Права покупателя по договору розничной купли-продажи и их защита

Договор розничной купли-продажи, как уже отмечалось, один из наиболее чаще используемых договоров. Учитывая его значимость, участие физического лица в качестве покупателя, передачу покупателю товара, обычно предназначенного для личного, домашнего использования, законодатель квалифицирует его в качестве публичного договора (п. 2 ст. 698 ГК), с обеспечением надлежащего правового регулирования и защиты прав потребителей.

Отношения розничной купли-продажи регламентируются параграфом 2 ст. ст. 698 – 711 ГК, Указом Президента Украины «О государственном регулировании отношений в сфере торговли» от 03.07.95 г.; Постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке занятия торговой деятельностью и правилах торгового обслуживания населения» от 8.02.95 г., Правилами продажи продовольственных товаров от 28.12.94 г.; Законами Украины «О защите прав потребителей» от 01.12.93 г., «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции» от 14.01.2000 г. и множеством других нормативных актов, предусматривающих права потребителей и механизмы их защиты.

Следует отметить, что ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» содержит перечень прав потребителей на:

- защиту своих прав государством;

- надлежащее качество продукции и обслуживание;

- безопасность продукции;

- необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе (исполнителе, продавце);

- возмещение ущерба (убытков), причиненных дефектной либо фальсифицированной продукцией или продукцией ненадлежащего качества, а также имущественного и морального ущерба, причиненного опасной для жизни и здоровья людей продукции в случаях, предусмотренных законодательством;

- обращение в суд и другие уполномоченные органы государственной власти за защитой нарушенных прав;

- объединение в общественные организации потребителей.

Покупатель, по договору розничной купли-продажи, имеет право на передачу ему продавцом продукции надлежащего качества, а также предоставление информации об этой продукции. Продукция должна соответствовать требованиям по безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей природной среды, установленных нормативными актами. На товары, ввозимые на территорию Украины, должен быть предоставлен документ, предусмотренный законодательством, подтверждающий их надлежащее качество.

Производитель обязан обеспечить использование продукции по назначению в течение срока ее службы, а при отсутствии такого срока – в течение 10 лет.

Производитель должен обеспечить надлежащую работу продукции в течение гарантийного срока, который указывается в паспорте на продукцию либо в ином документе, прилагаемом к продукции. Для продукции, потребительские свойства которой могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей природной среды, устанавливается срок годности, который исчисляется, начиная с даты изготовления и определяется или временем, в течение которого товар пригоден для использования, или датой, до наступления которой товар пригоден для использования.

Продажа товаров, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований, либо срок годности, которых истек запрещается, относительно продукции, на которую гарантийные сроки или срок годности не установлен, потребитель имеет право предъявлять соответствующие требования продавцу (изготовителю), если недостатки были выявлены в течение двух лет. При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново, со дня обмена (ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»).

В случае выявления покупателем в течение гарантийного срока или иных сроков недостатков, не оговоренных продавцом, или фальсификации товара, покупатель имеет право по своему усмотрению:

- требовать от продавца или изготовителя безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение затрат, осуществленных покупателем или третьим лицом, на их устранение;

- требовать от продавца или изготовителя замены товара на аналогичный товар надлежащего качества или на такой же товар другой модели с соответствующим перерасчетом в случае разницы в цене;

- требовать соответствующего уменьшения цены;

- отказаться от договора и требовать возвращения уплаченной за товар денежной суммы (ст. 708 ГК.).

Следует отметить, что Закон «О защите прав потребителей» в редакции от 1.12.2006г. (ст. 8) предусматривает расторжение договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы или замены товара на такой же или аналогичный, если недостатки, выявленные покупателем в течение гарантийного срока являются существенными, либо установлена фальсификация приобретенного товара, что противоречит положениям Гражданского Кодекса.

Требование покупателя о замене товара подлежит, в соответствии со ст. 709 ГК, – немедленному удовлетворению, а в случае необходимости проверки качества – в течение четырнадцати дней или, по договоренности сторон, в другой срок; при отсутствии необходимого товара – в двухмесячный срок с момента предъявления заявления с возмещением разницы в цене и без таковой согласно ст. 710 ГК.

Некачественная и опасная продукция подлежит, в соответствии с законодательством, обязательному изъятию из оборота собственником, приведению ее в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов или переработке, утилизации либо уничтожению, за счет средств собственника. Если собственник не установлен – то за счет средств местных бюджетов с принятием мер к установлению собственника и возмещением им всех расходов, связанных с переработкой, утилизации, уничтожением или дальнейшим использованием такой продукции.

Производитель обязан возместить в полном объеме причиненный потребителям ущерб, связанный с отзывом продукции.

Положение ст. 700 ГК и норм Закона «О защите прав потребителей»(ст. ст. 4;15) указывают, что продавец обязан предоставить покупателю до приобретения им товара необходимую и своевременную информацию о продукции, на получение которой он имеет право. Информация должна соответствовать требованиям закона и правилам розничной торговли относительно содержания и способов предоставления. Она должна содержать: название товара, наименование, данные об основных свойствах, составе; условия использования и предостережения; сведения о содержании вредных для здоровья веществ, отметку о наличии в ее составе генетически модифицированных компонентов, данные об условиях хранения; правила эффективного и безопасного использования; дату изготовления, срок годности, сведения о необходимых действиях по их истечении; наименования, местонахождение производителя (продавца), данные о сертификации.

В случае, когда предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о продукции и производителе, повлекло:

- приобретение продукции, не имеющей необходимых потребителю свойств;

- невозможность использования приобретенной продукции по назначению

- потребитель имеет право предъявить продавцу (изготовителю) требования о расторжении договора и возмещении ущерба.

Продавец не освобождается от ответственности в случае неполучения им от производителя (импортера) соответствующей информации о товаре.

Потребитель имеет право на свободный выбор продукции. Запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента.

Потребитель имеет право на проверку качества, безопасности, комплектности, меры, веса, цены приобретаемой продукции, демонстрацию безопасности и правильности ее использования.

Если в результате применений условий договора, ограничивающих права потребителя, потребителю причинен ущерб, он должен возмещаться виновным лицом в полном объеме (ст. 8 Закона «О защите прав потребителей»).

Необходимо подчеркнуть, что государство обеспечивает потребителям защиту их прав. Защиту прав потребителей осуществляет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальные органы; Совет Министров Автономной Республики Крым; местные государственные администрации; органы, учреждения, осуществляющие санэпидемнадзор; другие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также суды.

При удовлетворении требований потребителей суд одновременно разрешает вопрос о возмещении морального (неимущественного) вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

С целью защиты законных прав и интересов потребители имеют право объединятся в общественные организации потребителей, которые, в соответствии со ст. 25 Закона «О защите прав потребителей», наделены значительными, существенными правами и полномочиями как и органы государственной власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: