Торндайк: законы интеллекта как научения

То, что в европейской традиции обозначалось как процессы ассоциации, вскоре становится одним из основных направлений американской психологии, под именем «научения». Это направление принесло в психологию объяснительные принципы учения Ч.Дарвина, где утвердилось новое понимание детерминации поведения целостного организма и тем самым всех его функций, в том числе психических.

Среди новых объяснительных принципов выделялись: 1) вероятностный характер реакций как принцип естественного отбора и 2) адаптация организма к среде в целях выживания в ней. Прежний механический детерминизм уступил место биологическому. Прежде ассоциация означала связь идей в сознании, теперь же - связь между движениями организма и конфигурацией внешних стимулов, от приспособления к которым зависит решение жизненно важных для организма задач.

Ассоциация выступала как способ приобретения новых действий, а по принятой терминологии – научения. Опыты Э.Торндайка над животными (проблемные ящики). Пробы, ошибки и случайный успех – такова формула научения по Торндайку.

Законы научения:

1) закон упражнения;

2) закон эффекта.

Торндайк считал, что связям между движением и ситуацией соответствуют связи в нервной системе (т.е. физиологический механизм), а закрепляются связи благодаря чувству (т.е. субъективному состоянию.

Главная книга Торндайка – «Интеллект животных. Исследование ассоциативных процессов у животных». Ассоциации трактовались им как интеллектуальные или смысловые процессы. Вся прежняя психология считала смыслы неотъемлемым атрибутом сознания. Отныне они оказывались присущими телесному поведению. Интеллектуальные процессы были представлены как двигательные реакции. В прежнее время эти реакции относились к рефлексам. Согласно Торндайку, они являются интеллектуальными, поскольку направлены на решение задачи.

Открытия Торндайка были истолкованы как законы образования навыков. Между тем он считал, что исследует интеллект, т.е. смысловую основу поведения. Утверждая, что у животных имеется интеллект, он понимал под этим процессы, не нуждающиеся в подтверждении сознанием. Это выработка организмом формулы реальных действий, позволяющей ему успешно справиться с проблемной ситуацией. Успех достигался случайно.

Тем самым в психологию был введен вероятностный стиль мышления, открывавший широкие перспективы внедрения в психологию статистических методов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: