double arrow

С. Кьеркегор, Ф. Ницше


Антигегелевская «волна» первой пол. XIX в. Предпо­сылки философии А. Шопенгауэра. Влияние Канта и Пла­тона, индийской философии и культуры. «Мир как воля и представление». «Воля к жизни» и ее объективации.Этика Шопенгауэра. Критика нравственного императива Канта. Мысли о роли страдания и сострадания. Поиск путей пре­одоления зла в мире. Влияния Шопенгауэра в европей­ской философии второй половины XIX и XX вв. Его идеи в России.

Основные понятия и принципы философии Сёрена Кьеркегора. Антигегельянство. Критика рационализма. Религиозный характер философии. Учение о трех формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиоз­ной. Интерес к индивидуальному существованию челове­ка – его экзистенции. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Понятия отчаяния, страха и «болезни к смер­ти». Кьеркегор и экзистенциальные философы XX века.

Ф. Ницше. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Понятие «трагической эпохи». Интерпретация греческой философии и культуры. Критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». Феномен «европейского ниги­лизма», его трактовка у Ницше. Особенности «антихрис­тианства» Ницше. Образ Заратустры как проповедника и мыслителя. Главные идеи концепции «сверхчеловека». Социально-политическая концепция Ницше. Фальсифи­кация его наследия. Философия Ницше в России. Совре­менные интерпретации его философии.

 

Позитивизм

Позитивизм XIX—XX вв. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения. Первая волна позитивизма: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спен­сер. Родоначальник позитивизма О. Конт. Концепция трех стадий развития интеллекта. Критика отвлеченного умст­вования и защита позитивного знания. Наблюдение, опи­сание, индуктивное обобщение – важнейшие методы по­зитивного познания. Противопоставление описания объ­яснению. Релятивизм. Радикальный эмпиризм Д. С. Милля. Разработка теории познания на основе идей Юма. Опыт­ное, индуктивное толкование всего познания, включая математику и логику. Позитивистские идеи в учении Г. Спенсера.

Вторая волна — эмпириокритицизм или махизм (Р. Аве­нариус, Э. Мах и др.), их связь с кризисом механико-мате­риалистического обоснования физики. «Механика» Маха и критика классической механики. Методологический принцип «чистого» описания. Теория «принципиальной координации» Р. Авенариуса и критика метафизического материализма.




Третья волна: логический позитивизм «Венского круж­ка». «Логический эмпиризм» в США. М. Шлик и Р. Карнап. Программа радикального эмпиризма на основе применения аппарата символической логики. Логический эмпиризм. Концепция чистого опыта и редукции теоретических положений к опытной основе. Принцип верификации научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Неудачи в реализации программы. Пересмотр позиций. Влияние позитивизма в России XIX–XX вв. Позитивное мышление и позитивизм как фи­лософская установка. Философская ограниченность сциентизма.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: