Блок №2. Основные направления философского знания

МАТЕРИАЛИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Представителей материализма объединяет то, как они решают один из важных философских вопросов: «Что первично – материя или сознание?». Под сознанием в данном случае понимается как человеческий, так и сверхчеловеческий (Абсолютный Разум, Абсолютная идея, Космический Разум, Мировая Воля) разум.

Материализм – направление, признающее основой, первоначалом всех вещей материю, материальное начало, а сознание – вторичным, производным от материи, которая никем не сотворена и существует вечно.

Примеры:

- Фалес (625 – 545 до н. э.) – первый древнегреческий философ утверждал, что первоосновой (архе) является вода, то есть влажное первовещество.

- Ленин В. И. (1870 – 1924) – материя это категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, и существующая независимо от них.

Материализм как философское направление существует столько же, сколько и сама философия, т.е. более 2500 лет. За это время он видоизменялся и представал в различных формах.

Рассмотрим основные формы материализма.

1. Древний материализм. Для характеристики этой формы материализма необходимо раскрыть содержание философских взглядов следующих материалистов:

- Философия милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр).

- Философия Демокрита.

2. Механистический материализм – возникает в ХУШ веке. Все явления объясняются им с помощью законов классической механики Ньютона. В основе подобной картины мира лежало мировоззрение машинной цивилизации ХУП-ХУШ вв., когда образ простого механизма переносился на описание устройства мира в целом. Не случайно символом этого времени и одновременно моделью мира становится часовой механизм, в котором предопределено поведение любых составляющих его частей. Примеры: ж ивотное – машина (автомат, не имеющий души); ч еловек – машина, обладающая душой и умением мыслить; В селенная – машина как часовой механизм.

В качестве иллюстрации механистического материализма следует дать характеристику идей представителей французского материализма ХУШ века: Д. Дидро (1713-1784), Ж. де Ламетри (1709-1751), П. Гольбаха (1723-1789), К. Гельвеция (1715-1771).

3. Физиологический материализм - третья форма материализма. Его представители (Фогт, Молешотт, Бюхнер) объясняли сознание, процесс мышления на основе физиологических и биологических законов. Сознание считали особым веществом. Например, немецкий ученый и философ Якоби Молешотт (1822 - 1893) утверждал, что содержание всех психических и мыслительных процессов имеет физиологическую природу и зависит, в основном, от химического состава продуктов питания. Мозг испускает мысль также, как печень - желчь.

4. Диалектический материализм – название философии марксизма. В качестве иллюстрации этой формы материализма необходим рассказ о марксистской философии (Маркс, Энгельс, Ленин).

ИДЕАЛИЗМ И ЕГО ВИДЫ.

Представители идеализма предлагают иной, чем материалисты, вариант решения вопроса о том, что первично – материя или сознание?

Идеализм – философское направление, признающее первоосновой мира нечто идеальное, духовное. Это могут быть: Бог, Дух, Мировая Воля, Абсолютная идея, человеческое мышление или ощущения. Материальное, телесное понимаются здесь как продукт или способ проявления идеального.

Идеализм как философское направление возник около 2,5 тысяч лет назад (Пифагор, Платон). Но сам термин «идеализм» появился в начале ХУШ века. В 1702 году немецкий ученый и философ Лейбниц писал об Эпикуре, как о самом крупном материалисте и о Платоне, как о самом крупном идеалисте.

Идеализм существует в двух формах: объективный идеализм; субъективный идеализм.

Объективный идеализм - философское направление, признающее первоосновой мира сверхчеловеческое духовное начало. С точки зрения объективного идеализма мир (материя), человек и его сознание рассматриваются как проявление или порождение какого-то высшего, сверхчеловеческого духовного (идеального) мирового начала.

Содержание объективного идеализма необходимо раскрывать на примере взглядов Платона, как основателя объективного идеализма; философских идей Г. Гегеля.

Субъективный идеализм – точка зрения, считающая, что вещи существуют не сами по себе, независимо от человеческого сознания, а лишь потому, что их воспринимают чувствами, ощущениями. Это учение, признающее первоосновой мира человеческое сознание, ощущения человека.

Содержание субъективного идеализма необходимо раскрывать на примере философии Дж. Беркли (1684 – 1753) – основателя субъективного идеализма.

АГНОСТИЦИЗМ.

Данное понятие связано с вопросом о познаваемости мира, то есть можно или нельзя получить истинные, правильные знания об окружающих нас вещах и явлениях? Здесь возможны разные варианты ответов.

Первый вариант ответа: нет, мир не познаваем, или познаваем, но не полностью, ограниченно. Такая позиция в философии и называется агностицизм (от греч. – неизвестный) – признание невозможности адекватного познания истины и мира. Термин агностицизм был введен в научный оборот английским ученым Т. Гексли в 1869 году.

О сущности агностицизма нужно рассказывать на основе характеристики взглядов немецкого философа И. Канта (1724 – 1804).

Второй вариант ответа: да, мир познаваем. О том, каким образом осуществляется процесс познания, дается ответ эмпиризмом, сенсуализмом, рационализмом, иррационализмом. Об этом идет речь и в блоке №5 – гносеология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: