Как связаны чувственное и рациональное в познании?

Познание есть разновидность духовного производства. В процессе познания задействованы все способности человека, как органы чувств так и разум находящиеся в тесном единстве.Сенсуализм абсолютизировал чувственное познание, принижая роль мышления. Рационализм же отрицал опытное происхождение всеобщности и необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления.Знание есть единство 2 противоположных моментов, сторон чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соот-е данные, факты. Разум их обобщает и делает опред. выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоритически нагружены, регулируются разумом.

87.Что такое интуиция и какую роль она играет в познании?Интуиция - непосредственное постижение предмета без всякого логического инструментария.Чувственная интуиция- непосредственное постижение истины при помощи органов чувств когда субъект полностью сливается с познающим предметом и между ними отс.дистанция.Рациональная интуиция- непосредственное постижение истины без всяких логических доказательств, постижение ее разумом.

88!!!Что такое истина согласно классической концепции? Концепция, согласно которой, истина - есть соответствие мыслей действительности, называется классической. Она является древнейшей из всех концепций истины. Именно с нее начинается теоретическое исследование истины.Классическая концепция всегда стояла ближе к материальному, чем к идеальному. Лишь в рамках материализма она получила свое полное развитие.Центральным понятием классической концепции является понятие соответствия мыслей действительности. Когда говорят о том, что мысль соответствует действительности, имеют ввиду следующие: то, сто утверждается мыслью, действительно имеет место. Понятие соответствия совпадает с понятием “воспроизведение”, “адекватность”.Другое важное понятие классической концепции – понятие действительности, или реальности. Когда познание ориентировано на внешний мир, то это понятие отождествляется с понятием объективного мира. Однако в контексте теории истины такая трактовка действительно является все же узкой. Эта концепция претендует на универсальность, на принятие понятие истины не только к мыслям, обращенным к объективному миру, но и к мыслям, относящимся к объектам любой природы, в том числе и к мысленным объектам.В любом ли случае, мысль, соответствующая действительности, может быть квалифицирована как истина? Здесь существенное значение имеет то, что представляет собой мысль с точки зрения своей логической формы. Понятия: атом водорода, и подобные. В логическом плане они – суть понятия. Первое существует в реальном мире, второе – нет. В последнем случае понятие не имеет объективного содержания, однако эта логическая форма в любом случае лишена истинного значения. В логической литературе почти общепринято считать, что носителями истинного значения могут быть суждения или высказывания, представленные повествовательными предложениями.В зарубежной философской и логической литературе, иногда проводится различие между просто повествовательными предложениями и утверждениями. Некоторые авторы считают, что истина связана не с любыми повествовательными предложениями, а только с теми, которые имеют характер утверждений.Но не все утверждения с точки зрения классической концепции являются носителями истинных значений. Так же существует класс утверждений, которые не являются ни истинными, ни ложными.Обычно в классической концепции в качестве истины принимаются только такие предложения, которые являются описательными (дескрентивными). Предложения, не являющиеся дескрептивными, считаются лишенными истинного значения.

