Милль наряду с Контом и Ардиго – наиболее значительный позитивист 19 в. Согласно учению Милля, основу всей философии составляет психология, которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия – это просто (языковые) названия (терминологические).
Милль отвергает силлогизм Аристотеля. Внешний мир в этом смысле – постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно допустимым приемом познания – индукция; она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль различает науки о природе (историческую науку он также стремится отнести к «наукам о природе») и науки о духе (moral sciences) – психология, «этология», наука об обществе – и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода.
Задачей этики, по Миллю, является моральное преобразование общества в смысле удовлетворительного компромисса между индивидом и обществом. Моральные ценности не являются врожденными, интуитивными (или априорными), неизменными, напротив, они эмпиричны и изменчивы. Для Милля («Utilitarianism», 1864) высшей целью нравственного поведения является, как и по Бентаму, содействие возможно большему счастью всех. Исходя из этических принципов, Милль религиозно воспринимает высшую, божественную сущность, но космические события, по Миллю, затрудняют веру во всемогущество этого Бога.
|
|
Экзистенциальная философия С.Кьеркегора
Историческими условиями возникновения экзистенциализма были:
1. Первая Мировая Война 1914-1918 гг., где жертвами стали те, кто не отвечали идеалу прогресса. Учение прогресса рассматривали в Западной Европе как одно из величайших достижений западноевропейской культуры.
2. Кризисные явления в экономике, культуре, политике западноевропейского общества.
3. Дальнейшая рационализация экономических отношений (прибыль, почасовая ставка оплаты труда), технологических отношений (конвейер), политических отношений (выбор), культуры (массовая, элитарная) – все это показало хрупкость и конечность личности.
Философы, писатели, творцы культуры обратились к творчеству датского мыслителя Сёрена Кьеркегора (1813-1865 гг.). Считается, что первое философское произведение экзистенциализма – это произведение Хайдеггера «Бытие и время» (1927 г.). «Ничто ничтожит».
Сёрен Кьеркегор как мыслитель ввел в философский оборот, придал значение и определение понятию Экзистенциализм – существование. Философски Э. подчеркивает, что экзистенция – подлинное Я – предшествует сущности. Если материализм подчеркивает, что человек – носитель общественных отношений, его сущность определяется этими отношениями, то Э. это отвергает, утверждая, что существование предшествует сущности.
|
|
Кьеркегор в своих работах «страх и трепет» выступил решительным противником философии Гегеля, согласно которому Бог может быть познан в эфире чистой мысли, т.е. познан посредством понятий и категорий. По Кьеркегору личность не может познать Бога, таким образом, Кьеркегор подчеркивает идею трансцендентности Бога (вне времени и пространства). Человек понятийно познать Бога не может. Кьеркегор подчеркивает, что человек заброшен в этот мир; человек забыт Богом. Бога мы можем ощутить эмоционально, в ситуации страха.