Формирование информации и порядок передачи ее капитану

-—- 1 ' 17 декабря 1967 г. танкер «Славгород» сел на мель в бухте Советская Гавань. Старпом, будучи на вахте, не доложил капитану, что судно подошло к берегу, хотя имел на этот счет прямое указание, и продолжал следовать самостоятельно.

„т.^ м ттрттрспобоазно ОрганизоДкапитану и сам не предпринял никаких мер, которые преде •дадача заранее спланированного и цeлecu_t. командовопасное сближение.

^»огп на судне наблюдения — вовремя доставлявь к д g ^ ^gg ^ дизель-электроход «Капитан Бондаренко ванного на судне_н g ^ для управления судном и егм, „„^им теплоходом «Еива-Мару». Причина: вахтенный ванию информацию, "'"-,.". Внешнее наблюдение призвав^щ^ дизель-электрохода, обнаружив гакабортный огонь

В феврале 1968 г. танкер «Баскунчак» столкнулся с тральщиком «Ту­гун». Авария произошла из-за того, что вахтенный второй помощник на 1алкере, заметив справа по носу судно, в течение 10 мин не сообщал о нем капитану и сам не предпринял никаких мер, которые предотвратили бы

столкнулся

ваншо информацию, нсиилиА»;".^,"..—.,, производственной деятельностью Внешнее наблюдение призва| но обеспечить безопасность плавания, и этот вид наблюдения особенно важен для судовождения.

Одно из главных положений Кодекса торгового мореплава' ния СССР гласит, что «на капитана возлагается управление суд ном, в том числе судовождение, принятие всех мер, необходимы! для обеспечения безопасности плавания, поддержания порядкэ ---""•"""" та^чкпгп кпеда судну и находящим^

ина: вахтенный старший по­мощник дизель-электрохода, обнаружив гакабортный огонь обгоняемого судна, не доложил об этом сразу капитану и сам не принял никаких мер к предотвращению столкновения.

Статистика показыв&ет, что одним из главных видов аварий

-я i t. ^f inaL-ni -1-" """ —--- ппхопимьи на Ф^0^ являются столкновения судов в узкостях или в откры-ном в том числе судовождение, принятие всех мер, н _^| том море, причем чаще всего они происходят из-за несвоевре-пля'обеспечения безопасности плавания, ПОДАег. одящимс' менного обнаружения и неверного определения параметров дви-на судне предотвращения всякого вреда судну и _ 'р у жения встречных и обгоняемых судов. Следовательно, вопросу

на нем людям и грузу». Отсюда ^^-"'„"^ится в компете^ обнаружения судов и определения элементов их движения вах-вождения включая управление судном, находш1-" ° дд^о; '^нныи помощник капитана должен уделять самое серьезное пии капитана Но естественно, капитан физически н д^езд внимание. При этом не менее важной заботой помощника дол-нии самостоятельно осуществлять ^фу"^^^^^^ I «но быть своевременное и полноценное представление капитану и бессменно много суток подряд при лл^^ ^ ^ всей навигационной информации.

как эксплуатация судна — это, как изое „„ 'дд ест ^ важнейшим видам такой информации относятся: обнару-

уплит ссудном п ли "^"- " ----- — - -...^.^...„ ..j... ^,^..„, внезапные изменения состояния судна, что происхоА ^ ^ ^дду „ли стоянке, днем или ночью, i ^ отдельных узлов и экипажа, имеющие прямое отношение к

^.вяГиТэ^м вся существенная^-Ф°рм^^и^^^^^^^^^^^^ S™" дальнейшег0 плавания- к грузу и человеческнм рой является наблюдение, Д"^» „д-„бо,гать ее, принять реш<

^•^SSSi^^^^^

1

времени непрерывный, то для обеспе4^^^^^^^^ вахты. жение каких бь1 тобыл0 объектов, огней или сигналов как на пмошники которые круглые сутки поочередни nc^v море, так и в воздухе; сведения об окружающей гидрометеоро- г 'не пути судна, контроль за его безопасным движ(тогической обстановке и обстоятельствах плавания; наблюдение Счисление у р^д^рцу на вахтенных помощников капр {еобычных явлений, в какой бы среде они не происходили; воз-нием и сое ^ ^ коем случае не значит, что в то врем? {икновение различных чрезвычайных событий и появление но-гана. ''дна вахту, с капитана снимается ответственность з gy^ ситуаций внутрисудового производственного процесса; ре-когда он - управление судном. Капитан отвечает за в;ультаты обсерваций, определений поправок приборов и вопро-судовождение у г^ д да нем в течение всего времени, пок,ц счисления пути судна; внезапные изменения состояния судна, что происхо^А ^^^ ^ ^^ ^дд стоянке, днем или ночью.^,.р отдельных узлов и экипажа, имеющие прямое отношение к безопасности дальнейшего плавания, к грузу и человеческим жизням.

Устав службы на судах морского флота определяет, что на *•' / судна вахтенный помощник капитана обязан неотлучно эдиться на мостике. В штурманскую рубку он может захо- 1 лишь для того, чтобы снять показания приборов, произве-соответствующие расчеты и нанести точку на карту. В этом iae для наблюдения за горизонтом и водной поверхностью

Туман, снегопад, сильный ветер и другие неблагоприятные гидрометеорологические условия, вызывающие сомнения в безо­пасном исходе проводки либо швартовки судна, дают лоцману право отказаться от исполнения обязанностей. При этом он должен мотивировать свой отказ, т. е. указать конкретные при­чины, побуждающие его так поступить, например опасность прохождения участков пути с подводными препятствиями в темное время или в плохую погоду, реальная возможность по­садки на мель вследствие спада воды, изменение навигацией ной обстановки, требующее особой осторожности, запреты, ус­тановленные обязательными постановлениями либо специаль­ными чрезвычайными распоряжениями портовых или местных властей, и т. п.

Если капитан судна все же потребует осуществить опера­цию вопреки доводам лоцмана, считающего выполнение ее в данных условиях невозможным или опасным, то последний обя­зан информировать об этом капитана порта, мнение которого является решающим для обеих сторон. Факты такого рода фик­сируют в судовом журнале.

Очень важно, чтобы судоводители строго придерживались правцл судоходства и требований обязательных постановлений, действующих в районах лоцманской проводки. Если лоцман об­наружит, что намерения капитана идут вразрез с правилами плавания в таких районах либо нарушают установленный здесь порядок, то он обязан предупредить его о'б этом и потребовать устранения замеченных нарушений. Если капитан не выполняет законные требования лоцмана, то последний должен немедлен­но сообщить об этом капитану порта.

Лоцман обязан являться на судно немедленно по вызову капитана. Приняв лоцмана на борт, капитан условливается с ним о значении и способах передачи команд, применяемых лоц­маном. Кроме того, капитан знакомит лоцмана с осадкой суд­на, его мореходными качествами, маневренными элементами, •инерцией, диаметром циркуляции, скоростью при различных режимах работы и реверсах двигателя, шириной и длиной суд-.на, особенностями управления в различных условиях и т. д. Лоцман, со своей стороны, знакомит капитана с обстановкой на переходе и в порту, а также с последним прогнозом погоды.

Предполагаемые способы маневрирования в узкостях и при швартовных операциях лоцман заблаговременно согласовывает с капитаном судна, чтобы последний всегда был в курсе дейст­вий лоцмана.

Указания лоцмана реализуются и проводятся в жизнь командами и распоряжениями капитана или, в его отсутствие, старшего помощника. Уходя с мостика, капитан обязан пред­ставить лоцману лицо, которое будет ответственно за управле­ние судном во время его отлучки. Устав службы разрешает ка­питану в таких случаях временно оставлять на мостике вместо

себя старшего помощника, который должен быть предваритель­но проинструктирован должным образом.

Во время швартовных операций руководство работой бук­сиров осуществляет лоцман. Но в случае, если капитан или в его отсутствие старпом, не согласен с той или иной командой лоцмана относительно действий буксиров, то он в любой мо­мент может отменить эту команду и дать свое собственное ука­зание, которое подлежит беспрекословному исполнению со сто­роны личного состава буксирных катеров и береговых швар-товщиков.

Лоцману воспрещается без согласия капитана оставлять судно раньше, чем он поставит его на якорь, ошвартует в безо­пасном месте или выведет в море, за границы района, обуслов­ленные правилами данного порта. Он может покинуть судно, если будет сменен другим лоцманом.

Кодекс торгового мореплавания Союза ССР определяет, что «ответственность за аварии, 'причиненные по вине государствен­ных морских лоцманов при исполнении ими служебных обязан­ностей, несет морской порт, которому подчинен лоцман». Поэто­му капитан порта может запретить проводку судов, когда ее безопасному осуществлению препятствует состояние погоды или моря, а также при наличии других особых обстоятельств.

Твердое знание судоводителями и лоцманом пределов своей компетенции и ответственности, четкое разграничение и пони­мание обоюдных функций и, наконец, взаимное доверие при совместном управлении судном являются залогом успешного, безаварийного плавания судов на стесненной акватории и в рай­онах, сложных в навигационном отношении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: