По мнению Бентама, ценность поведения определяется доставляемым им удовольствием («добродетель основывается на индивидуальной пользе и измеряется полезностью»). Назначение морали состоит в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий, содействовать «наибольшему счастью (удовольствию) наибольшего числа людей».
Методологическое обоснование утилитаризму дал Дж. Ст. Милль. Его концепция (работа «Утилитаризм»,1863) направлена против кантовского ригоризма, абсолютизма и эгоизма. Милль считает, что нравственные чувства и принципы имеют опытное происхождение. Развитое нравственное чувство состоит в стремлении к достижению «наибольшей суммы общего счастья», т.к. в общественной жизни следует учитывать взаимные интересы.
В чем состоит универсальный моральный закон по мнению И.Канта?
Основным законом этики у Канта выступает категорический императив (формальное внутреннее повеление): поступай так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех.
Осознание нравственного долга следует отделять от чувственной эмпирической склонности к выполнению нравственного закона. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается единственно из уважения к нравственному закону. В случае конфликта между чувственной склонностью и нравственным законом Кант требует безусловного подчинения нравственному долгу.
Что является критерием нравственного поведения с точки зрения И.Канта?
И. Кант считал, что, себялюбие, изначально заключенное в чувственной природе человека, представляет собой «радикальное зло». Моральным эгоистом является тот, кто сосредоточивает все цели на самом себе, не видит никакой пользы ни в чем, кроме своей выгоды.
Всякая личность, по мнению Канта, есть самоцель и никогда не может рассматриваться как средства для осуществления каких-либо целей (даже для достижения всеобщего блага).
В чем суть принципа автономии морали И. Канта?
Кант вводит принцип автономии морали, согласно которому невозможно объяснить мораль, основываясь только на эмпирических предпосылках. Ни природное начало в человеке, ни его социальная основа не является источниками морали. Мораль заключает причину в самом себе, она самодостаточна.
Нравственный закон носит внеэмпирический характер. Он происходит из чистого разума. Быть добрым или злым – зависит от воли человека. Человеческая воля автономна, она определяется не внешними причинами, а внутренним законом.
Почему этика И. Канта характеризуется как деонтологическая?
Этику Канта можно назвать деонтологической (должное, нужное). В отличие от утилитаристских теорий, она оценивает действия исходя из мотивов, замысла, выбора средств для реализации действий.