Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы

Существует два основных подхода к объяснению исторического процесса с точки зрения его периодизации: стадионально-поступательный и цивилизационный.

Первый из них заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс прогрессивного развития человечества, проходящий определенные стадии. Например (дикость – варварство - цивилизация) или (древность – средние века – Новое время) другие.

Авторы современной (постиндустриальной) концепции (Д. Белл, О. Тофлер, З. Бжезинский) подразделяют историю человечества на три стадии: традиционное (аграрное) общество, индустриальное (промышленное) общество, постиндустриальное (информационное) общество.

В рамках стадиально-поступательного подхода находится также формационный подход (К. Маркс, У. Ростоу и др.). К. Маркс периодизацию истории дает через анализ сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

С точки зрения цивилизационного подхода на первый план выдвигается несходство эволюции у разных народов и целых регионов. При этом человечество подразделяется на несколько самостоятельных (локальных) цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную историю (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби и др.). Движение истории, её логика здесь рассматривается с точки зрения основных фаз исторического существования цивилизаций: возникновение, расцвет, упадок.

Близким к цивилизационному является культурологический подход, при котором история предстает как процесс формирования, функционирования, культурно исторических ценностей. По мнению немецкого философа О. Шпенглера каждая культура существует, изолировано и замкнуто. Она проявляется на определенном этапе истории, а затем погибает. Смерть культуры по Шпенглеру начинается с возникновением цивилизации, когда вся культура сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная часть государства превращается в провинцию (теряются культурное традиции обычаи и т.д.).

Однако, критики Шпенглера утверждают, что это не есть гибель культуры, - это её переход в новое состояние под влиянием цивилизационных процессов.

Другим примером культурологического подхода является теория П. Сорокина, который выделяет три типа культурных суперсистем, присущих истории общества в целом.

1 тип – Чувствительный- в котором преобладает непосредственное восприятие действительности с помощью чувств.

2 тип – Идеалистический – где наряду с чувственным восприятием и рациональным мышлением, присутствуют сверхчувственные и сверхразумные аспекты.

3 тип - Идеациальный - где доминирует интуитивный вид познания, связанный с верой в сверхъестественность и сверхразумность Бога (культуры Древней Индии, Средневековья).

По мнению П. Сорокина на основе того или иного мировосприятия происходит интеграция социально-культурных явлений в культурные системы с переходом от одной системы к другой и их циклическим повторением.

Например, современная западная культурная система относится по Сорокину к 1 типу и эволюционирует по направлению ко 2-му типу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: