Элементы нравственного сознания:
1) Моральные правила-конкретные требования к поведению чел-а.
2) М.нормы-общие требования к поведению чел-а.
3) М.принципы-общие ценностные установки, хар-ие нравственную ориентацию в целом(напр, пр-п коллективизма, гедонизма и др.)
4). М идеалы-универсальные нравственные представления о благе и должном.
Функции морали:
1) Гуманизирующая
2) Регулятивная
3) Ценностно-ориентирующая
4) Воспитательная
5) Познавательная
6) Мотивационная
7) Коммуникативная
В чем отличия м/у религиозно-идеалистическим и натуралистическим подходами к пониманию морали?
Моральный поступок предполагает выбор действия на основе представления о том, что есть благо, добро.
Различные этические системы, отвечая на вопрос, что такое истинное благо и каков путь к его достижению, предлагали свои критерии морального выбора.
Религиозно-идеалистический подход считает, что нормы морали устанавливаются надчел-ми силами. Ценности имеют идеальный, абстрактный хар-р.
Особенностью религиозно-идеалистических систем является выделение абсолютных ценностей и соотнесение их со сверхчувственным источником. Этот подход подчеркивает универсальный общечел-й характер морали(Сократ, Конфуций, Платон, Ф.Аквинский, Гегель)
Натуралистический подход – выводит мораль из самой биологической природы чел-а. Мораль рассматривается как результат предшествующей эволюции живого мира. Ценности обусловлены биологическими, психологическими потребностями чел-а.(Ч.Дарвин, Г.Спенсер, П.Рьюз, Уилсон, З.фрейд)
Что такое этический релятивизм?
Этический релятивизм - методологический принцип истолкования морали, в основе к-рого лежит утверждение, будто нравственные пре^-ставления и понятия имеют только относительный, условный характер. Э. р. ведет к отрицанию возможности создания научной этики. Его сторонники не видят зависимости нравственности от социальных условий и тем более не могут понять существа определяющих ее объективных исторических законов. Э. р. ярко проявился в учении скептиков (Пиррон и др.), затем у последователей Мандевиля (Нравственного чувства теории). Он присущ и нек-рым совр. буржуазным направлениям в философии: неопозитивизму, экзистенциализму и прагматизму, напр., Айер и Карнап считают невозможной даже постановку вопроса о правильности или неправильности моральной оценки. Э. р. имеет своим следствием оправдание аморализма.