double arrow

Универсальные связи бытия. Диалектическое миропонимание


Целостность и многообразие мира. Подвижность, из­менчивость бытия. Трудности постижения связей и взаи­модействия явлений, целостности предметов, их движе­ния, изменения, развития. Парадоксы, апории, антино­мии. «Парные» диалектические понятия (единичное – общее, явление – сущность, возможность – действитель­ность и др.). Поиск «единства противоположностей», освоение диалектики. Универсальные связи бытия. Прин­ципы диалектического миропонимания. Структурные связи. Часть и целое. Элементаризм и холизм. Принцип це­лостности. «Форма» и «содержание». Упорядоченность бытия. Порядок и хаос. Гармония и дисгармония. Элемен­ты и структура. Понятие системы. Типы систем. Связи де­терминации. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действите­льность. Законы, их типы. Принцип детерминизма, его альтернативные концепции. Фатализм. Вероятностная концепция детерминизма (причинности, закономерно­сти). Уроки диалектики. Изменение («становление»), труд­ности его философского осмысления. Качественные и ко­личественные характеристики вещей. Методы качествен­ного и количественного анализа. Понятие меры. Проблемы качественных трансформаций, «скачков». Об­ратимые и необратимые изменения. Цикличность и по­ступательность изменений («отрицания отрицания»). Из­менение, развитие, прогресс. Принцип историзма. Про­гресс и регресс, их диалектическое соотношение. «Консерватизм» и «прогрессизм». Противоречивый ха­рактер прогресса. Противоречие как философская пробле­ма. Логические противоречия. Знаменитые парадоксы в ис­тории философии и науки. Причины возникновения, спо­собы устранения. Принцип непротиворечивости как канон научного мышления и человеческого здравомыс­лия. «Полярности» (противоположности) в осмыслении мира. Язык; его «бинарные оппозиции» и «негативная» диалектика. Поляризация позиций («да и нет», «так и не так»). Поиск «позитивной» диалектики (Гераклит, Н. Кузанский, Гегель и др.). Постижение «единства» противопо­ложностей, теоретический и практический смысл этой условной формулы. Ценность навыков диалектики. «Жест­кое» мышление и деспотизм, тоталитаризм. Противостоя­ние точек зрения и конфликт интересов. Диалектика и демо­кратизм мышления, их родство. Навыки творческого диало­га, согласия, компромисса – достижение цивилизации.

 

Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное

Понятие психики. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Мозг и психика. Психофизиологическая проблема. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Основные модели анализа сознания в истории философии и философии ХХ века. Сознание и самосознание. Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Бессознательное как психический феномен. Энергетика и структура бессознательного («Оно», «Я», «сверх-Я» по З.Фрейду; «архетипы бессознательного» по Юнгу. Неклассический психоанализ личности (Лэнг, Эриксон). Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта. Эмоционально-психический мир сознания, структура и функции эмоциональных состояний (аффекты, переживания, переоценка ценностей в ситуации стресса, фрустрации). Мир эмоционального общения (доверие, любовь, привязанность, надежда). Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности. Принятие решений. Память – способность запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт.




Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7