Методические рекомендации для СРСП

 

 

По дисциплине: «Физиология»

Код дисциплины: Fiz 1203

 

Специальность: 5В110100 Сестринское дело

Объем учебных часов (кредитов) 90 (2)

в том числе СРСП: 30

 

Курс: 1

Семестр: 2

Обсужден

на заседании кафедры

от «__» _______ 2014г.

протокол № 1

Зав. кафедрой_______

 

2014г.


 

КРЕДИТ 1

СРСП № 1  
Тема: Общие свойства возбудимых тканей. Парабиоз
Цель: Сформировать у студентов умение свободно ориентироваться в параметрах возбудимости и биоэлектрических явлениях в тканях
Задачи обучения: Изучение понятия возбудимости, изменения возбудимости, параметры возбудимости, проведение возбуждения, классификацию нервных волокон
Формы проведения: работа в малых группах
Задания по теме: 1. Физиология возбудимых тканей 2. Свойства возбудимых тканей 3. Парабиоз
Раздаточный материал: Таблица: «Свойства возбудимых тканей» Гистологические препараты: «Нервное волокно», «Нервные клетки».
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы: 1. Какие ткани организма человека обладают возбудимость? 2. Что такое раздражители? 3. Назовите виды раздражителей 4. Что такое раздражимость? 5. Что такое локальный ответ? 6. Что такое распространяющийся потенциал действия?ъ 7. Что такое следовой потенциал? 8. Что такое возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы? 9. Что такое парабиоз? 10. Какие ткани обладают парабиозом? Ситуационные задачи: Задача № 1 Известно, что препарат этилендиминтетрааммоний (ЭДТА) связывает в живых тканях ионы кальция. В экспериментальных условиях на нервно – мышечном препарате лягушки в область нервно – мышечного синапса ввели ЭДТА Вопросы:
  1. Как изменится процесс проведения возбуждения в синапсе?
  2. Как повлияет ЭДТА н синтез ацетилхолина, проницаемость пресинптической мембраны для медиатора, генерацию постсинаптического потенциала и активность холинэстеразы?
Задача № 2 Известно, что возбдимость является одним из основных свойств нервной и мышечной тканей. Экспериментально было установлено, что после нанесения на изолированный нерв и полоску миокарда надпорогового раздражения возникли потенциалы действия, в ходе которых происходило именение возбудимости. Вопросы:
  1. Какой метод регистрации использовали для изучения потенциалов действия в нерве и полоске миокарда?
  2. Как изучали изменение возбудимости в различные фазы потенциалов действия?
  3. Как изменяется возбудимсть при возникновении потенциала действия?

 

СРСП № 2  
Тема: Потенциал действия. Потенциал покоя.
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в механизмах возникновения потенциала действия и его значении для организма человека. Сформировать у студентов знания умение свободно ориентироваться в физиологии возбудимых тканей
Задачи обучения: Изучение калиевого – натриевого насоса, изучение механизмов возникновения потенциала покоя в клетке и его значение для организма человека
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме:
  1. ионный механизм возникновения потенциала действия
  2. природа ионной проницаемости мембраны. Ионные каналы
  3. механизмы изменения ионной проводимости во время генерации потенциала действия
  4. активация натрий – калиевого насоса
  5. потенциал покоя
  6. природа потенциала покоя
  7. роль обмена веществ в генезе и поддержании потенциала покоя (натриевый насос мембраны)
Раздаточный материал: 1. Плакаты: «Схематическое изображение электровозбудимого натриевого канала», «Состояние натриевых и калиевых каналов в различные фазы потенциалов действия», «Система транспорта ионов через мембрану» 2. Гистологические препараты: «Миелиновое волокно», «Безмиелиновое волокно» 3.плакаты: «Измерние потенциала пооя мышечного волокна с помощью внутриклеточного микроэлектрода», «Возникновение разности потенциалов на искусственной мембране, разделяющей растворы K2 SO4 разной концентрации» 4.таблица «Содержание ионов K+ , Na+ , Cl-, равновесные потенциалы, потенциалы покоя и действия некоторых клеток»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Что такое потенциал действия?
  2. Опишите закон «все или ничего»
  3. Объясните принцип ионного механизма возникновения на возникновение потенциала действия
  4. Как изменяется ионная проводимость во время генерации потенциала действия?
  5. Как влияет потенциал действия на клетку?
  6. Что такое гиперполяризция клетки?
  7. Что такое потенциал покоя?
  8. Объясните физиологическое значение деполяризации мембраны
  9. Объясните физиологическое значение гиперполяризации мембраны
  10. Объясните значение ионов K+ , Na+ , Cl- , Ca2+ в механизме возникновения потенциала покоя и потенциала действия
  11. Объясните механизмвозникновения калий – натриевого насоса
  12. Как влияет на обмен веществ потенциал покоя?
  Ситуационные задачи: Задача № 1 Известно, что фазы потенциала действия нервного волокна (быстрая деполяризация и реполяризация) возникают вследствие движения ионов натрия и калия вдоль концентрационных градиентов. В эксперименте на нерв подействовали уабаином – веществом, подавляющим активность АТФазы, затем провели длительное ритмическое раздражение нерва. Вопросы:
  1. Как при этом изменится распределение ионов на внешней и внутренней стороне клеточной мембраны?
  2. Изменится ли величина потенциала покоя потенциала действия в обработанном уабаином нервном волокне?
  Задача № 2 Известно, что суммарный потенциал действия нерва складываетс из потенциала действия одиночных нервных волокон, входящих в нерв. Экспериментально исследовали суммарный потенциал действия изолированного седалищного нерва, выделенного из крупного животного. Раздражение наносили на проксимальный конец нерва. На дистальном конце нерва суммарный потенциал имел сложную форму и состоял из нескольких пиков и волн. Амплитуда его знчительно уменьшилась. Вопросы:
  1. С чем связано изменение формы суммарного потенциала действия по ходу проведения возбуждения в нерве?
  2. Как диаметр нервного волокна и наличие миелина влияют на скорость проведения возбуждения?
  3. Почему происходит уменьшение амплитуды суммарного потенциала?
Задача № 3 Известно, что подержание постоянства ионного состава в возбудимых тканях необходимо для их нормального функционирования. Отсутвие солей (в частности – солей кальция) в питьевой воде у населения отдельного района привело к нарушению функций скелетной мускулатры. Обслдование населения показало, что даже практически здоровые люди жаловались на повышенную мышечную утомляемость и недостаточную физическую силу. Вопросы:
  1. Какова роль ионов кльция в механизме мышечного сокращения?
  2. Почему недостаток кльция в организме сопровождается повышенной физической утомляемостью и недостаточной физической силой у людей?
  Задача № 4 Известно, что гладкие мышцы имеют ряд физиологических особенностей по сравнению со свойствами скелетных мышц. В ходе эксперимента из стенки кишечника и стенки артерии мышечного типа животного было выделено по фрагменту (длиной 2 см и шириной 2 см), содержащему гладкомышечные волокна. Третий фрагмент такого же размера был выделен из скелетной мышцы. Внешне мало отличающиеся друг от друга мышечные фрагменты поместили в камеру с физиологическим раствором, что обеспечивало условия для их жизнедеятельности в течении некоторого времени. Вопросы:
  1. Как различить принадлежность фрагментов мышечной ткани по их функциональным свойствам?
  2. По какому функциональному признаку, без применения воздействий, можно идентифицировать принадлежность одного из фрагментов к мышечной ткани кишечника?
Как с помощью раздражителя фрагментов мышечной ткани можно отличить мышечную ткань внутренних органов от скелетной мышцы?
СРСП № 3  
Тема: Особенности пищеварения в толстом кишечнике
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в значении пищеварения в толстом кишечнике для организм человека.
Задачи обучения: Изучение значения микрофлоры толстого кишечника и акта дефикации
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме: 1. значение микрофлоры толстого кишечника 2. моторная деятельность толстого кишечника 3. дефекация
Раздаточный материал: Таблица «Состав кишечного сока толстого кишечника», «Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы: 1. Что такое пищевая мотивация7 2. Назовите функции толстого кишечника 3. Из чего состоит микрофлора толстого кишечника? 4. Объясните полоительное знчение микрофлоры кишечника? 5. Что относится к сапрофитам? 6. Охарактеризуйте моторную деятельность толстого кишечника 7. Объясните мехнизм возникновения акта дефикации Ситуационные задачи: Задача № 1 В тонком кишечнике происходят процессы полостного и пристеночного пищеварения, в которых участвуют одни и те же ферменты и пищевой субстрант Вопрос: В чем отличие этих процессов?   Задача № 2 Когда мы едим, мы не смешиваем разные продкты и блюда. Например, во время обеда сначала подается закуска; потом первое – суп, щи и т.д; затм второе – мясо, рыба с гарниром и т.д; и, наконец сладкое, десерт – компот, кисель, мороженое и т.д. В желудке все съеденное перемешивается и превращается в единый пищевой комок. Вопрос: Если это так, то почему бы нам не смешать все блюда – первое, второе, третье – в одной большой тарелке и все это не съесть разом?

 

СРСП № 4  
Тема: Пищеварительные соки и их физиологическое значение.
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в физиологическом значении пишеварительных соков для пищеварения
Задачи обучения: Изучение состава и реакций пищеварительных соков для воздействия на химус
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме:
  1. состав и свойства слюны
  2. регуляция слюноотделения
  3. состав и свойства желудочного сока
  4. регуляция желудочного сока
  5. состав и свойства поджелудочного сока
  6. регуляция панкреатической секреции
  7. состав и свойства желчи
  8. состав и свойства кишечного сока
Раздаточный материал: Таблица «Выделение секретов в полость желудочно – кишечного тракта и последоватльность процессов в пищеварительном контейнере»  
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. С помощью пищеварительных соков до каких веществ происходит расщепление пищи?
  2. Объясните механизм формирования химуса
  3. Объясните физиологическое значение состава и свойств слюны
  4. Объясните физиологическое значение состава и свойств желудочного сока
  5. Объясните физиологическое значение состава и свойств сока поджелудочной железы
  6. Объясните физиологическое значение состава и свойства желчи
  7. Объясните физиологическое значение состава и свойств кишечного сока
Ситуационные задачи: Задача № 1 Студент находится н экзамене. Он сильно волнуется. Во рту у него пересохло Вопрос: Почему это произошло, и как в таких словиях происходит регуляция образования слюны?   Задача № 2 Фермент слюны амилаза действует в слабощелочной реакции рН. Однако во рту пища находится короткое время, а в желудке – уже кислая среда Вопрос: Гд и когда действует амилаза слюны, рщепляющая крахмал?   Задача № 3 Регуляция желудочной сереции осуществляется нервными и гуморальными механизмами. В частности, при поступлении пищи в желудок она воздействует на G – клетки, которые выделяют гастриксин. Вопрос: Каким образом гастриксин усиливает желудочную секрецию?
СРСП № 5  
Тема: Сущность обмена воды и минеральных солей
Цель: Сформировать представление о процессах обмена воды и минральных солей в организме человека
Задачи обучения: Изучение обменных процессов в организме человека
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме:
  1. обмен минеральных солей и его регуляция
  2. обмен воды и его регуляция
Раздаточный материал: Таблица «Содержание воды в различных органах человека»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Сколько процентов от массы тела составляет вода?
  2. В состав чего входит основная масса воды в организме человека?
  3. Из чего состоит баланс воды в организме?
  4. Сколько составляет минимальная потребность человека воды в сутки?
  5. Как происходит регуляция водного обмена?
  6. Как происходит регуляция обмена минеральных веществ в организме?
  7. Объясните физиологическое значение води и минеральных веществ для организма человека
  8. Как происходит процесс всасывания воды и минеральных веществ?
Ситуационные задачи: Задача № 1 Для нормальной жизнедеятельности необходим полноценный пищевой рацион. Суточные энергозатраты обследуемого пациента составили 2700 ккал. В состав его пищевого рциона входит 120 г белков, 110 г жиров, 360 г углеводов. Количество азота мочи за сутки составло 19 г. Вопросы:
  1. Восполняет ли данный пищевой рацион суточные энергозатраты пациента?
  2. Оцените азотистый баланс пациента
  3. Каковы принципы составления пищевого рациона?
  4. Что такое сбалансированное питание?
  Задача № 2 Питательные вещества могут окисляться в организме человека, а также в клометрической бомбе Бертло. При сжигании в калориметре 1 г белка выделяется 5,6 ккал тепла, а в организме – 4,1 ккал. Вопросы:
  1. Почему физические или физиологические калорические коэффициенты для белков отличаются?
  2. Охарактеризуйте физические или физиологические коэффициенты для жиров и углеводов
  3. На окисление 1 г какого питательного вещества расходуется наибольшее количество кислорода?

 

СРСП № 6  
Тема: Регуляция обмена белков, жиров и углеводов
Цель: Сформировать представление о регуляторных механизмах обмена веществ в организме человека
Задачи обучения: Изучение обменов веществ: белков, жиров, углеводов
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме:
  1. регуляция обмена белков
  2. регуляция обмена жиров
  3. регуляция обмена углеводов
Раздаточный материал: Таблицы: «Схемы регуляции обмена белков», «Схема регуляции обмена жиров», «Схема регляции обмена углеводов»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Назовите классификацию белков
  2. Объясните значение белков для организма
  3. Назовите классификацию жиров
  4. Объясните значение белков для организма
  5. Назовите клсификацию углеводов
  6. Объясните значение углеводов для организма человека
  7. Как происходит реуляция обмена белков?
  8. Как происходи регуляция обмена углеводов?
  9. Как происходит регуляция обмена жиров?
Ситуационные задачи: Задача № 1 Молодой человек, имеющий смешанный характер питания, при соотношении белков, жиров и углеводов в его пищевом рационе 1:1:4, выполнил интенсивную физическую работу: в течении двух часов посадил в саду 10 яблоневых деревьев Вопросы:
  1. Как изменятся энергозатраты данного человека при выполнении физической работы по сравнению с его уровнем энергозатрат в состоянии покоя?
  2. Чему равен усредненный дыхательный коэффициент данного человека в состоянии покоя? Как дыхательный коэффициент изменится: во время физичекой работы; сразу после физической работы; в течении первого часа после физической работы?
  Задача № 2 У испытуемого во время физической нагрузки методом непрямой калометрии определяют уровень энергозатрат. Известно, что дыхательный коэффициент испытуемого составил 0,98 Вопросы:
  1. Какие питательные вещества окисляются у испытуемого в данный момент в организме?
  2. Можно ли рассчитать энергозатраты по объему выделенного СО2. По какому показателю рассчитывать предпочтительнее: по объему поглощенного О2 или по объему выделенного СО2?
  3. Перечислите методы калориметрии?

 

СРСП № 7  
Тема: Нейрогуморальная регуляция дыхательного центра
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в механизмах регуляции дыхательного центра
Задачи обучения: Изучение механизмов регуляции дыхания
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме:
  1. роль хеморепторов в регуляции дыхания
  2. роль механорецепторов в регуляции дыхания
  3. механизм периодической деятельности дыхательного центра
Раздаточный материал: Таблицы: «Изменения дыхания после перерезки блуждающих нервов и разрушения пневотоксического центра»  
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000..
Контроль: Вопросы:
  1. Какая роль хеморепторов в регуляции акта вдоха и выдоха?
  2. Объясните физиологическое значение рецепторов растяжения легких?
  3. Объясните механизмы периодической деятельности дыхательного центра
  4. Дайте характеристику условнорефлекторной регуляции дыхания
  5. Объясните участие дыхательных мыщц в акте вдоха и акте выдоха
Ситуационные задачи: Задача № 1 При заболевании гриппом у человека происходят изменения параметров гомеостаза. Одной из первых меняется температура тела Вопросы:
  1. Как изменится количество оксигемообина?
  2. Как изменятся параметры внешнего дыхания?
  3. Изменится ли кривая диссоциация оксигемоглобина?
  Здача № 2 Проведены исследования по изучению влияния на организм человека дыхания в замкнтом пространстве (мешок Дугласа). Проанализированы два варианта: а) испытуемый совершает вдох и выдох через очень короткую трубку, соединенную со специальным мешком Дуглса, который заполнен атмосферным воздухом; одновременно регистрируется пневмограмма, содержание оксигемоглобна в крови и ЧСС (исследование прекращается при появлении одышки); б) испытуемый также дышит через короткую трубку, соединенную с мешком Дугласа, но при этом выдыхаемый воздух проходит через поглотитель углекислого газа; а также регистрируется пневмограмма, содерание оксигемоглобина и ЧСС (исследование прекращается при возникновении одышки) Вопросы:
  1. Какое исследование продолжалось дольше – первое (а) или второе (б)?
  2. Какие изменения регистрируемых показателей наблюдается в первом и втором варианте исследования и почему, и у какого испытуемого они раньше начнутся?
  3. Изменения каких гомеостатических параметров в организме приводит к одышке?
СРСП № 8  
Тема: Давление в плевральной щели. Транспорт газов кровью
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в процессах формирования эластической тяги легких. Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в влиниях газового состава крови на дыхание
Задачи обучения: Изучение механизмов нормальной работы легких, изучение механизмов вдоха и выдоха
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме: 1. Основные процессы дыхания 2. Внешнее дыхание 3. Упругие свойства легих 4. Пневмоторакс и его виды 5. Изменение давления в альвеолах 6. транспорт кислорода 7. транспорт двуокиси углерода 8. обмен газов в тканях
Раздаточный материал: Плакат «Модель Дондерса для демонстрации механики вдоха и выдоха» Плакаты: «Кривая диссоциация оксигемоглобина при напряжении двуокиси углерода 40 мм. Рт. ст», «Кривые диссоциации оксигемоглобина в зависимости от напряжения двуокиси углерода», «Процессы, происходящие в эритроците при поглащении или отдаче кровью кислорода и двуокиси углерода», «Модель взаимоотношений вентиляции альвеол и кровотока по капиллярам»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Назовите этапы внешнего дыхания
  2. Что такое внешнее дыхание?
  3. Перечислите методы диагностики дыхания
  4. Чему равно давление в плевральной щели при вдохе?
  5. Чему равно давление в плевральной щели при выдохе?
  6. Чему равно давление в плевральной щели?
  7. Что такое пневмоторакс?
  8. Как формируется откртый пневмоторакс?
  9. Чем опасен открытый пневмоторакс для жизни человека?
  10. Как формируется закрытый пневмоторакс?
  11. Что такое диффузионная способность легких?
  12. В каком состоянии находятся газы в крови?
  13. Как зависят между собой вентиляция и кровообращение при дыхании?
  14. Объясните механизм траспорта кислорода
  15. Объясните механизм траспорта двуокиси углерода
  16. Как происходит обмен газов в ткнях?
Ситуационные задачи: Задача № 1 При подготовке к серьезным соревнованиям спортсмены тренируются в условиях высокогорья (примерно 2 – 3 км над уровнем моря) в течении месяца и больше. Во время разминок, даже в теплое время года, спортсмены одевают утепленные костюмы (греют мышцы). Крайне редко бывают «нарушители», которые дополнительно используют фармакологический препарат, содержащий гормон для усиления физиологического эффекта тренировок в горах. Вопросы:
  1. Что дают тренировки в условиях высокогорья?
  2. Зачем надо разогревать мышцы?
  3. О каком гормоне идет речь, и в чем его физиологическое значение?
  4. Какой показатель крови может измениться при длительном пребывании в условиях высокогорья с отрицательным значением для организма?
  Задача № 2 Водолазы в скафандре могут длительное время работать на глубине 100 м и больше, но при подъем на поверхность они должны соблюдать определенные правила. Одно из них: скорость подъма должна быть медленной, иногда с промежуточным пребыванием в декомперссионной камере, иначе у них может возникнуть кессонная болезнь. В то же время тренированные ныряльщики также могут без дыхательной аппаратуры погружаться на большую глубину и через несколько минут быстро выныривать, при этом у них наблюдаются симптомы кеснной болезни Вопросы:
  1. Какие явления в организме создают предпосылки к развитию кессонной болезни?
  2. Почему важно сохранять определенный режим подъема на поверхность?
  3. Почему у ныряльщиков не возникает кессонная болезнь?
  4. Какие механизмы саморегуляции после длительных тренировок повышают функциональные возможности человека для пребывания его на глубине относительно длительное время без дыхательной аппаратуры?
СРСП № 9  
Тема: Понятие свертывающей и противосвертывающей систем. Осмотическое давление крови
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в процессах гемостаза
Задачи обучения: Изучение механизмов свертывающей и противосвертывающей систем организма человека при кровопотерях.
Формы проведения: Работа в малых группах.
Задания по теме:
  1. плазменные факторы свертывания крови
  2. факторы свертывания форменных элементов крови и тканей
  3. сосудисто – тромбоцитарный гемостаз
  4. коагуляционный гемостаз
  5. фибринолиз
  6. противосвертывающий механизм
  7. регуляция свертывания крови
Раздаточный материал: Таблицы: «Схема коагуляционного гемостаза», «Схема фибринолиза»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Что такое гемостаз?
  2. Назовите стадии гемостаза
  3. Дайте харатеристику плазменным факторам свертывания крови
  4. Назовите факторы свертывания форменных элементов крови и тканей
  5. Объясните физиологическое значение сосудисто –трамбоцитарного гемостаза
  6. Опишите мехаанимы формирования коагуляционного гемостаза
  7. Объясните механизмы и физиологическое значение фибринолиза
  8. Назовите противосвертывающие механизмы и их значение для организма человека
  9. Объясните механизмы регуляции свертывания крови
Ситуационная задача: Задача № 1 При профилактическом осмотре у женщины 27 лет, при опросе выяснилось, что у нее стали появлятся кровоизлияния после незначительных ушибов, раньше такого не неаблюдалось. Себ считает здоровой и данное состояние жалобами не считает, объясняет это «жесткой диетой», которую она начала соблюдать. При более тщательном опросе выяснилось, что из рациона питания полностью исключены жиры. После консультации диетолога встал вопрос о дефиците витминов, особенно отмечается недостаточность жирорастворимых витаминов, в частности витамина К. Заболеваний крови у родственников нет, вредностей на работе и месте проживания нет. Вопросы:
  1. Нарушние какой функции крови возможно при дефиците витамина К и почему?
  2. Какие анализы крови вы назначите, чтоб подтвердить ваши предположения?
  3. Каковы будут ваши рекомендации в данном случае и почему?
Тесты: Инструкция:вопросы состоят из двух утверждений, связанных союзом ПОТОМУ ЧТО. Определите, верно или неверно кждое из этих двух утверждений по отдельности, а затем, если оба верны, определите, верна или нет причинная связь между ними. При ответах используйте приведный ниже код.
Ответ Утверждение 1 Утверждение 2 Связь
A Верно Верно Верна
B Верно Верно Неверна
C Верно Неверно Неверна
D Неверно Верно Неверна
E Неверно Неверно Неверна

 

  1. Недостаточное потребление жиров приводит к снижению уровня жирорастворимого витамина К и, как следствие, к недостаточному синтезу плазменных факторов свертывания, ПОТОМУ ЧТО синтез в печени ряда плазменных факторов свертывания зависит от витамина К.
  2. Гепарин содержится почти во всех тканях организма, является естественным антикоагулянтом и играет важную роль в противосертывающей системе, ПОТОМУ ЧТО он усиливает действие антитромбина III и сам инибирует факторы свертывания.
  3. Система фибринолиза обеспечивает растворение образовавшихся в процессе гемостаза тромбов, ПОТОМУ ЧТО во время процесса фибринолиза под действием ряда факторов плазмин превращается в плазминоген, который расщепляет фибрин до растворимых пептидов
СРСП № 10
Тема: Пневмотахиметрия
Цель: Ознакомить студентов с терминами связанными с дыхательной системой, изучить акт выдыхаемого и вдыхаемого воздуха
Задания: Изучить методы исследования деятельности органов дыхания
Форма выполнения: Слайд шоу
Задания по теме:
  1. основные процессы дыхания
  2. наружное дыхание
  3. эластичность легких
  4. пневматоракс и ее виды
  5. изменения в альвеолярном давлении
  6. деление кислородной массы
  7. деление массы углекислого газа
  8. газообмен в тканях
Раздаточный материал: Плакаты: «Дыхательной системы», плакаты «вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. что исследуют с помощью пнвмотахиметрии?
  2. как происходит вентиляция альвеол?
  3. что такое мертвое пространство?
  4. объясните физиологическое значение мертвого пространства
  5. объясните значение воздухоносных путей при дыхании

 

СРСП № 11
Тема: Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.
Цель: Дать понятие о выдыхаемом и о вдыхаемом воздухе, о состова воздуха, обяснить о свойствах и о структуре воздуха.
Задания: Изучить механизмы регуляции дыхания
Форма выполнения: Презентация
Раздаточный материал: Плакаты: «Дыхательной системы», плакаты «вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Задания по теме:
  1. основные процессы дыхания
  2. наружное дыхание
  3. эластичность легких
  4. пневматоракс и ее виды
  5. изменения в альвеолярном давлении
  6. деление кислородной массы
  7. деление массы углекислого газа
  8. газообмен в тканях
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. назовите виды дыхания
  2. объясните физиологическое значение акта вдоха
  3. объясните физиологическое значение акта выдоха
  4. назовите состав вдыхаемого воздуха
  5. назовите состав выдыхаемого воздуха
  6. назовите состав альвеолярного воздуха
  7. объясните разницу в составе между вдыхаемым, выдыхаемым и альвеолярным воздухом
  8. объясните механизмы возбуждения дыхательного центра
СРСП № 12
Тема: Основные принципы переливания крови
Цель: Дать четкое понятие о роли сердечно- сосудистой системы№ их связь с нервной системы
Задания: Изучить состав крови по группам и их значение для организма
Форма выполнения: Презентация
Раздаточный материал: Плакаты кровообращения, плакаты сердечно –сосудистой системы, муляж сердца
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. как происходит деление групп крови по наличию агглютининов?
  2. как происходит деление групп крови по наличию агглютиногенов?
  3. что называют одноименными агглютининами и агглютиногенами?
  4. назовите принципы определения групп крови
  5. назовите принципы определения резус – фактора
  6. какие возникают осложнения после переливания несовместимой крови по группой или резусной принадлежности?
  7. объясните мехнизмы возникновение резус – конфликта?
СРСП № 13
Тема: Коагуляционный гемостаз
Цель: Дать четкое понятие о роли сердечно- сосудистой системы, их связь с нервной системы
Задания: Изучить физиологию свертывающей и противосвертывающей систем
Форма выполнения: Тезисный конспект
Раздаточный материал: Плакаты ССС, кровообращения, муляж сердца
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Что такое гемостаз?
  2. Назовите виды гемостаза
  3. Объясните роль факторов свертывания крови в гемостазе?
  4. Охарактеризуйте I фазу коагуляционного гемостаза
  5. Охарактеризуйте II фазу коагуляционного гемостаза
  6. Охарактеризуйте III фазу коагуляционного гемостаза
СРСП № 14
Тема: Плазменные факторы свертывания крови. Фибринолиз.
Цель: Дать понятие студентам о деятельности крообращения, и о роли сердца в сосудистой системе.
Задания: Изучить физиологию крови
Форма выполнения: Зарисовка в альбом
Раздаточный материал: Плакаты кровообращения, плакаты ССС, муляж сердца
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Что такое поазменные факторы свертывания крови?
  2. Назовите плазменные факторы свертывания крови
  3. Дайте характеристику I, II, III факторам свертывания крови
  4. Дайте характеристику IV, V, VI факторам свертывания крови
  5. Дайте характеристику VII, VIII, IX факторам свертывания крови
  6. Дайте характеристику X, XI, XII факторам свертывания крови
  7. Что такое фибринолиз?
СРСП № 15  
Рубежный контроль Тестирование

КРЕДИТ 2

СРСП № 1  
Тема: Физиологические свойства сердечной мышцы
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в физиологических процессах, проткающих в сердечной мышце
Задачи обучения: Изучение основных свойств сердечной мышцы
Формы проведения: Работа в малых группах.
Задания по теме:
  1. элекрическая активность клеток миокарда
  2. сердечный цикл
  3. рефрактерная фаза миокарда и экстрасистола
  4. электрокардиограмма
  5. сопряжение возбуждения и сокращения
Раздаточный материал:
  1. плакаты: «Наложение электродов при стандартных отведениях электрокардиограммы и кривые, получаемые при этом», «Схема свзи распространения возбуждения в сердце и возникновением некоторых рубцов электрокардиограммы и электрокардиограммы в трех стандартных отведениях»
  2. таблицы: «Процесс сокращения миофибрил», «Схема взаимоотношения между актином, тропомиозином и миозином при мышечном сокращении»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Назовите физиологические свойства сердечной мышцы
  2. В чем заключаетс сущность элекрической активности миокарда?
  3. Что такое электрокардиография?
  4. Что такое электрокардиограмма?
  5. Что такое фонокардиография?
  6. Объясните физиологическое значение рефрактерной фазы миокарда
  7. Что такое экстрасистола?
  8. Назовите фазы сердечного цикла
Ситуационные задачи: Задача № 1 У обследуемого юноши, 16 лет, в состоянии покоя (лежа) зарестрированы ЭКГ во II стандарном отведении и фонокрдиограмма (ФКГ) при положении микрофона в области проекции верхушки сердца. На фонокардиограмме выделены два компонента осцилляций (звуковые феномены), соответсвующие: первый – вершине зубца R на ЭКГ, второй – зубцу Т на ЭКГ Вопросы:
  1. Дайте интерпретацию эарегистрированным звуковым феноменам
  2. Какова природа их происхождения?
  Задача № 2 У обследуемого проведена проба физической нагрузкой – степ – тест (восхождение на ступеньку высотой 45 см в течении 5 минут) с регистрацией АД и ЧСС в исходном состоянии и ежеминутно в течении 5 минут восстановительного периода
Показатели Исходное состояние 1 – я минута восстановления 5 – я минута восстановления
АДС      
АДД      
ЧСС      

В конце проведения пробы обследуемый начал жаловаться на одышку, сердцебиение; пробу прекратили на 5 – ой минуте ее выполнения

Вопросы:

  1. В чем заключается физиологический смысл нагрузочной пробы с физической нагрузкой (на тестирование каких механизмов она направлена)?
  2. Для каких целей ее можно использовать, и есть ли огрничения ее применения?
  3. Как можно оценить реакцию пациента на физическую нагрузку, с чем она может быть связана?
СРСП № 2  
Тема: Механизмы потоотделения и его физиологическое значение
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в процессах потоотделения
Задачи обучения: Изучение физической терморгуляции
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме: Физическая терморегуляция
Раздаточный материал: Плакаты «Схема мехнизмов потоотдеения»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Из каких процессов состоит терморегуляция?
  2. Что такое теплоизлучение?
  3. Что такое конвекция?
  4. Как изменяется тонус кровеносных сосудов при повышенной температуре окружающей среды?
  5. В чем заключается значение потоотделения для организма человека?
  6. Как происходит реуляция потоотделения?
  7. Как влияет температура окружающей среды на процесс потоотделения?
Ситуационные задачи: Задача № 1 Человек в течении 10 минутнаходится в паровой бане, и с него обильно стекает пот. Температура воздуха составляет 450 С, влажность равна 100%. Вопросы:
  1. Каков верхний предел внутреней температуры тела человека?
  2. Осущетсвляется ли теплоотдача в данных условиях?
  3. Опишите механизмы поотделения, состав пота, его роль в теплоотдаче, а так же влияние атропина на работу потовых желез?
  Задача № 2 Человек находится на санаторно – курортном лечении в условиях степного климата (сухой, с высокой темпратурой окружающей среды) Вопросы:
  1. Охарактеризуйте теплоотдачу в условиях степного климата
  2. Что произойдет с теплопродукцией в данных словиях?
  3. Охарактеризуйте роль поверхностных сосудов в терморегуляции

 

СРСП № 3  
Тема: Роль юкста – гломерулярного аппарата в организме человека
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в процессах подержания гомеостаза
Задачи обучения: Изучение функции почек
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме:
  1. юкста – гломерулярный аппарат
  2. функции юкста – гломерулярного аппарата
  3. инкреторная функция почек
Раздаточный материал: Схема «Строение юкста – гломрулярного комплекса», «Схема механизма действия альдостерона на реабсорбцию натрия»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 1. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Где располалагется юкста – гломерулярный аппарат?
  2. В чем заключается инкреторная функция почек?
  3. Объясните механизм действия ренина еа организм?
  4. Объясните действие ангиотензина?
  5. Объясните механизм превращения ангеотензина I в ангиотензин II
  6. Объясните действие урокиназы на организм человека?
  7. В чем заключается метаболическая функция почек?
  8. Что такое почечный клиренс и его норма?
Ситуационные задачи: Задача № 1 Экперементальное животное (крыса) находится в клетке, где имеется свободный доступ к корму и воде. Животному введена микродоза ангиотензина II в боковые желудочки мозга Вопросы:
  1. Какое поведение животного можно будет наблюдать?
  2. Какие клинические ситуации могут привести к повышению уровня эндогенного ангиотензина II в плазме крови и ликворе?
  Задача № 2 Известно, что у вещества А почечный клиренс равен 56%, у вещества В – 99% Вопросы:
  1. Какое из них можно применять для оценки величины почечого кровотока?
  2. Какой еще показатель необходимо знать для расчета поченого кровотока?
  3. Какова объемная скорость кровотока через почки?

 

СРСП № 4  
Тема: Физиология промежуточного мозга
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в функциях и деятельности промежуточного мозга для организма человека
Задачи обучения: Изучение деятельности частей промежуточного мозга
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме:
  1. Функции таламуса
  2. Функции таламуса
  3. Функции гипоталамуса
Раздаточный материал: Плакат «Промежуточный мозг», таблица «Функции промежуточного мозга»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Назовите функции продолговатого мозга
  2. Как происходит нейронная организация таламуса?
  3. Как происходит нейронная организация гипоталамуса?
  4. Назовите функции гипоталамуса
  5. Какие центры располагаются в гиполамусе?
Ситуационные задачи: Задача № 1 В эксперименте на кролике электрическое раздражение гипоталамуса, таламуса и ретикулярной формации вызывает характерные изменения электрической активности коры головного мозга Вопросы:
  1. В чем состоят эти изменения при раздражении гипоталамуса?
  2. Таламуса?
  3. Ретикулярной формации?

 

СРСП № 5  
Тема: Координация движений
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в процессах формирования координации движения и его значение для организма
Задачи обучения: Изучение функций мозжечка
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме: Физиология мозжечка
Раздаточный материал: Плакат «Мозжечок», таблица «Функции мозжечка»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Какие части выделяют в мозжечке?
  2. Как происходит нейронная организация мозжечка?
  3. Какую функцию выполняют клетки Гольджи?
  4. Назовите функции красного ядра
  5. К каким последствиям приводит полное удаление мозжечка?
  6. К каким последствиям приводит нарушение деятельности мозжечка?
Ситуационные задачи: Задача № 1 В эксперименте у собаки проведено полное удаление мозжечка Вопросы:
  1. Какие нарушения поведения наблюдаются при этом у животного?
  2. Какие функции выполняет мозжечок?
  3. С какими структурами мозга связан мозжечок, и какое функциональное значение имеют эти связи?

 

СРСП № 6  
Тема: Механизмы образовния условных рефлексов
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в формировании высшей нервной деятельности человека
Задачи обучения: Изучение механизмов образования условных рефлексов
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме:
  1. различия безусловных и условных рефлексов
  2. классификация условных рефлексов
  3. правила образования условных рефлексов
  4. сигналы условного рефлекса
Раздаточный материал: Плакаты: «Схематическое изображение обстановки исследования условных пищевых рефлексов», «Гипотезы формирования условного рефлекса»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Назовите отличительные особенности условных рефлексов
  2. Дайте характеристику классификации условных рефлексов
  3. Назовите компоненты условного рефлекса
  4. Назовите основные правила образования условных рефлексов
  5. Какие сигналы формируют условный рефлекс?
  6. Как зависит величина условного рефлексы от силы раздражителя?
  7. Назовите условные рефлексы второго и третьего порядка
Ситуационные задачи: Задача № 1 На опыты по изучению пищевых условных рфлексов привели двух собак. Перед началом одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обоих собак пищевые условные протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, пищевые условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. Вопросы:
  1. Какой процесс в ЦНС вызвал исчезновение пищевых условных рфлексов?
  2. Как называется данный процесс в данной ситуации?
  3. Какой фактор вызвал исчезновение условных рефлексов?
  Задача № 2 У собаки выработали условный пищевой рефлекс (выделение слюны) на условный раздражитель в виде светящегося круга. При включении раздражителя в виде светящегося эллипса также выделялась слюна (пища не предъявлялась). После нескольких включений светящегося эллипса слюна перестала выделяться. Вопросы:
  1. Что произошло с условным рефлексом при включении светящегос эллипса?
  2. Можно ли восстановить условный рефлекс при включении светящегося эллипса?
  3. Как изменится поведение собаки, если постепенно светящийся эллипс приближать по форме к светящемуся кругу?
СРСП № 7  
Тема: Физиология вкусовой, обонятельной и тактильной рецепции
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в физиологии анализаторов человека
Задачи обучения: Изучение свойств и функций вкусовых, обонятельных и татильных рецепторов
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме:
  1. обонятельный анализатор
  2. вкусовой анализатор
  3. соматосенсорный анализатор: кожная и болевая рецепция
Раздаточный материал:
  1. Плакат «Вид кожных рецепторов», «Мышечное веретено», «Схема строения обонятельного эпителия по данным микроскопии»
  2. Таблицы «Развитие болевого ощущения во времени», «Корковое представительство кожной чувствительности»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Что такое сомтосенсорный анализатор?
  2. Как происходит адаптация кожных рецепторов?
  3. Объясните механизм температурной рецепции?
  4. Объясните механиз татильной рецепции?
  5. Объясните механизм восприятия болевой чувствительности
  6. Как происходит переработка соматосенсорной информации?
  7. Объясните механизм восприятия запахов у человека
  8. Объясните механизм восприятия вкуса у человека?
  9. Назовите функции висцеральных анализаторов
Ситуационные задачи: Задача № 1 Человека длительное время находился в условиях постепенного и медленного снижения температуры окружающей среды. Он не испытывал ощущения холода, но произошло обморожение конечностей Вопросы:
  1. Какие параметры изменения температурного воздействия являются необходимыми для повления соответствующего температурного ощущения?
  2. Почему чувствительность Холодовых рецепторов была снижена?
  3. Дайте физиологическую интерпретацию описанному отсутствию ощущения холода при наличии обморожения
  Задача № 2 Человек обратился к врачу с жалобами на боль в левой руке, лопатке, эпигастральной области. После сбора анамнеза и осмотра больной был направлен на обследование к кардиологу Вопросы:
  1. Почему при заболеваниях сердца человек может ощущать боль в указанных областях?
  2. Каков механизм отраженной боли?
  3. По каким волокнм передается ноцицептивная афферентация?

 

СРСП № 8  
Тема: Механизмы образования дальнозоркости и близорукости
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в функциях органов чувств
Задачи обучения: Изучение мехнизмов действия органа зрения
Формы проведения: Работ в малых группах
Задания по теме:
  1. Аккомодация глаза
  2. Аномалии рефракции глаза
  3. Структура и функция отдельных слоев сетчатки
  4. Оптическая система глаза
Раздаточный материал: Плакаты: «Механизмы акомодации», «Схема рефракции в нормальном, близоруком и дальнозорком глазу»  
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы:
  1. Назовите функции зрительного анализатора
  2. Дайте физиологическую характеристику оптической системе глаза
  3. Что такое аккомодация глаза?
  4. Назовите механизм возникновения старческой дальнозоркости
  5. Как возникает у человека дальнозоркость?
  6. Как возникает у человек близорукость?
  7. Назовите функции сетчати глаза
Ситуационные задачи: Задача № 1 Если надеть на человека призматические очки, то в зрительном поле произойдет кажущееся смещение объективов. Это приведет к различным нарушениям сенсомоторной координации: например, человек не сможет точно положить палец на предемет, который он видит. Однако если носить очки достаточно долго, то произойдет перестройка, и приблизительно через несколько часов ошибки такого рода почти полностью исчезают Вопросы:
  1. Какой отдел анализатора играет основную роль в такой перестройке?
  2. Принимают ли участие в этом процессе другие области коры головного мозга?
  3. Какой механизм лежит в основе указанной перестройки?
СРСП № 9  
Тема: Физиологическое значение ЖВС – надпочечники, поджелудочная железа, половые железы
Цель: Сформировать у студентов знания и умение свободно ориентироваться в функциях желез внутреней секреции – надпочечников, поджелудочной железы, половых желез
Задачи обучения: Изучение действий гормонов на организм эндокринных желез – надпочечников, поджелудочной железы, половых желез
Формы проведения: Работа в малых группах
Задания по теме:
  1. внутренняя секреция поджелудочной железы: гормоны поджелудочной железы, регуляция внутреней секреции поджелудочной железы
  2. внутренняя секреция ндпочечников: мозговое вещество надпочечников – физиологическое значение адреналина и норадреналина, нервная регуляция внутрисекреторной функции надпочечников; корковое вещество надпочечников – гормоны коркового вещества надпочечников и их действие на организм
  3. внутренняя секреция половых желез: место образования гормонов половых желез, регуляция деятльности половых желез, женский половой цикл, действие половых гормонов на организм человека
Раздаточный материал: Таблица «Железы внутренней секреции, выделяемые ими гороны и их физиологический эффект»
Литература: 3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 4. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы: 1. Дать характеристику эндокринной функции поджелудочной железы 2. Дать характеристику женских половых желез 3. Дать характеристику мужских половых желез 4. Дать характеристику действия гормонов мозгового слоя надпочечников 5. Дать характеристику действия гормонов коркового слоя надпочечников Ситуационные задачи: Задача № 1 После отборочного тура к международному конкурсу бальных танцев были допущены стажеры и танцевальные пары, имеющие опыт выступления на престижных конкрсах. Перед вытсуплением в обеих группах возрос уровень адреналина, у некоторых из их стажеров в 10 раз. Вопросы: 1. Какое физиологическое и метаболическое действие оказывает адреналин на органы – мишени? 2. Как изменяется уровень глюкозы в крови при повышении концентрации адреналина в крови? 3. Какой процесс протекает в печени при действии адреналина? 4. Как происходит обеспечение энергией сердечной мышцы при сильном эмоциональом стрессе?   Задача № 2 Пациент пернес в результате бытовой травмы значительную кровопотерю, которая сопровождалась понижением артериального давления крови Вопросы: 1. Действие каких гормонов можно рассматривать как «первую линию защиты» при понижении кровяного давления, вызванного кровопотерей? 2. Какие гормоны способствуют восстановлению объема массы крови на поздних сроках после травмы? 3. Физиологические эффекты какого из двух гормонов – вазопрессина или альдостерона – развиваются на поздних этапах восстановления уровня кровяного давления?

 

СРСП № 10
Тема: Роль эмоций, классификация биоритмов, сознание
Цель: Ознакомить студентов с центральной нервной системой, объяснить о роли
Задания: Изучить особенности высшей нервной деятельности Анализ первоисточников
Форма выполнения: Устный или письменный отчет по результатом анализа.
Критерии выполнения: · Тема выполненной работы · Анализируемый источник · Тезисы по основным разделам источника · Собственные выводы
Раздаточный материал: Плакаты нервной системы, муляж мозга
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы: 1. Что такое эмоции? 2. Назовите классификацию эмоций 3. Объясните механизмы формирования положительных эмоций 4. Объясните механизмы формирования отрицательных эмоций 5. Как влияют эмоции на организм человека? 6. Как происходят взаимоотношения между процессами высшей нервной деятельности, обеспечивающими возникновение сознания и подсосзнания? 7. Что такое биоритм? 8. Назовите клсификацию биоритмов 9. Дайте характеристику физиологическим биоритмам

 

СРСП № 11
Тема: Функциональные особенности деятельности отделов вегетативной нервной системы
Цель: Обьяснить студентам о роли в деятельности организма вегетативной нервной системы, сформировать у студентов о разделах
Задания: Изучить физиологические свойства периферической нервной системы
Форма выполнения: Составление портфолио.
Задания по теме: Структура: · Титульный лист · Схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии и т.д. · Комментарии к наглядностям Формат - А 4; поля: левое 3 см., верхние и нижние по 2 см., правое 1,5 см..; шрифт 14, интервал 1.
Раздаточный материал: Плакаты нервной системы, муляж мозга
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы: 1. назовите основные физиологические свойства вегетативной нервной системы? 2. перечислите свойства волокон вегетативной нервной системы 3. как происходит передача импульсов в синапсах вегетативной нервной системы? 4. каково влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на функцию органов? 5. где расположены центры регуляций вегетативных функций? 6. объясните значение отделов ЦНС в регуляции вегетативных функций

 

СРСП № 12
Тема: Мышечная и суставная рецепция (проприорецепция)
Цель: Ознакомить студентов с органами чувств и дать понятие о их роли в организме.
Задания: Изучить физиологию органов чувств
Форма выполнения: Подготовка тезисного конспекта на тему: «Мышечная и суставная рецепция (проприорецепция)»
Задания по теме: Краткий, письменный конспект в рабочей тетради по дисциплине. Аккуратность, разборчивость, соблюдение полей, абзацев. · Тема конспекта · План конспекта · Тезисы по основным вопросам темы · Источник конспекта
Раздаточный материал: Плакаты: «Органы чувств»
Литература: 1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002. 2. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.
Контроль: Вопросы: 1. Назовите специализированные рецепторы 2. Что такое мышечные веретена? 3. Как мышечные веретена реагируют на периферическое воздействие? 4. Как мышечные веретена реагируют на центральное воздействие? 5. Назовите физиологические особенности сухожильных рецепторов 6. Назовите физиологические особенности суставных рецепторов

 

СРСП № 13
Тема: Переработка соматосенсорной информации
Цель: Дать четкое понятие студентам о роли в организме органов чувств и их функции
Задания: Изучить физиологию органов чувств
Форма выполнения: Слайд шоу
Задания по теме: · Тема выполненной работы · Анализируемый ист

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow