Эмоциональная основа обучения

Обучение всегда должно учитывать отработанную эволюцией схему: от потребности к ее удовлетворению. В этом случае отрицательная эмоция, сопровождающая потребность, завершается положительной эмоцией ее удовлетворения. При повторениях этого цикла положительные эмоции включаются в аппарат предвидения потребного результата — акцептор результата действия. На этой основе формируется оптимистическая целенаправленная личность. В этом случае человек предвидит радость достижения результата, способствующего удовлетворению его потребности, и стремится к нему, преодолевая нередко сложные препятствия. Эти процессы в наиболее отчетливой форме проявляются при обучении ребенка.

Медицинские аспекты эмоций

Любая эмоция имеет выход не только в восходящем направлении — на кору мозга, проявляясь в форме психической деятельности человека, но и в нисходящем направлении — практически на все органы и ткани организма.

Периферические компоненты эмоций

Эмоциональное возбуждение распространяется в нисходящем направлении из лимбических структур через соматическую, вегетативную нервную систему и через соответствующие биологически активные вещества и гормоны на скелетную мускулатуру, эндокринные железы и внутренние органы.

Вследствие генерализованного распространения на периферические органы любая эмоция охватывает практически весь организм.

Произвольные и непроизвольные периферические компоненты эмоций

Периферические компоненты эмоций можно разделить на две группы: произвольные, или произвольно регулируемые компоненты эмоций и непроизвольные компоненты эмоций. К произвольно регулируемым компонентам эмоций относятся, прежде всего, общедвигательные реакции, мимические реакции, слезоотделение, звуковые реакции животных и речевые реакции у человека, которые сопровождают субъективные переживания, причем часто очень выразительно. К этой же группе эмоций относятся слезоотделение и дыхание. К нерегулируемым компонентам относятся работа сердца, изменение просвета сосудов, изменение состояния пищеварительного тракта, особенно его гладкой мускулатуры, гладкомышечных сфинктеров, гладкой мускулатуры легких, потоотделение и др.

Обратные влияния периферических органов

От внутренних органов в эмоциогенные центры мозга поступает обратная афферентация, которая связывает периферические органы с соответствующими центрами в функциональные различные системы.

Отрицательные эмоции в генезе психосоматических заболеваний

В медицинском плане опасны эмоции отрицательного характера, на их основе формируются психосоматические заболевания.

Для отрицательных эмоций характерен ряд нежелательных свойств:

1). Отрицательные эмоции обладают длительным последействием, нередко продолжаясь в течение ряда часов и дней даже после прекращения действия раздражающих факторов.

2). Отрицательные эмоции способны суммироваться, т.е. при повторных возникновениях их продолжительность существенно увеличивается.

3). Отрицательные эмоции при частых и повторных проявлениях способны переходить в форму стационарного, устойчивого возбуждения мозга — в застойную форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: