double arrow

Основные принципы и положения философии марксизма

1. Формулировка основного, с позиций марксизма, вопроса философии иего материалистическое решение. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания и материи. Он впервые сформулирован Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», и, по мнению Энгельса, имеет две стороны: первая – что первично, материя или сознание? Марксизм утверждает, что первична материя. Вторая – познаваем ли мир? Марксизм признает, что мир познаваем.

2. Соединение материализма и диалектики. Здесь следует рассказать о том, что такое материализм и в чем сущность диалектики. (См. соответствующие разделы).

3. Учение о материи.

Учение о материи может быть раскрыто на основе ленинского определения материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и существует независимо от них»; «… единственное свойство материи - это быть объективной реальностью, то есть существовать вне человеческого сознания». Выводы, вытекающие из приведенного определения: материя – это понятие для обозначения объективной реальности, а не какой либо субстрат, например, вода или атомы; материя отображается органами чувств человека и существует независимо от него.

4. Материалистическое понимание истории. Его смысл заключается в следующем: развитие общества представляет собой закономерный естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Главным фактором общественного развития являются экономические и, прежде всего, производственные, отношения. Они характеризуют отношение людей к средствам производства, к собственности. В каждом обществе они есть фундамент, базис, на котором «выстраивается» все остальное общественное здание – надстройка.

Существует несколько типов производственных отношений и все многообразие социальных организмов (стран, государств) можно свести к нескольким основным типам, которые в марксизме получили название «общественно-экономическая формация».

Каждый тип общества основан на определенном способе производства, который представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. В обществе действует закон соответствия производительных сил уровню развития и характеру производственных отношений. Постоянное развитие производительных сил (количественное изменение) ведет к смене производственных отношений (качественное изменение, переход к новому качеству), смене типа общества. Обычно это происходит путем революции (скачка в развитии общества). Общая направленность процесса смены общественно-экономических формаций такова - от первобытного общества к коммунизму.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ.

Одним из ярких представителей иррационализма является немецкий философ А.Шопенгауэр (1788-1860). Его главная работа «Мир как воля и представление».

Основные идеи Шопенгауэра.

1. Мир, по Шопенгауэру, не основан, как считали рационалисты, на принципах разума. В мире вообще нет разума. Первоосновой мира и жизни является Мировая воля. Доказательств этому Шопенгауэр не приводит: «Я так чувствую», - пишет он. Мировая воля – это творческий принцип, «порыв». Она порождает всё: вещи, явления, процессы, проявляет себя в гравитации, магнетизме, стремлении животных к самосохранению, в теле и эмоциях человека, в половом инстинкте. В обществе существует воля государств, народов и отдельных людей. Воля «разлита» в природе и обществе.

2. Мировая воля – иррациональна, то есть действует неразумно, слепо, бесцельно. Если основа мира – воля – неразумна, то и мир, как ее порождение, также неразумен. В Мировой воле изначально коренится нечто ущербное, отрицательное. Она, как бы, «вечно голодна», постоянно «чувствует» себя ненасытной и неудовлетворенной, считает Шопенгауэр.

3. По мере своего развития Мировая воля все более страдает и ощущает себя мучительно несчастной. Почему? Потому что, чем более совершенны проявления Мировой воли, тем более отрицательны они с моральной точки зрения. Например, чем более развиты люди в интеллектуальном и эмоциональном отношении, тем сильнее их нравственные страдания. Социальную жизнь по мере эволюции все больше пронизывают скудоумие и пошлость, зависть и лицемерие. Так, борьба за счастье угнетенных часто превращается в достижение собственной выгоды; парламентская болтовня о благе народа оказывается прикрытием самого беззастенчивого группового и личного эгоизма; показная демонстрация религиозных чувств часто маскирует бессовестность.

Итак, жизнь людей полна страха, горя и страданий. Люди портят друг другу жизнь. «Человек человеку волк», считает Шопенгауэр и делает вывод: «Всякая жизнь есть страдание и скорбь»

4. Каков же выход из бедствий человеческого существования?

Ответ Шопенгауэра таков:

Мировая воля – источник Зла; от нее происходят все человеческие горести – войны, бедствия, неизлечимые болезни и т.п. Все деяния Мировой воли, хотя она и неразумна, есть преступление. За это она должна быть наказана – доведена до самоубийства. Однако совершить акт самоубийства сама Воля не может - она неразумна. Здесь может помочь только деятельность людей. Помочь людям осознать эту задачу – и есть цель философии Шопенгауэра. Осознав свою задачу, люди должны действовать так, чтобы это привело к самоуничтожению Мировой воли.

5. Какова же должна быть эта деятельность? У человека есть всего лишь два выхода: первый – продолжать плясать под дудку Воли; второй – выйти из игры, то есть отказаться от воли к жизни. Шопенгауэр считает, что люди должны выбрать второй путь.

В этом случае их деятельность по упразднению Воли включает две ступени.

Первая – эстетическое созерцание, приобщение к искусству. Ведь Мировая воля не может быть познана с помощью разума, науки, но только в ходе созерцательного познания, доступного искусству, опирающемуся на интуицию. Создатели искусства и его ценители освобождаются от диктата житейских потребностей, приближаясь тем самым к идеалу освобождения от тягот жизни.

Это, правда, дает лишь временное освобождение от Воли.

ИТАК, источник, инструмент познания с точки зрения Шопенгауэра - это эстетическое созерцание, основанное на интуиции. Это и есть иррационализм.

Вторая (высшая) ступень деятельности людей, которая ведет к самоуничтожению Мировой воли – это высоконравственное поведение. Моральный долг каждого человека – погасить в себе волю к жизни, отречься от нее, устранив все чувства, эмоции, вызванные Волей.

Моральное поведение такого человека должно включать в себя следующие элементы: покорное принятие мучений, аскетизм в отношении собственной личности, альтруизм в отношении других людей, полное упразднение собственного эгоизма.

Все это весьма напоминает поведение святых, отшельников, аскетов. В конце этого пути человека ждет нирвана – «внутренняя радость и небесное спокойствие», считал Шопенгауэр вслед за буддизмом. Лекарство, которое Шопенгауэр предложил человечеству для избавления его от страданий, сам он (в отличие, скажем, от Будды) принимать не стал.

Влияние иррационализма Шопенгауэра на последующее развитие философии велико. Его испытали на себе многие, например, Ницше, Бергсон, Блаватская.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: