Целостность и многообразие мира. Подвижность, изменчивость бытия. Трудности постижения связей и взаимодействия явлений, целостности предметов, их движения, изменения, развития. Парадоксы, апории, антиномии. «Парные» диалектические понятия (единичное – общее, явление – сущность, возможность – действительность и др.). Поиск «единства противоположностей», освоение диалектики. Универсальные связи бытия. Принципы диалектического миропонимания. Структурные связи. Часть и целое. Элементаризм и холизм. Принцип целостности. «Форма» и «содержание». Упорядоченность бытия. Порядок и хаос. Гармония и дисгармония. Элементы и структура. Понятие системы. Типы систем. Связи детерминации. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Законы, их типы. Принцип детерминизма, его альтернативные концепции. Фатализм. Вероятностная концепция детерминизма (причинности, закономерности). Уроки диалектики. Изменение («становление»), трудности его философского осмысления. Качественные и количественные характеристики вещей. Методы качественного и количественного анализа. Понятие меры. Проблемы качественных трансформаций, «скачков». Обратимые и необратимые изменения. Цикличность и поступательность изменений («отрицания отрицания»). Изменение, развитие, прогресс. Принцип историзма. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение. «Консерватизм» и «прогрессизм». Противоречивый характер прогресса. Противоречие как философская проблема. Логические противоречия. Знаменитые парадоксы в истории философии и науки. Причины возникновения, способы устранения. Принцип непротиворечивости как канон научного мышления и человеческого здравомыслия. «Полярности» (противоположности) в осмыслении мира. Язык; его «бинарные оппозиции» и «негативная» диалектика. Поляризация позиций («да и нет», «так и не так»). Поиск «позитивной» диалектики (Гераклит, Н. Кузанский, Гегель и др.). Постижение «единства» противоположностей, теоретический и практический смысл этой условной формулы. Ценность навыков диалектики. «Жесткое» мышление и деспотизм, тоталитаризм. Противостояние точек зрения и конфликт интересов. Диалектика и демократизм мышления, их родство. Навыки творческого диалога, согласия, компромисса – достижение цивилизации.
|
|
Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
Понятие психики. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Мозг и психика. Психофизиологическая проблема. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Основные модели анализа сознания в истории философии и философии ХХ века. Сознание и самосознание. Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Бессознательное как психический феномен. Энергетика и структура бессознательного («Оно», «Я», «сверх-Я» по З.Фрейду; «архетипы бессознательного» по Юнгу. Неклассический психоанализ личности (Лэнг, Эриксон). Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта. Эмоционально-психический мир сознания, структура и функции эмоциональных состояний (аффекты, переживания, переоценка ценностей в ситуации стресса, фрустрации). Мир эмоционального общения (доверие, любовь, привязанность, надежда). Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности. Принятие решений. Память – способность запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт.
|
|