Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

Раздел философии, получивший название «философия истории», отвечает на вопросы, касающиеся всей человеческой истории:

· существует ли какая-либо цель исторического развития;

· в каком направлении движется всемирная история;

· имеет ли история какой-то определенный смысл.

Философия истории как составная часть философии связана с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. В современной литературе под историческим процессом понимаетсяцелостный процесс развития общества, являющийся результатом деятельности поколений людей.

В философии истории сформировалось множество парадигм (т.е. моделей исследования, исследовательских установок), объясняющих ход исторического процесса, динамику общества. Среди них выделяются формационная и цивилизационная парадигмы.

Создателем формационной парадигмы был Маркс. В середине XIX в. им создается формационная концепция, раскрывающая материалистическое понимание истории.

Общественно-экономическая формация – это стадия общественного развития, в основе которой лежит определенный способ производства. Согласно Марксу, способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению, обмену и потреблению). В основе производственных отношений, по Марксу, лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу.

Система производственных отношений образует экономический базис формации. Ему соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе (социальными группами, народностями, нациями и т.п.), а также определённые формы быта, семьи, образа жизни.

Развитие формаций является объективным процессом, не зависящим от человека. Маркс называет его «естественноисторическим процессом». Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:

1) первобытно-общинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал).

Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в XX веке. Она оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями.

Немарксистские (технократические) концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в XX веке, не отрицали то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а, чаще всего, в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического роста американского исследователя Ростоу, теория индустриального общества французского ученого Арона, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Белла и ряд других.

Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);

2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);

3) постиндустриальное общество, связанное с дальнейшим развитием науки и техники (технотронное, информационное общество XXI века).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: