звуковых сигналов на постах судовых наблюдателей. В рулевой рубке шумы создаются всевозможными приборами, воздействием ветра на части судна, волнением моря и другими факторами. На верхнем мостике и на крыльях мостика большое влияние оказывают шумовые помехи от выхлопных газов двигателей, шумов, возникающих от работы вентиляторов машинного отделения, собственных сигналов судовым свистком, предписанных МППСС-72, и шумов от воздействия моря и ветра на корпус судна, его надстройку и оснастку.

Рулевая и штурманская рубки обладают значительным звукопоглощением внешних акустических шумов, но так же поглощаются и полезные звуковые сигналы, услышать которые из этих помещений крайне трудно.

В рубке значительные шумы во время работы создают сельсины репитеров гирокомпаса, эхолот и особенно его самописец. Велики помехи от фона переговоров по УКВ радиотелефонным станциям, которые при входе в порт и выходе из него, при прохождении узкостей, на промысле постоянно включены на прием.

Наименьший уровень шумовых помех отмечен в рулевой рубке у открытой двери или открытого лобового иллюминатора.

Уровень шума на баке превышает уровень на мостике и в рубке. Шумовые помехи при движении судна создаются разбивающимися о форштевень волнами, набегающим потоком воздуха. Кроме того, на палубу бака выходят трубы якорных клюзов, представляющие собой хорошие акустические резонаторы. В результате на баке вероятность обнаружения звуковых сигналов меньше, чем на крыльях мостика.

Распространение звука на море зависит от многих факторов: расстояния от судна до берега, характера береговой черты, плотности тумана, разности температур воздуха и воды и т.п. В тумане могут появляться зоны, в которых звуковые сигналы распространяются плохо (глушатся).Слышимость сигналов зависит от силы и направления ветра, от разности высот источника звука и местонахождения его приемника и т.д. По ветру звук распространяется дальше, чем против ветра; направленный против ветра звук распространяется вверх и бывает не слышен, если наблюдатель находится ниже линии его распространения. Тон звука сигнала также может оказать влияние на звуковое восприятие.

Доклады наблюдателя об обнаруженных звуковых сигналах могут быть такими: «Слышу два продолжительных звука справа впереди траверза»; «Слышу удары в колокол прямо по носу» и т.п.

Важнейшим средством наблюдения является радиолокатор. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года предписывает:

«…Вахтенный помощник должен всегда использовать радиолокатор при ухудшении видимости или в ожидании ухудшения видимости и при плавании в районах интенсивного судоходства, учитывая возможности и ограничения радиолокатора».

Радиолокационное наблюдение должно осуществляться также при плавании вблизи зоны ограниченной видимости, чтобы своевременно обнаруживать суда и другие навигационные опасности, находящиеся в этой зоне.

Радиолокационное наблюдение обязательно организуется при поиске судов, терпящих бедствие, и их спасательных средств.

В соответствии с требованиями Наставления по организации штурманской службы на морских судах флота рыбной промышленности, радиолокационное наблюдение включает в себя:

обязательный просмотр теневых секторов и периодическое наблюдение на шкалах ближнего и дальнего обзора;

учет влияния на РЛС состояния моря и метеорологических факторов, а также и других помех, не позволяющих обнаружить суда на достаточном расстоянии;

глазомерную оценку радиолокационной ситуации и отбор объектов для радиолокационной прокладки;

радиолокационную прокладку (вручную или с помощью автоматизированных средств) с определением элементов сближения и движения опасных объектов и выполнение расчетов маневра расхождения; контроль за изменением радиолокационной ситуации во время маневра до полного расхождения судов на безопасное расстояние.

Международные правила предупреждения столкновений судов в море особо подчеркивают необходимость анализа обработанной радиолокационной информации, т.е. полученных количественных данных о направлениях линий относительного движения, относительной скорости, дистанции кратчайшего сближения, времени до момента кратчайшего сближения, курсов и скоростей других судов для адекватной интерпретации результатов наблюдений.

Наблюдатель должен ясно представлять эксплуатационные характеристики, возможности и ограничения радиолокационной аппаратуры, в частности, знать ее разрешающую способность по дальности и по направлению, предельную погрешность измерения расстояния и направления на различных шкалах дальности, вероятную дальность обнаружения объектов и влияние на нее метеорологических условий. Радиолокационному наблюдению за объектами могут мешать теневые секторы антенны судовой РЛС, засветка центра экрана и другие помехи. Для просмотра зон, попадающих в теневые секторы, следует кратковременно изменять курс на достаточную величину. В двухдиапазонных станций в условиях помех от осадков целесообразно использовать диапазон 10 см.

Международная конвенция ПДМНВ-78 требует:

«…Вахтенный помощник должен обеспечивать, чтобы используемые шкалы дальности радиолокатора переключались достаточно часто для возможно более раннего обнаружения эхо-сигналов…»

На судах, где установлены две радиолокационные станции, при работе одной из них вторая должна находиться в режиме подготовки, чтобы обеспечить немедленный переход к ее использованию в случае необходимости.

В сложных условиях плавания для графической прокладки и обработки радиолокационной информации следует привлекать подвахтенного помощника капитана; в таких случаях необходимо четко разграничить обязанности судоводителей на мостике.

Радионаблюдение должно непрерывно вестись на каждом судне, находящемся в море:

на канале 70 УКВ ЦИВ;

На частоте бедствия и обеспечения безопасности ЦИВ 2187,5 кГц, если судно оборудовано ПВ радиоустановкой для морских районов А1, А2 или А1, А2, А3;

на частотах бедствия и обеспечения безопасности ЦИВ 2187,5 кГц и 8414,5 кГц, а также, в зависимости от времени суток и географического положения судна, на одной из частот бедствия и обеспечения безопасности ЦИВ: 4207,5 кГц, 6312 кГц, 125777 кГц или 16804,5 кГц, если судно оборудовано ПВ/КВ радиоустановкой;

за оповещениями о бедствии в направлении берег-судно через ИСЗ, если судно оборудовано судовой земной станцией ИНМАРСАТ.

На каждом судне, находящемся в море, должно вестись радионаблюдение за передачами информации по безопасноти на море (навигационные и метеорологические предупреждения, метеорологические прогнозы и др.) на соответствующей частоте или частотах, на которых такая информация передается, для района, в котором находится судно.

Радиотелефонное наблюдение заключается в прослушивании на дежурном канале судовой радиотелефонной станции передаваемых на этом канале сообщений, представляющих интерес для данного судна. Целенаправленная передача такой информации предваряется сигналом вызова судовой станции, представляющим собой троекратное повторение названия вызываемого судна («Кайра», «Кайра», «Кайра») или его позывного («Юниформ», Делта, Фокстрот, Янки»; «Юниформ, Делта, Фокстрот, Янки»; «Юниформ, Делта, Фокстрот, Янки») либо другие сведения, позволяющие идентифицировать данное судно («Судно к западу от входного буя» – «Vessel on west from entrance buoy» и т.п.).

Информация может быть предназначена для всех судов или судов, находящихся в определенном районе либо входящим в определенную группу («Всем судам» – «All vessels»; «Судам, находящимся на подходе к южному фарватеру» – «Vessels on approach to South Channel» и т.п.). Всем судам предназначена информация, предваряемая сигналом бедствия («Mayday» – «Мэдэ»), срочности («Pan-Pan» – «Пан-Пан») или безопасности («Seсurite» – «Секюритэ»). В ряде районов предписывается дежурство на определенном канале УКВ. Так, всем судам, следующим проливом Ла-Манш, рекомендуется принимать информацию, передаваемую радиостанциями системы судовых донесений Великобритании и Франции, и нести дежурство на УКВ. Суда, плавающие в системах разделения движения в районе острова Уэсан, в районе скал Каскетс, в проливе Па-де-Кале и прилегающих к ним зонах прибрежного плавания, должны нести непрерывное дежурство на УКВ, канал 16, и на канале 11 на судах, где возможен двухканальный прием. В соответствии с требованиями ГМССБ – глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, в непосредственной близости от места, откуда обычно осуществляется управление судном, должна быть обеспечена звуковая или световая сигнализация о приеме вызова сигналов бедствия, срочности и безопасности, которые передаются УКВ и ПВ/КВ судовыми станциями в режиме ЦИВ – цифрового избирательного вызова.

Гидроакустическое наблюдение за глубиной под килем осуществляется с помощью навигационного эхолота, который рассматривается в Международной конвенции ПДМНВ-78 как важное навигационное средство.

Эхолот включается на подходе к району со стесненными условиями плавания; его показания сравниваются с глубинами на морской навигационной карте. Наблюдение за характером изменения глубины удобно осуществлять с помощью самописца эхолота. Для индикации достижения заданного оператором значения опасной глубины применяется звуковая и световая сигнализация.

Рекомендуемая литература

1. КТМ – Кодекс торгового мореплавания.

2. Щеголев В. И. Что нужно знать капитану при посещении судна инструктором государства порта. – СПб., ЗАО ЦНИИМФ, 1996. – 124 с.

3. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98) – Одесса, ЮжНИИМФ, 1990. – 111 с.

4. Наставление по швартовным и грузовым операциям в море судов флота рыбной промышленности Ленинград: Транспорт, 1984. – 72 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: