По дисциплине: «Физиология»
Код дисциплины: Fiz 1203
Специальность: 5В 110100 Сестринское дело
Объем учебных часов (кредитов) 90 (2)
В том числе практические занятия: 23
Курс: 1
Семестр: 2
Обсужден
на заседании кафедры
от «__» _______ 2014г.
протокол № 1
Зав. кафедрой_______
2014г.
КРЕДИТ 1
Практическое занятие № 1 | |
Тема | Механизмы возникновения возбуждения |
Цель: | Сформировать у студентов представление о методах раздражения возбудимых тканей и свойствах возбудимых тканей |
Задачи обучения: | Изучить формирование возникновения возбуждения в тканях |
Основные вопросы темы: | 1. Понятие о возбудимости. 2. Параметры возбудимости. 3. Обмен веществ и энергии при возбуждении. 4. Классификация нервных волокон. |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 2 | |
Тема | Механизмы проведения возбуждения |
Цель: | Сформировать у студентов умение ориентироваться в особеностях распространения возбуждения в ЦНС по нервным волокнам в нервные центры |
Задачи обучения: | Изучение понятий: нейрон, синапсы, их значение в ЦНС; рефлекс и импульс, медиаторы |
Основные вопросы темы: | 1. Понятие о возбудимости. 2. Параметры возбудимости. 3. Обмен веществ и энергии при возбуждении. 4. Классификация нервных волокон. |
Методы обучения и преподавания: | Теотерический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 3 | |
Тема | Нервно – мышечные синапсы. Медиаторы |
Цель: | Сформировать у студентов умение ориентироваться в нервно – мышечных синапсах и механизмах их действий |
Задачи обучения: | Изучить физиологию нервно – мышечных синапсов, классификацию и действие медиаторов |
Основные вопросы темы: | 1. Нервно – мышечное содинение (синапс) 2. Миниатюрные постсинапстические потенциалы 3. Влияние кураре на нервно – мышечное соединение 4. Холинэстераза и ее роль в процессах нервно – мышечной передачи 5. Нарушение нервно – мышечной передачи при утомлении |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 4 | |
Тема | Особенности пищеварения в ротовой полости и желудке |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в основных функция желудочно – кишечного тракта |
Задачи обучения: | Изучить функции ЖКТ: пищеварительная, гомеостатическая, защитная; физиологию голода и насыщения. |
Основные вопросы темы: | 1. пищеварение в ротовой полости 2. регуляция слюноотделения 3. акт глотания 4. пищеварение в желудке 5. фазы желудочной секреции 6. моторная функция желудка |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 5 | |
Тема | Особенности пищеварения в тонком кишечнике |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в механизмах пищеварения в тонком кишечнике |
Задачи обучения: | Изучить принципы переваривания пищи в различных отделах тонкого кишечника |
Основные вопросы темы: | 1. пищеварение в двенадцатиперстной кишке 2. пищеварение в тощей кишке 3. пищеварение в подвздошной кишке 4. моторная деятельность тонкого кишечника |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 6 | |
Тема | Сущность обмена белков, жиров, углеводов |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в роли белков, жиров, углеводов в обмене веществ |
Задачи обучения: | Изучить мехнизмы и значение обмена белков, жиров и углеводов |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 7 | |
Тема | Основной обмен и его значение |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в мехнизмах формирования основного обмена |
Задачи обучения: | Изучить основной обмен и его физиологическое значение для организма человека. |
Основные вопросы темы: | 1. основной обмен 2. правило поверхности |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 8 | |
Тема | Дыхательный коэффициент и его физиологическое значение. Регуляция процессов теплообмена и обмена веществ |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в значении для ислеования обмена веществ с помощью дыхательного коэффициента. Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в механизмах регуляции процессов теплообмена и обмена веществ |
Задачи обучения: | Изучить способы определения дыхательного коэффициента, изучить регуляторные мехнизмы теплообмена и обмена веществ |
Основные вопросы темы: | 1. Дыхательный коэффициент 2. Методы исследования дыхательного коэффициента 3. Роль дыхательного коэффициента ля организма человека 1. температура тела и изотермия 2. химическая терморегуляция 3. физическая терморегуляция 4. регуляция изотермии 5. гипотермия и гипертермия 6. регуляция обмена жиров 7. регуляция обмена белков 8. регуляция обмена углеводов |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: | 1. Что такое дыхательный коэффициент? 2. Как изменяется дыхательный коэффициент при питании углеводной пищей? 3. Как изменяет дыхательный коэффициент при питании белковой пищей? 4. Как изменяется дыхательный коэффициент при питании беловой пищи? 5. Чему равен дыхательный коэффициент при питании смешанной пищей? 6. Назовите методы определения энергетического обмена у человека в покое 7. Как изменяется дыхательный коэффициент во время физическо работы? 8. Что такое изотермия? 9. Что такое гипертермия? 10. Что такое гипотермия? 11. Объясните мехнизмы химической терморегуляции 12. Объясните механизмы физической терморегуляции 13. Объясните механизмы регуляции изотермии 14. Как происходит регуляция обмена белков в организме? 15. Как происходит регуляция обмена жиров в организме? 16. Как происходит регуляция обмена углеводов в организме? |
Практическое занятие № 9 | |
Тема | Стадии дыхания и их характеристика |
Цель: | Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в физиологии дыхательной системы |
Задачи обучения: | Изучение механизмов актов вдоха и выдоха |
Основные вопросы темы: | 1. дыхательный центр 2. зависимость деятельности дыхательного центра от газового состава крови 3. механизм первого вдоха новорожденного 4. виды дыхания 5. дыхательные объемы |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: | 1. Что такое дыхательный цикл? 2. назовите стадии дыхания 3. Чему в норме равно ЧДД (число дыхательных движений)? 4. Назовите физиологические виды дыхания 5. Назовите виды патологических типов дыхания 6. Как зависит деятельность дыхательного центра от газового состава крови? 7. Назовите дыхательные объемы и нормальные показатели |
Практическое занятие № 10 | |
Тема | Состав и свойства крови |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в составе крови и свойствах крови |
Задачи обучения: | Изучить общий состав крови и ее физико – химические свойства |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 11 | |
Тема | Функции лейкоцитов |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в функциях лейкоцитов |
Задачи обучения: | Изучить классифицию лейкоцитов и действие каждого лейкоцита в отдельности |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: | 1. Что такое лейкоциты? 2. Что такое фагоцитоз? 3. Назовите норму общего количества лейкоцитов 4. Что такое лейкоцитарная формула? 5. Назовите классификацию лимфоцитов 6. Объясните мехнизм действия лимфоцитов 7. Объясните роль нейтрофилов в организме 8. Объясните роль базофилов в организме 9. Объясните роль эозинофилов в организме 10. Объясните роль моноцитов в организме 11. Что такое иммунитет? 12. Назовите виды иммунитета |
Практическое занятие № 12 | |
Тема | Принципы деления групп крови и резус – фактор |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в группах крови |
Задачи обучения: | Изучить принципы деления групп крови |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: | 9. Сколько групп крови существует? 10. Что такое агглютиногены и где они находятся? 11. Что такое агглютинины и где они находятся? 12. Какие агглютиногены и агглютинины назывются одноименными? 13. Что такое агглютинация? 14. Что такое резус – фактор и его значение для организма? 15. Объясните механимзы возникновения резус – конфликта плода и матери |
КРЕДИТ 2
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическое занятие № 1 | |
Тема | Гемодинамика |
Цель: | Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в основных принципах гемодинамики |
Задачи обучения: | Изучение деятельности кровеносных сосудов и сердца |
Основные вопросы темы: | 1. Линейная скорость кровотока 2. Объемная скорость кровотока 3. МОК (минутный объем сердца) 4. СОК (систолический объем сердца) 5. ЧСС (число сердечных сокращений) 6. Виды кровяного давления 7. Артериальный пульс |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 2 | |
Тема | Функции проводящей системы сердца |
Цель: | Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в механизмах образованиях автоматизма сердца |
Задачи обучения: | Изучение сократительной способности сердца |
Основные вопросы темы: | 1. компоненты проводящей системы сердца 2. функции проводящей системы сердца |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: | 1. Из каких элементов состоит проводящая система сердца? 2. Какие функции сердца обеспечивает проводящая система сердца? 3. Что является водителем сердечного ритма сердца? 4. Что такое градиент автоматии? 5. Объясните задержку проведения возбудения |
Практическое занятие № 3 | |
Тема | Канальцевая реабсорбция |
Цель: | Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в механизмах мочеобразования |
Задачи обучения: | Изучение физиологии мочеобразующего органа и механизмах мочеиспускания |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 4 | |
Тема | Клубочковая фильтрация |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в процессах обрзования ультрафильтрата |
Задачи обучения: | Изучить детальное образовние диуреза |
Основные вопросы темы: | 1. гломерулярная фильтрация 2. определение скорости гломерулярной фильтрации |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 5 | |
Тема | Механизмы мочеиспускания |
Цель: | Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в механизмах мочеобразования и мочевыведения |
Задачи обучения: | Изучение процесса мочеиспускания и его регуляции |
Основные вопросы темы: | 1. принципы клеточной регуляции секреции 2. состав и свойства мочи 3. мочевыведение 4. мочеиспускание 5. водный баланс |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: | 1. Сколько в норме состаляет плотность мочи? 2. какой в норме должен быть состав мочи? 3. Объясните механизмы мочевыведения и их регуляцию 4. Объясните механизмы мочеиспускания и его регуляцию 5. Дайте характеристику работы искусственной почки 6. Назовите возрастные особенности структры и функции почек 7. Как происходит механизм водного баланса? |
Практическое занятие № 6 | |
Тема | Физиология спинного мозга |
Цель: | Сформировать у студентов умение в свободном ориентировании в физиологии спинного мозга |
Задачи обучения: | Изучить физиологию спинного мозга |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 7 | |
Тема | Физиология ствола мозга |
Цель: | Сформировать у студентов представление о взаимосвязанной работе ствола мозга |
Задачи обучения: | Изучить физиологию составляющих частей ствола мозга |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 8 | |
Тема | Нервный центр |
Цель: | Сформировать у студентов умение в свободном ориентировании в физиологии и роли нервного центра, в механизмах передачи возбуждения в нервной системе |
Задачи обучения: | Изучить физиологию нервного центра |
Основные вопросы темы: |
|
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие №9 | |
Тема | Формирование и виды памяти |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в процессах формирования различных видов памяти |
Задачи обучения: | Изучить функции коры больших полушарий в процессе формирования памяти |
Основные вопросы темы: | 1. механизмы замыкания временной связи 2. память: механизмы образования и виды |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие №10 | |
Тема | Физиология органов зрения, слуха, равновесия |
Цель: | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в физиологии органов зрения, слуха, равновесия |
Задачи обучения: | Изучить функции органов зрения, слуха и вестибулярного аппарата |
Основные вопросы темы: | 1. зрительный анализатор 2. слуховой анализатор 3. вестибулярный анализатор |
Методы обучения и преподавания: | Теоретический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
Практическое занятие № 11 | |
Тема | Физиологическое значение ЖВС – гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы |
Цель: Обучающая | Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в деятельности желез внутреней секреции |
Задачи обучения: | Изучить действие гормонов на организм человека |
Основные вопросы темы: | 1. Гормоны гипофиза и их действие на организм в целом 2. Гормоны эпифиза и их действие на организм в целом 3. Гормоны щитовидной железы и их действие на организм в целом 4. Гормоны паращитовидных желез и их действие на организм в целом |
Методы обучения и преподавания: | Теортический разбор материала |
Литература: | 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000. |
Контроль: |
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КАФЕДРА «СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»