89.Что такое истина и каков ее критерий согласно когерентной теории истины? Существуют два варианта когерентной теории истины.Один из них вводит новое понятие истины, как когерентности знаний, которое предполагается вместо прежнего понятия истины, как соответствия знаний действительности. Другой вариант утверждает, что оответствие знаний действительности может быть установлено только через когерентность, которая выступает в качестве критерия истины.Одним из основоположников первого варианта когерентной теории принято считать Канта. По Канту существует взаимная согласованность, единство чувственного и логического, которые и определяют содержание и мысли истины.В XX в. когерентная теория истины возрождается некоторыми представителями неопозитивизма, например О. Нейратом. Эта версия исходит из того, что только метафизика может пытаться сравнивать предложения с реальным миром.Истинность научного знания заключается, по Нейрату, не в том, что знание соответствует действительности, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему. Именно это свойство самосогласованности является там референтом, к которому относится понятие истины.И стоками второго варианта можно считать философию элеатов. Порменид и Зенон принимали понятия истины как соответствие знаний действительности. Однако они считали, что это соответствие может быть удостоверено не путем наблюдений, а лишь путем установления непротиворечивости знаний. Противоречивая идея не имеет референта в реальном мире. Вместе с тем непротиворечивость идеи гарантирует правильное описание его реального положения вещей.Следуя этой рационалистической установке Парменид утверждал, что мыслью о существовании в природе пустоты, “небытия” является ложной, т. е. несоответствующей действительности. Ее ложность состоит в ее внутренней противоречивости. Если мы мыслим “небытие” как нечто реальное, то оно в силу этого перестает быть “небытием”. Идея “небытия” есть невыразимая в мыслях идея, а потому ей ничего не соответствует в реальном мире.Этот вариант когерентной теории истины принимается некоторыми современными мыслителями и философами.Функционирование когерентной теории истины, как определяющей критерии истины Ремер представляет себе следующим образом: “Цель когерентной теории заключается в том, чтобы отделить истинные высказывания от неистинных. Ключ к решению этой проблемы состоит в нахождении во множестве М подмножества N когерентных высказываний. “Кандидаты в истинное” - уточняет Ремер – квалифицируются как истинное, благодаря выявлению их современности с как можно большим числом других эмпирических высказываний”.Когерентная теория не только не преодолевает трудности классической теории, но, наоборот, усугубляет их, сталкиваясь и с другими нерешенными проблемами.Эта теория пытается решить проблему когерентности в логическом смысле. Однако проблема непротиворечивости, как логическая проблема чрезвычайно сложна. Она неразрешима в достаточно сложных логических исчисления. Когерентность рассматривается как внутреннее свойство системы высказываний. Ремер пишет: “Когерентность”,рассматриваемая в когерентной теории, рассматривается как внутреннее свойство, касаемое вопроса об отношении одних высказываний к другим., но она не касается вопроса “когерентности” с реальностью или фактами действительности”. Очевидно условие непротиворечивости не является достаточным условием истинности, поскольку не всякая противоречивая система утверждений о реальном мире соответствует реальному миру. Это условие применительно к естественным наукам не всегда оказывается и необходимым. Противоречивость какой – либо теории не означает ее ложность. Она может быть показателем временных трудностей.Сторонники когерентной теории истины обратились к когерентности как к способу избавиться от трудностей, с которыми столкнулась классическая концепция истины. Но путь, который они выбрал, сопряжен с еще большими трудностями.

90. Что такое истина и каков ее критерий согласно прагмастической теории?С точки зрения польского логика и философа К. Айдучевич, все, так называемые неклассические истины, усматривают сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с “конечным критерием”. К концепции истины, как полезности, прагматизм приходит на основе следующего аргумента: “… наши убеждения не являются независимыми от нашей практической деятельности. Наши убеждения влияют на наши действия, дают им направления, указывают средства, ведущие к достижению намеченной цели”.Согласно прагматизму, полезность не является ни критерием, ни корректором истины. Иначе говоря, нельзя утверждать, что знания, обладающие свойствами полезности, также оказываются соответствующими реальности. Единственное, что может человек установить, - это несоответствие знание действительности, а эффективность, практическую полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, которая достойна именоваться истинной.В настоящее время имеются теории, которые можно рассматривать как продолжение и развитие прагматизма – онерационализм. Основная его проблема – значения. Но операционализм рассматривает проблему истины как проблему существования.По выводам, вытекающим из бриджменского операционализма, можно судить, что принесла науке прагматическая концепция. Бриджмен утверждал, что общая теория относительности не имеет физического смысла и неистинна, поскольку она пользуется неоперациональными понятиями. Операционализм требует устранения абстрактных систем, которые играют в современной физике важную роль.Прагматизм, суливший сделать науку более “реалистической” оказывается концепцией, создающей для нее серьезную угрозу.

91. Что такое истина и каков ее критерий согласно конвенциональной теории?Конвенциональная (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.Истина одновременно:субъективна и объективна (этот человек порядочный);абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);относительна и абсолютна (пример с атомом).Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь — намеренное искажение верного.В познавательной деятельности людей большое значение имеет вера, уверенность, убеждение. В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним. Поэтому познавательные отношения — это не отношения безличности и безразличия, а отношения заинтересованности. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры.По сути дела вера — отправная точка всякого познания и его цель. Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием. В процессе познания человек всегда становится перед выбором — между более убедительным и менее убедительным объяснением. Поэтому необходима вера в свои возможности — для мобилизации духовных сил при недостатке информации или отсутствии точных доказательств.И если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия.Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог.Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».Интерпретация — вариант изложения понимания. Художественная литература предоставляет нам возможность филологической интерпретации.Соотношение: Знание — понимание — интерпретация. Знание — все знают это стихотворение. Понимание — каждый по-своему. И в результате понимания дают свою интерпретацию.Но интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.преувеличивать!

92.Что такое истина и каков её критерий согласно марксисткой теории? Само понятие «истина» является одной из важнейших категорий гносеологии как науки о взаимосвязи между субъектом и объектом. Действительно, одно из наиболее простых определений истины - это определение её как соответствия субъективного знания об объекте самому объекту, то есть истина - это адекватное знание об объекте.Именно в качестве критерия истины практика рассматривается в философии марксизма. Введение этого критерия связано с качественными особенностями марксизма, отличающими его от прежней философии. Эти особенности можно свести к следующим:
1. Марксизм усиливает научную сторону философии, заявляя, что не только природа, но и общество поддаются научному познанию. Возникло так называемое материалистическое понимание истории. Марксизм ставит задачу не просто ее познания, но изменения, революционного преобразования посредством практических действий;
2. Марксизм открыто становится на классовые позиции (на позиции пролетариата), за которым, по его мнению, будущее; пролетариат пользуется философией для теоретического обоснования и оправдания своих претензий. "Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие";
3. Марксизм расширяет задачи философии от объяснения мира к его изменению: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".
Вследствие этого марксизм вводит практику в качестве объективного критерия истины: "В практике должен доказать человек истинность, то есть действительность своего мышления".

93. Что такое догматизм и релятивизм?Догмати́зм (— способ мышления, оперирующий догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике, такими как аксиомы в математике и постулаты в физике) и опирающийся на них.Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты.Релятивизм - идея, где описывается некий принцип, согласно которому некоторый элемент опыта или аспект культуры - относительны, то есть, зависят от некоторых других элементов или аспектов.
Общие утверждения, которые можно было бы счесть релятивистскими, включают "Это правда для Вас, но не для меня" "Красота находится в глазу наблюдателя" "Вы не можете судить другие культуры по собственным стандартам" Некоторые релятивисты утверждают, что люди могут понять и оценить верования и поведения только в терминах их исторического или культурного контекста.
Есть много возможных изменений релятивизма, которые изменяются по их степени противоречия, определение часто обращается к релятивизму правды, которая является доктриной, указывающей на то, что нет никаких абсолютных истин.Другими словами, правда является относительным понятием, в соответствии с некоторой специфической системой взглядов, к примеру, языка или культуры.

94. что означает конкретность истины?
Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются.
95. Что такое наука? В чем отличие науки от донаучных и ненаучных форм познаний?

Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленный на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.ма знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное знание:
- является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности;
- социально обусловлено; и
- обладает различной степенью достоверности.

96.Каковы характеристики научного знания?
Объективность-наука строит объективную картину мира. Системность-научное знание – целостная ситема законов, теорий итд. Обоснованность- доказанность результатов, выводов.
97. в чем отличие фундаментальных наук от прикладных?
Фундаментальные науки-познание основных законов. Прикладные науки-применение ФН для решения социо-практических проблем.
98.каковы основные исторические этапы развития науки и в чем их особенность?
1)античная и средневековая наука(развивались в рамках умозрительногостиля мышления, образец-Аристотель)2)Классическая(Связана с развитием метематики,естествознания, идеал-механика.)3)неклассическая наука(появление микромира)4)постнеклассическая наука(объекты-сложные системы.)

99.В чем отличие эмпирического и теоретического уровней научного познания?Эпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.Термины описания теоретического знания относятся к идеализированным, абстрактным объектам. Подобные объекты невозможно подвергнуть непосредственной экспериментальной проверке.

100.В чем разница между данными наблюдениями и фактами? в отличие от данных наблюдений,особенностью науч.фактов явл.их истинность,допускающ.опытную проверку.Науч факты служат основой выдвижения гипотез.
101.каковы основные формы теоретического знания?
1)Проблема-возникает в ходе исследования комплекса вопросов, имеющих теоретическое и практическое значение. 2)гипотеза-предположение, сформерованное на основе имеющихся фактов. 3)теория- дает целостное представление о законах и сущности изучаемого объекта.

102-103??? Это система универсальных высказываний (поддающихся доказательству), позволяющих:1)объяснять сущность, устройство и механизм работы исследуемой системы; 2)предсказывать направления, тенденции её развития; 3)получать как следствие рекомендации по созданию технологий устойчивого развития(фукции н.теории)Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов.Научная теория - одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением новых фактов. Когда изменения затрагивают фундаментальные принципы теории, происходит переход к новым принципам, а, следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания. в результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.

 

Так, эмпирическое знание выражается в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон - это всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых исследовательских процедур.

104.Что называют философскими основаниями науки и какую роль они игарют в научном познании?Философские основания науки-совокупность взаимосвязанных между собой онтологических,гносеологических,методологических понятий и принципов,использ-мых учеными при создании или обосновании науч. теории,исслед-мой прграммы или науч направления.Философ.основания науки- дают самые общие ориентиры о познават. д-ности, обосновыв. как идеалы и нормы науки, так и содержат. представл. науч. картины мира, а также обеспеч. включ. науч. знания в культуру. Функции:1) обоснование уже добытых знаний2) эвристическая. Ф. осн. участв. в построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности. Используемые в этом процессе ф. идеи и принципы могут применяться и для обоснования полученных результатов (новых картин реальности и новых представлений о методе). Но совпадение ф. эвристики и философского обоснования не обязательны. Может быть, что при формиров. новых представлений используются одни ф. принципы, а затем эти представления получают др. интерпритац., и только на этой основе они обретают признание и включаются в культуру.3) методологическая. Ф. осн. способствуют формированию новых методов научного исследования. Ф. осн. науки разнородны и историчны: при переходе от одного этапа развития науки к другому в ходе научных революций один их «набор» сменяется другим, но определенная преемственность при этом сохраняется.

105-119???????

120. каковы предмет и задачи филосовской антропологии?
Философская антропология - учение о человеке. Задача- разработка общей коцепции человека. Изучает природу и сущность человека, смысл человеческого существования, перспективы человека.
121.каковы особенности понимания человека в философии Древней Индии?
Особенность – тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Филосовская школа соотносилась главным образом с буддизмом, брахманизмом.

122. Что такое «карма» и «сансара»?

Карма-одно из осн.понятий в индийс.фил-ии,это сумма совершенных всяк.живим существом поступков и их последствий,определяющих характер его нового рождения.Понятие карма дополняет докторину перерождения: в конеч. Счёте карма определяет прогресс или регресс по отношению к глав цели человека-освобождению от перерождений
Сансара-одно из осн понятий в инд.фил-ии,это учение о перерождении,переселении душ.Концепция Сансары заключ в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами.
123. Какими качествами должен обладать идеальный человек по мнению Конфуция?Конфуций разработал концеп-ю идельн.человека,благородного мужа,кот.благодаря воспитанию в себе высоких нравств. качеств должен обладать ЖЭНЬ.Проявления ЖЭНЬ –справедливость,вернось,искренность.Конкретное воплощение ЖЭНЬ-ритуал(ЛИ)-этикет,т.е правила благопристойности,регулир-щее поведение человека в разных жизнен.ситуациях.Ритуал держится на сыновней почтительности(СЯО)-уважение к старшим,родителям.
124.Что означает принцип «у-вэй» в даосизме?Высшим принципом поведения в даосизме явл.-ся «У-ВЭЙ»-(буквальный перевод:недеяние,бездействие) –подчинение естес.-му процессу,гармонию с ДАО,отсутствие всякого действия,идущего вразрез с ним.Вселенную нельзя привести в порядок искус.-но,нужно дать свободу её естес.-ым качествам.Соблюдение этого принципа ведёт к свободе,счастью.
125.Как связаны между собой добродетель и знание по мнению Сартра?Предметом фил.-х размышлений у Сократа явл-ся человек,его сознание.Сократ решил раскрыть содержание моральн категорий,ответить на вопрос «что есть благо,справедл-ть сами по себе?»Приходит к выводу,что ЗНАНИЕ САМО ПО СЕБЕ ЕСТЬ ДОБРО.Оно явл.-ся условием добродетельного поступка.В отличии от софистов,Сократ считал,что эти категории имеют объектив. содержание,что сущ-ет абсолютное добро
126. К чему должен стремиться человек согласно Эпикуру?Целью челов. жизни Эпикур считает счастье,понимаемое как удовольствие.Удовольствие –отсут-е телесных страданий и душев. тревог. Главное удовольствие для чела-познать природу,её законы. Тем самым чел сможет избавиться от страхов,достигнуть спокоиствия.Высшим благом для чела,по мнению Эпикура,явл-ся душев. невозмутимость,безмятежность. Это состояние может быть достигнуто только при подчинении чувственных страстей разуму.
127.В чем состоит отличие христианского учения о человеке от античного образа человека?Антич.фил-я в целом формирует представление о челе как о разумном существе,связывает его существование с возможностями разума,познания.Впервые пробл чела была поставлена софистами(Протагор,Фразимах-первые атеисты)Они считали критерием истины мнение отдельного чела,противопоставляли «установление природой» и «установленное челом В христиан.учении понимания чела строится на библейск. Толковании.Бог наделил чела разумом и свободной волей,но в силу грехопадения единс-во чела и Бога нарушилось.Природа чела повреждена грехом.Раздвоенность чела закл-ся в налич грехов плоти и божеств начала.Христиан.учение провозглашает новые ценности,которых не знала антич фил-я,это вера,смирение,надежда и любовь.
128. Какие основные подходы к пониманию природы и сущности человека?Существуют 3 основных подхода:материалистический,натуралистический,идеалистический У материалиста Демокрита природа человека определяется объективными процессами космоса, но она оказывается и результатом воспитания, обучения. Натуралистическая концепция человека была развита в дальнейшем в философии Эпикура и Лукреция, которые утверждали земное видение человека. В философии объективного идеализма Платона природа человека определяется объективным миром идей, который относится к материальной действительности (миру вещей) как абсолютное бытие к возникновению. Дуализм души и тела, их вражда составляют, по Платону, то, что определяет сущность и существование человека.
129. В чем отличие между социологизаторскими и билогизаторскими концепциями человека? Биологизаторская концепция выводит сущность чела только из его био природы(социалдарвинизм,социобиологизм,расизм) Социологизаторская концепция утверждает,что личность формируется всецело под влиянием общества. Люди рождаются с одинаков.генетич. задатками.А глав роль в развитии способ-ти играют воспитание и образование(пансоциолизм)
130. Опишите образ человека, который сложился в античной философии.. Антич.фил-я в целом формирует представление о челе как о разумном существе,связывает его существование с возможностями разума,познания.Впервые пробл чела была поставлена софистами(Протагор,Фразимах-первые атеисты)Они считали критерием истины мнение отдельного чела,противопоставляли «установление природой» и «установленное челом»
131. Как связаны между собой познание и добродетель согласно Сократу? Сократа приходит к размышлениям о взаимоотношении познания (знания) и добродетели Добродетели, т. е. познания того, что есть благо, могут, по Сократу, достичь лишь «благородные люди». «Земледельцы и другие работающие весьма далеки от того, чтобы знать самих себя... Ведь они знают лишь то, что надлежит телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть закон разума, никто из этих людей не может быть разумным от знания своего призвания» Добродетель, равно как и знания, согласно Сократу, является привилегией «неработающих». Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.

132. В чем суть сократовского метода? Сократовский метод направлен на постижение сути этических понятий. Он состоит из 4-х частей: 1) ирония(вопросы,приводящие к противоречию с самим собой, «Я знаю, что ничего не знаю»); 2) майэвтика (новые вопросы опровергающие прежние представления и побуждение искать истину, «Познай самого себя»); 3) индукция (отыскание общего в частных добродетельных поступках); 4) определение (подведение общих понятий под общее). Философия как путь знания становится у Сократа средством формирования добродетельного человека.
133. Как, по мнению стоиков, человек должен относиться к жизни и почему? Назовите представителей стоицизма. По мнению стоиков, жить согласно с природой, значит жить согласно с логосом, божественным законом. Над человеком довлеет необходимость всего происходящего, он лишен свободы воли. Человек приобретает свободу, если он познает систему разумных истин. Этическим идеалом у стоиков является апатия (бесстрастие)- безразличие ко всему внешнему, свобода от чувств и страстей. Представители: Зенон из Китона (греч. стоицизм), Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (римский стоицизм).
134. Что является высшим благом и как его достичь, согласно Эпикуру? Высшим благом по мнению Эпикура является душевная невозмутимость, безмятежность (атараксия). Это состояние может быть достигнуто только при подчинении чувственных страстей разуму.
135. В чем состоят особенности христианского учения о человеке? Понимание человека строится на библейском толковании. Человек рассматривается как образ и подобие Бога, Бог наделил человека разумом и свободной волей, но в силу грехопадения единство человека и Бога нарушилось. Природа человека повреждена грехом. Раздвоенность человека заключается в наличии греховной плоти и божественной души. В христианской антропологии появляется интерес к внутренним аспектам духовной нравственной жизни человека. Христианское учение провозглашает новые ценности, которых не знала античная культура, это вера, смирение, надежда и любовь.
136. В чем особенности понимания природы человека в эпоху Возрождения? В эпоху Возрождения происходит изменение идеалов жизни, возникает новая мировоззренческая ориентация- гуманизм. Новый гуманистический идеал- идеал самоценности человеческой личности, полного раскрытия внутренних человеческих возможностей (Дж. Пико дела Мирандола, Л. Вала и др.). Человек подобен Творцу, он наделен разумом и свободной волей. Человек занимает высшее место в гармонической иерархии природного мира.
137. Каковы особенности понимания человека в эпоху Просвещения? В философии Просвещения получили дальнейшее развитие идеи гуманизма. Возникает концепция «естественных прав» человека. Просветители (Дж. Локк, Вольтер, Руссо, Монтескье) считали, что природа разумна, а разум естественен. «Естественный закон» предписывает определенный разумный правопорядок и «естественное право» каждой личности. Всякое нарушение этих прав есть покушение на самые основы порядка. Так появляется идея необходимости предустройства общества в соответствии с представителями о естественных правах.
138. Как определяет сущность человека К. Маркс? По мнению К. Маркса, природа человека биосоциальна, а сущность социальна. Человек - природное существ, но своей деятельностью в форме общественных отношений становится над природой и живет по социальным законам. Сознательная деятельность, труд освобождают его от господства инстинктов.

139. В чем отличие труда животного от труда человека? В ходе эволюции происходит освобождение труда от инстинктивных форм, развивается сознание - от элементарной рассудочной деятельности к абстрактному мышлению. В отличие от труда животного, человеческий труд носит сознательный характер, это целенаправленная деятельность. Человек использует орудия труда для своих целей.
140. Что такое антропогенез? Каковы его основные факторы? «Антропология» означает учение о человеке, а «философская антропология», соответственно, — философское учение о человеке (философия человека). Проблема происхождения человека решалась на основе эволюционной теории Ч.Дарвина (трудовая теория антросоциогенеза(АСГ)).Решающим фактором АСГ является труд.Обмен деятельностью в труде требовал согласованности между людьми, что вело к возникновению и развитию речи, языка как средства закрепления опыта, становлению и развитию общественных отношений. Труд создал предпосылки для перехода от биологических форм наследования к социальным.
141. В чем сущность биологизаторских и социологизаторских концепций человека? Биологизаторские концепции выводят сущность человека только из его биологической природы (социалдарвинизм, социобиология, расизм).Социалогизаторские концепции утверждают, что личность формируется всецело под влиянием общества. Люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии способностей играют воспитательные и образовательные (пансоциологизм).

142.Что такое евгеника?
Евгеника-учение о наследственном здоровье человека, о путях его улучшения и возможных методах влияния на эволюцию человечества, для совершенствования его природы. Ф.Гальтон в 1869 г. сформулировал принцип евгеники. Он предложил изучать влияние фактов, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственность) будущих поколений. Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала.Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.
143. Что такое социобиология? Назовите представителей.
Во второй половине 20 в. возникает социобиология- направление, исследующие биологические основания социального повышения человека, возможность применения аналогий между поведением животных и селовека.Ее представителями являются Уилсон, Рьюз. По – мнению социобиологов, природа человекараскрывается в точке генно-культурной коэволюции, согласно которой органическая(генная) и культурная эволюция человека происходят совместно. Человек является прежде всего объектом биологического знания. Задачей социобиологии по мнению Уилсона является «изучение биологических основ всех форм социального поведения у всех животных, включая и человека» У человека не может быть целей, возникших вне его биологических природы.Моральные чувства человек также наследует по биологическим каналам.
144.Как понимает природу человека В. Соловьев? Что является основой нравственного поведения человека?
Основным понятием философской системы Соловьева является понятие Бога, как абсолюта. Абсолют – это сфера вечных идей, божественный мир. Учение о человеке связано с метафизикой, имеющий пантеистический характер. Основной принцип – принцип всеединства(идея взаимосвязи абсолютной основы и мира). В человеке, по мнению Соловьева «природа перерастает саму себя и переходит в область бытия Абсолютного». Идеальный человек – высшие проявления Софии, Божественной мудрости. Этические взгляды Соловьева изложены в работе «Оправдание добра».
145. Какова сущность человека с точки зрения Н.Бердяева?
Бердяев считал, что философия призвана познать бытие из человека и через человека. В работе(«Опыт парадоксальной этики»),он подчеркивает противоречивость сущности человека, которая принадлежит одновременно природному и сверхприродному миру. По его мнению, духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими. Человек есть загадка не как организм или социальное существо, а как личность. Личность не биологическая, не психологическая, а этическая.
146. В чем проявляется сложность человека по мнению Достоевского?
Философия Достоевского – это философия человека его судьбы».Человек – это тайна. И если всю жизнь ее исследовать – значит не терять времени зря» «Человек – это сложно». Человеческая природа полярна, антинамична иррациональна. Сложность человека проявляется через наличие в нем добра и зла.Источник зла – в глубине человеческой природы, в ее иррациональной свободе. Природа зла внутренняя, метафизическая, анне внешняя, социальная. Сложность человека проявляется через наличие в нем иррационального, социального и бессознательного. Дост критикует нигилизм и «разумный эгоизм», кот могут оправдать преступление ради превратно понятого общего блага. Он противопоставляет им евангелистскую мораль «В не Христа человек стоит за чертой морали»

147. Как трактует природу человека Фрейд?
По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.
148. Каково содержание бессознательного по мнению Фрейда?
Самая глубокая и значительная область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
149. Какова структура психики по Фрейду?
Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области - системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем - соз-нательного и бессознательного - характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.При этом необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного.Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности.
150. Что такое сублимация?
Сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом. Зигмунд Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление ее к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения (в частности в психоанализе).
151. Какую новую подсистему в психике человека выделил Юнг?
Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:
♦ сознание — Эго;♦ индивидуальное личное бессознательное — Оно;♦ «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов».Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о нем радикально отличалось от представлений Фрейда. Он рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: