Тема: Философия эпохи Возрождения

План.

1. Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.).

2. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения.

3. Натурфилософия и новое естествознание.

4. Социально-политические учения эпохи Возрождения.

5. Реформация. Формирование протестантской этики.

В конце 14 века наступает кризис схоластики и средневековой философии, в результате чего появляются новые тенденции в европейской культуре: протест против старого мира и его философии, рождается новое умонастроение. В Италии зарождается переходная эпоха, характеризующаяся непосредственным обращением к культуре античности и новой картиной мира, в центре которой был человек. С 15 в. основные характеристики Возрождения распространились на всю Европу. Само понятие «Возрождение» возникло в Италии в 16 в. (Дж.Вазари) как самоосмысление эпохи (сознательное возрождение античного образа жизни, способа мышления, образа человека и мира, рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства), противопоставляющей себя средневековью (от ценностей религии – к ценностям светской философии). С 19 в. применительно к данной эпохе утвердился французский термин "Ренессанс".

Несмотря на осмысленную ориентацию на античность, Возрождение, разумеется, не могло стать абсолютным повторением этой культуры, т.к. явилось результатом развития средневековой христианской культуры. Кроме того, в центре внимания ренессансного мышления оказывается не Космос, а человек, поэтому его главная характеристика - антропоцентризм.

1. Основные черты философии эпохи Возрождения:

Гуманизм, антропоцентризм, индивидуально-личностное начало, активно-преобразующее отношение к миру, пантеизм, натурфилософия, секуляризация, художественно-эстетическая направленность.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный). Происходит возрождение латинского понятия «studia humanitatis» - комплекса наук о человеке, «гуманитарных знаний». Термином «humanitas» - «человеческий, человечный, образованный» древнеримские философы Цицерон и Тацит выражали качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Понятие «гуманизм» включает в себя уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и счастью. Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской философии. Итальянские гуманисты считали человека не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но центральным звеном бытия. Гуманистическим называют первый период Возрождения (середина 14- 15 вв.). Знаменитые гуманисты эпохи: Данте, Петрарка, Боккаччо, Фацио, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Манетти, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело (Италия); Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский.

Антропоцентризм. В отличие от христианской теоцентрической философии средневековья, Возрождение (узловой проблемой которого становится человек) считается эпохой антропоцентризма.

Открытие человеческой индивидуальности. В среде гуманистов возникает новый идеал человека, наделенного разумом, достоинством, беспредельной свободой и безграничными творческими возможностями. Ценность отдельного человека возрастает, формируется характерное для современной западной культуры индивидуально-личностное начало. Ренессансный идеал личности: разносторонность, самостоятельность, активность, свобода, творчество и универсальность. Человек, осознающий себя творцом собственной жизни и судьбы, неограниченным господином природы, культивирует активно-преобразующее отношение к миру, что позволило О.Шпенглеру назвать эту эпоху «фаустовской».

Разносторонность как идеал возрожденческой личности воплощают многие деятели этого периода. Так, Леон Баттиста Альберти (1404-1472) был художником, теоретиком архитектуры, живописи и ваяния, математиком, картографом, философом, этиком, эстетиком, педагогом. Подобный широкий круг интересов и знаний отличал и других творцов, которые сплачивались в так называемые кружки гуманистов, возникшие в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Эти оппозиционные традиционным средневековым центрам церковной культуры союзы определили элитарный характер Возрождения и зарождение светской интеллигенции.

Пантеизм. Основным принципом ренессансного мировоззрения является принцип пантеизма (от греч.«пан» – все, «теос» – бог, «бог везде», «бог во всем»). Представление о слиянии Бога с Миром приводит к отождествлению понятий «Природа» и «Бог». Человек оказывается малым богом, который со-творит Богу большому, спорит с ним и соревнуется в творчестве. Эпоха Возрождения принимает божественную природу человека, оправдывая и возвышая человека, возвращается в материальный мир. Задачей философии становится признание единства природного, сотворенного и Божественного, небесного, их вечной гармонии. Решение подобной задачи требует не строгой понятийной формы схоластической философии, а синтеза философии и искусства, культа художника-творца. Ренессанс - не научно-техническая, а художественно-эстетическая эпоха по преимуществу.

Центр интересов деятелей Возрождения лежит в сфере художественно-эстетической. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) считал живопись главной из наук, а опытное знание – основой человеческого познания: «Опыт - отец всякой достоверности», «Все наше познание начинается с ощущений», «Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения». Кроме того, воплощенный в живописи культ телесной красоты человека, неразрывно связан с антропоцентризмом. Гуманистические представления о прекрасном и совершенном человеке, живущем в гармонии с миром, идеалы жизнеутверждающей красоты воплощены в творчестве итальянских живописцев Сандро Ботичелли (1445 – 1510), Рафаэля Санти (1483-1520).

Секуляризация. Формируются основания светской культуры, направленной на земную реальность, ее совершенствование и преобразование. Происходит секуляризация философского мышления. Важнейшей особенностью философии Возрождения становится антисхоластическая направленность. Обращение к политеизму античности на этапе христианской культуры придает мышлению эпохи специфические черты смешения язычества и христианства.

2. Специфика гуманизма Возрождения.

Ранний гуманизм формируется в творчестве Данте Алигьери (1265-1321), который,по определению Энгельса, является «последним поэтом средневековья и вместе с тем первым поэтом нового времени». «Новая жизнь» - поэтическая биография Данте, посвященная его любви к Беатриче, дает ренессансную трактовку человека, признает в нем и духовное, и природное начала. Центральным феноменом, формирующим личность, Данте называет любовь: «духовное единство души с любимым предметом …; любовь разумная, свойственная только человеку (в отличие от других сродных аффектов); это — стремление к истине и добродетели». «Божественная комедия» - произведение Данте, которое по праву называют поэтической энциклопедией эпохи перехода от средневекового миросозерцания к ренессансному.

Первым гуманистом итальянского Возрождения считается Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого соединились особенности антропоцентризма эпохи и постановка проблемы новой личности. Трактат «О своем и чужом невежестве» наряду с критикой традиционного средневекового религиозно-аскетическое мировоззрения содержит ростки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей человека. Новую систему ценностей очерчивают и другие его тексты: ««О презрении к миру», «Об уединённой жизни», «О монашеском досуге» «Об истинной мудрости». Нравственная борьба, противоречие между личными устремлениями и традиционной моралью – эти темы особенно интересны Петрарке. Сама жизнь Петрарки, принявшего духовный сан, была жизнью частного человека, обращенного к самому себе, "первого индивидуалиста" (А.Ф.Лосев).

Философские основы нового учения о личности особенно ярко воплощены в поэтическим творчестве Петрарки. Сборник сонетов, посвященных реальной личности - возлюбленной поэта носит название «На жизнь донны Лауры» и «На смерть донны Лауры». Философская поэзия Петрарки отличается вниманием к внутренней жизни личности, интересом к психологии индивида.

Как без луны и солнца свод небесный,

Как ветра воздух, почва без растений,

Как человек безумный, бессловесный,

Как океан без рыб и без волнений,

Так будет все недвижно в мраке ночи

Когда она навек закроет очи…

Она живет - и жизнь зовут бесценной;

Она исчезнет - счастье жизни бренной

И мощь мою навек возьмет с собой.

Джованни Боккаччо (1313 -1375) – автор многочисленных переводов античных авторов и памфлетов, проникнутых гуманистическими идеалами и протестом против аскетической морали. «Декамерон – книга новелл, написанных на итальянском языке (считавшемся тогда простонародным) прославляет материально-телесное начало человека, высмеивает духовенство и дворянство, прославляет практический разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан.

Итальянские гуманисты развивают литературно-философские жанры речи и письма, в которых вырабатывают основные принципы нового идеала личности. Джакомо Манетти (1396-1457) «О достоинстве и превосходстве человека», Фацио «О преимуществе и превосходстве человека», Верджерио «О благородных нравах и свободных науках», Манетти «О достоинстве», «Против лицемерия» (два разных трактата, написанные Леонардо Бруни и Поджо), «О благородстве законов и медицины» Салютати, Петрарка «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы».

Лоренцо Валла (1405-1457). Речи «О достоинстве человека» (1486), «О наслаждении как истинном благе». Основой мировоззрения Валлы является этика Эпикура: человек, как и все живое, стремится к удовольствию. Высшей ценностью является жизнь, поэтому целью человеческого существования является отсутствие страданий, стремлением к наслаждениям как к высшему благу. Говоря о благах тела человека, Валла называет самым главным из них здоровье, далее - красоту, затем силу. В его трактате подробно рассматриваются все виды наслаждений, и этим он обращает наше внимание на телесную природу.

Человек наделен бессмертной душой, единой и цельной, соединяющей функции памяти, разума, воли. Способности души распознаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе, обонянии, осязании. Сенсуализм Валлы проявляется в том, что он находит ощущения единственным источником познания мира и человеческой морали. Отношения в обществе стоятся на основании «личного блага» и «личного интереса».

Пико Делла Мирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека». Бог наделяет человека безграничной свободой и ответственностью: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». Но философ отмечает и двойственность, проблематичность человеческого существования: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога». Человек формирует, творит себя сам, соперничая с Создателем, а принцип антропоцентризма основан на воле самого Творца. Скептицизм. Мишель де Монтень (1533-1592) – «Опыты».

Французского философа Монтеня называют «последним гуманистом» Ренессанса. Книга «Опыты» - это «учебник жизни» для человека позднего Возрождения. Уже названия глав несут назидательную, воспитательную нагрузку: «Час переговоров - опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного - ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О бережливости древних», «О возрасте», «Различными средствами можно достичь одного и того же», «О родительской любви», «О славе». «О жестокости», «О самомнении», «О трех видах общения».

Антропоцентризм Монтеня заключается в том, что он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой потусторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа».

При этом Монтень объявляет сомнение двигателем знания, науки, т.е. стоит на позициях скептицизма, считает необходимым активизировать все средства человеческого разума в поисках истины. Философия для Монтеня - наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать.

Итак, гуманисты Возрождения вырабатывают убеждение в том, что человек - высшая ценность. Это приводит к развитию индивидуализма и эгоцентризма в западноевропейском типе мышления.

Неоплатонизм Возрождения. Николай Кузанский (1401-1464) ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ, математик, в творчестве которого создано учение о бытии-возможности, о совпадении противоположностей. В своем основном сочинении «Об ученом незнании» переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального понятия единого, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». Вывод: «Единое есть все» - формула, предваряющая пантеизм Джордано Бруно. Мир есть некое «развёртывание» Бога: «Бог во всём и всё в Боге». Человек - это «малый космос», наделенный центральной ролью в природном мире и способностью охватывать его силой мысли. Онтология Кузанского. Единое не имеет противоположности, следовательно, единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, оно характеризуется как «максимум», единое - как «минимум». Николай Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей. Для наглядности он обращается к математике: при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую.

Исходя из философии неоплатонизма, Кузанский развивает главные концепции своей философии: идея универсальной связи явлений, идея бесконечности мира, принцип совпадения противоположностей: познание конечного и познание бесконечного. Концепция «ученого незнания» утверждает противоречивость познания мира и Бога, недостаточность формальной логики и рационального познания. Бог (и мир) есть бесконечное начало, заключающее в себе все противоположности, значит познать его возможно только особым методом - «ученым незнание» или «умудренное неведение».

Неоплатонизм и пантеизм Кузанского. Природа – «свернутое единство всего, что возникает через движение». Кузанский, таким образом, утверждает идею универсальной связи явлений: Бог присутствует во всех вещах, а вещи – в Боге. Весь мир есть развертывание возможности бытия, заключенной в Боге. Онтологические убеждения Кузанского делают его представителем пантеистической философии Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве, выступает против принципа конечности Вселенной. Пантеизм, натурфилософия, естествознание. Пантеизм Кузанского, учение о единстве мира способствовали рождению ренессансной натурфилософии и подготовили коперниканскую революцию в астрономии. Кузанский, опередив время, заявил о бесконечности Вселенной, о том, что у нее нет центра, все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, возможно, обитаемы. Натурфилософия и новое естествознание, астрономические труды Николая Кузанского оказали влияние на взгляды Коперника, Джордано Бруно и Галилея.

3. Натурфилософия и новое естествознание. Философия природы.

В эпоху Возрождения философия обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как трансформируется средневековое отношение к природе как к несамостоятельной сфере. Пантеизм эпохи уравнивает мир сотворенный (природа, человек) и мир божественный (нетварный). Постижение божественного замысла теперь признается возможным через формы природы. Сама Библия являет себя как символическая Книга Природы, написанная божественным языком. В результате философия, соединяясь с естествознанием, обретает себя как натурфилософия – философия природы. Результатом этого периода становится материалистическое понимание мира, основанное на новом научном мировоззрении и экспериментально-опытном познании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: