double arrow

Дж. Э. Мур, Л. Витгенштейн


Рождение «философии анализа». «Бунт» против «абсо­лютного идеализма», защита реализма и плюрализма, язы­ковой подход к философским проблемам. Философия здравого смысла Д. Э. Мура. Парадоксы теории множеств и логическое исследование оснований математики. Б. Рас­сел. Анализ обозначающих фраз, его философское значе­ние. Проблема осмысленного и бессмысленного. Пере­осмысление предмета и метода философии. Принцип: логика – сущность философии. Начало философии логи­ческого анализа. Метафизика логического атомизма. Вари­анты «аналитической философии».

Л. Витгенштейн, его место в философской мысли XX века. «Логико-философский трактат». Ранний Витгенш­тейн об отношении языка и реальности. Соотношение выразимого и невыразимого. Тезисы: «язык вуалирует мыс­ли», философия полна концептуальных подмен, замеша­тельств. Толкование философии как деятельности анализа, прояснения мысли. Невысказываемое. Поздний Витгенштейн, его «Философские исследования» и другие работы. Концепция «языковых игр». Тема языкового «гипноза». Методы прояснения языка. Влияние Витгенштейна на философские школы и направления XX в. (логи­ческий позитивизм, британская лингвистическая филосо­фия и др.). Аналитическое движение в современной запад­ной философии, тематика исследований и дискуссий. Основные тенденции. Различные понимания метода ана­лиза и задач философии.

 

1.14. Феноменология Э.Гуссерля. Герменевтика. Структурализм

Гуссерль об идеале научности, абсолютном характере истины, систематическом единстве научного знания и за­даче наукоучения. Идея «чистой логики». Опыт психоло­гического обоснования математики. Критика психологиз­ма в логике и теории познания. Теоретические предпо­сылки, задача и метод феноменологии. Концепция философии как строгой науки. «Естественная» и «феноме­нологическая» установки познания. Критика натурализма и историцизма. Психологическая и трансцендентальная редукция. Учение о «чистом сознании». Интенциональность как главное свойство сознания. Особенности гуссерлевского априоризма. Понятие «жизненного мира» в поздних работах Э.Гуссерля. Основные направления раз­вития феноменологии после Гуссерля, ее влияние на экзи­стенциализм, герменевтику и др. Герменевтика, ее основ­ные идеи и исторические источники. «Универсальная гер­меневтика» Ф. Шлейермахера как искусство понимания сознания другого человека. Ее роль в формировании мето­дологии гуманитарного познания. В. Дильтей. Различие естественных и гуманитарных наук. Поиск философских оснований наук о духе. Жизнь как внутренний опыт. По­нимание – фундаментальный способ человеческого бы­тия в герменевтической концепции Хайдеггера. Изначальность речи, предпонимание. Философская герменевтика Г. Г. Гадамера. «Спор о герменевтике». Диалог, контекст, герменевтический круг. П. Рикер. Человек и историческая связь времен. Поиск метода анализа человеческой субъек­тивности – личности – как творца мира культуры. Работа «Конфликт интерпретаций». Философское обоснование герменевтики. Философский структурализм. Теоретиче­ские источники и проблемное поле структуральных иссле­дований: лингвистика, этнология, психоанализ, истори­ческая наука. Понятия: означаемое и означающее, син­хрония и диахрония, структура и история, К. Леви-Стросс. «Структурная антропология», учение об априорных бес­сознательных структурах. Творчество М. Фуко. «Слова и вещи». Концепция культуры как знаковой системы. «Ар­хеология гуманитарных наук» Структурализм как направ­ление мысли и тип метафизики.




Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: