Диалектический материализм о познаваемости мира. Критика агностицизма

Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности.

 

КАРЛ МАРКС — гегельянец, но отходит от него под влиянием Фейрбаха. Ряд положений диалектического материализма был сформулирован Гегелем и воспринят Марксом вследствие юношеского увлечения гегельянством. Так, Гегелем был сформулирован принцип единства и борьбы противоположностей. Основной заслугой Маркса стала систематизация уже имевшихся в историко-философской практике правил и придание им формы целостного учения. Маркс отбрасывает абсолютную идею. Тождество природы и духа обеспечивает материальная предметная д-ть ч-ка. В д-ти ч-к осущ-ет единство с вещами. Д-ть соединяет ч-ка и вещь. В д-ти ч-к «знает» вещь, он умеет сней обращаться. Из практической выд-ся д-ть теоретическая. Практика — основание тождества зн-я и О-та. Маркс вводит в гносеологию учение о практике. В 1844 г — Маркс набрасывает тезисы о Фейербахе (11 штук). В них Маркс формулирует ключевые пункты св. учения — диалектический материализм.

 

1 тезис: вся предшеств-я материализму Ф рассм-ла О-т в форме созерцания, а нужно О-т брать в форме д-ти. Есть О-т для ч-ка, когда он с ним действует. Мир открывается только ч/з действия. Виды д-ти: предметная, социальная, экспериментальная.

 

Практика — основа позн-я, т.к. в ней возникают проблемы. Практика открывает новую действительность. Практика — сфера приложения зн-я. Практика — критерий истины. Ч/з неё ч-к удостоверяется, что его зн-я предметны. Органы чувств приспособлены к действ-ти.

 

Материя, согласно диалектическому материализму - единственная основа мира, сознание - свойство материи, движение и развитие мира - результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

 

Главным принципом марксистской философии становится принцип практики. Практика исходна и первична по отношению ко всему духовному миру. Опыт истолковывается как совокупность взаимосвязей человека с внешним миром - двусмысленное понятие. Практика - совокупная деятельность человека по преобразованию природы, формированию социальных отношений. Практика всегда носит общественный характер, она является основой и движущей силой познания. Она же есть сфера приложения знания.

 

Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

 

• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

 

• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

 

• материя находится в постоянном движении и развитии;

 

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

 

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

 

• важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

 

• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

 

• истина в марксистской философии — соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Истина объективна, то есть, независима от сознания субъекта. Абсолютная истина — бесконечная сумма относительных истин, проверенных практикой. То есть абсолютная истина никогда полностью познана не будет.

В истории философии агностицизм принимал различные формы. Так, древнегреческий философ Кратил сомневался в возможности познавать мир в силу непрерывного изменения окружающей действительности (скептицизм). По его мнению, не следует даже называть те или иные предметы, ибо пока мы будем произносить слово, они уже изменятся, будут не тем, за что мы их принимаем. Чтобы не ошибиться, человеку остается молчать и только в случае крайней необходимости указывать на предмет пальцем.

 

В классической форме агностицизм был присущ воззрениям английского философа Д. Юма (XVIII в.). Он утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы, поскольку человек всегда имеет дело лишь со своими ощущениями, не может выйти за их границы и в силу этого даже не в состоянии ответить на вопрос, существует внешний мир или нет.

 

Гносеологическим источником агностицизма является метафизическая абсолютизация скептицизма, небольшая доля которого всегда должна иметь место, чтобы не превратить наши знания в нечто догматическое, в абсолют.

 

Немецкий философ И. Кант, в отличие от Д. Юма, не сомневался в объективном существовании мира, хотя и склонялся к мысли, что сущность явлений внешней действительности (вещь сама по себе) непознаваема. Конечно, любой процесс объективной действительности принципиально отличается от того, каким он является познающему субъекту, который с помощью форм чувственности и категориального аппарата воссоздает изучаемый процесс. Однако нельзя абсолютизировать относительную самостоятельность сознания и познавательную активность человека, не учитывать того, что такая активность не является самодовлеющей и роковой. Факт неполного совпа­дения наших представлений, знаний действительности с самой действительностью не следует рассматривать как аргумент в пользу непознаваемости мира. Мы не можем утверждать что нами все и до конца познано, но мы можем сказать, что принципиально непознаваемого в мире ничего нет.

 

Теоретически нельзя доказать, что мир непознаваем, но практически можно доказать, что мир познаваем. Преобразовывая действительность в соответствии с познанными закономерностями ее развития, человек тем самым опровергает агностицизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: