Раздел философии, получивший название «философия истории», отвечает на вопросы, касающиеся всей человеческой истории:
· существует ли какая-либо цель исторического развития;
· в каком направлении движется всемирная история;
· имеет ли история какой-то определенный смысл.
Философия истории как составная часть философии связана с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. В современной литературе под историческим процессом понимаетсяцелостный процесс развития общества, являющийся результатом деятельности поколений людей.
В философии истории сформировалось множество парадигм (т.е. моделей исследования, исследовательских установок), объясняющих ход исторического процесса, динамику общества. Среди них выделяются формационная и цивилизационная парадигмы.
Создателем формационной парадигмы был Маркс. В середине XIX в. им создается формационная концепция, раскрывающая материалистическое понимание истории.
Общественно-экономическая формация – это стадия общественного развития, в основе которой лежит определенный способ производства. Согласно Марксу, способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению, обмену и потреблению). В основе производственных отношений, по Марксу, лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу.
|
|
Система производственных отношений образует экономический базис формации. Ему соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения между общностями людей, которые существуют в данном обществе (социальными группами, народностями, нациями и т.п.), а также определённые формы быта, семьи, образа жизни.
Развитие формаций является объективным процессом, не зависящим от человека. Маркс называет его «естественноисторическим процессом». Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:
1) первобытно-общинная;
2) рабовладельческая;
3) феодальная;
4) капиталистическая;
5) коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал).
Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в XX веке. Она оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многими мыслителями.
Немарксистские (технократические) концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в XX веке, не отрицали то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а, чаще всего, в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического роста американского исследователя Ростоу, теория индустриального общества французского ученого Арона, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Белла и ряд других.
|
|
Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:
1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);
2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);
3) постиндустриальное общество, связанное с дальнейшим развитием науки и техники (технотронное, информационное общество XXI века).