Антигегелевская «волна» первой пол. XIX в. Предпосылки философии А. Шопенгауэра. Влияние Канта и Платона, индийской философии и культуры. «Мир как воля и представление». «Воля к жизни» и ее объективации.Этика Шопенгауэра. Критика нравственного императива Канта. Мысли о роли страдания и сострадания. Поиск путей преодоления зла в мире. Влияния Шопенгауэра в европейской философии второй половины XIX и XX вв. Его идеи в России.
Основные понятия и принципы философии Сёрена Кьеркегора. Антигегельянство. Критика рационализма. Религиозный характер философии. Учение о трех формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиозной. Интерес к индивидуальному существованию человека – его экзистенции. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Понятия отчаяния, страха и «болезни к смерти». Кьеркегор и экзистенциальные философы XX века.
Ф. Ницше. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Понятие «трагической эпохи». Интерпретация греческой философии и культуры. Критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». Феномен «европейского нигилизма», его трактовка у Ницше. Особенности «антихристианства» Ницше. Образ Заратустры как проповедника и мыслителя. Главные идеи концепции «сверхчеловека». Социально-политическая концепция Ницше. Фальсификация его наследия. Философия Ницше в России. Современные интерпретации его философии.
|
|
Позитивизм
Позитивизм XIX—XX вв. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения. Первая волна позитивизма: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер. Родоначальник позитивизма О. Конт. Концепция трех стадий развития интеллекта. Критика отвлеченного умствования и защита позитивного знания. Наблюдение, описание, индуктивное обобщение – важнейшие методы позитивного познания. Противопоставление описания объяснению. Релятивизм. Радикальный эмпиризм Д. С. Милля. Разработка теории познания на основе идей Юма. Опытное, индуктивное толкование всего познания, включая математику и логику. Позитивистские идеи в учении Г. Спенсера.
Вторая волна — эмпириокритицизм или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах и др.), их связь с кризисом механико-материалистического обоснования физики. «Механика» Маха и критика классической механики. Методологический принцип «чистого» описания. Теория «принципиальной координации» Р. Авенариуса и критика метафизического материализма.
Третья волна: логический позитивизм «Венского кружка». «Логический эмпиризм» в США. М. Шлик и Р. Карнап. Программа радикального эмпиризма на основе применения аппарата символической логики. Логический эмпиризм. Концепция чистого опыта и редукции теоретических положений к опытной основе. Принцип верификации научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Неудачи в реализации программы. Пересмотр позиций. Влияние позитивизма в России XIX–XX вв. Позитивное мышление и позитивизм как философская установка. Философская ограниченность сциентизма.