Профилактика последствий эмоциональных стрессов

Снятие нежелательных последствий отрицательных эмоций и предупреждение их перехода в «застойное» состояние может быть достигнуто несколькими путями:

1) отрицательная эмоция может быть значительно ослаблена при переключении взволнованного человека на интенсивную мышечную деятельность;

2) эффективно переключение на любимую работу, в которой человек достигает удовлетворения, получает положительные эмоции;

3) антистрессорную роль в жизни современного человека играет так называемое хобби (коллекционирование, работа на садовом участке и др.). Хобби позволяет человеку получить положительное эмоциональное удовлетворение и разорвать непрерывную последовательность отрицательных эмоциональных переживаний. Положительные эмоции, каким бы путем они ни достигались, в корне разрушают ранее сложившееся эмоциональное возбуждение отрицательного характера и препятствуют тем самым его суммации;

4) имеются и другие физические способы ликвидации нежелательных последствий отрицательных эмоций, такие как плавание, процедура сауны, прием антиоксидантов и др.;

5) некоторые олигопептиды, например вещество П, пептид, вызывающий дельта-сон, бета — эндорфин, пролактин и др. повышает устойчивость к эмоциональным стрессам.

Истинная профилактика нежелательных последствий отрицательных эмоций заключается в том, чтобы не дать в определенной ситуации отрицательной эмоции возникнуть вообще. В этом заключается истинное воспитание отрицательных эмоций, культура эмоций в широком смысле слова, истинно человеческое, осознанное и ответственное, отношение к обстоятельствам.

Воспитание эмоций

Эмоции животных изначально безудержны. Почти то же наблюдается у детей, чьи эмоции естественны и откровенны. Взрослый же человек часто вынужден сдерживать свои чувства и не дать им проявиться в определенной обстановке.

Торможение эмоций — довольно трудный процесс. Однако в этом случае эмоциональное возбуждение продолжает распространяться на внутренние органы, приводя, в конце концов, к нарушению функций отдельных из них.

Воспитание отрицательных эмоций должно заключаться не в умении подавлять их внешнее выражение, а в умении не позволять отрицательной эмоции в определенной обстановке возникнуть вообще. Эмоции так же поддаются воспитанию и тренировке, как и мышцы. Главная задача воспитания отрицательных эмоций состоит в том, чтобы в различных конфликтных ситуациях выработать умение более сильным социальным побуждением подавлять отрицательную эмоциональную реакцию.

В то же время необходимо помнить, что отрицательные эмоции — источник внутренней энергии, побуждающая сила преодоления трудностей. Отрицательные эмоции способствуют целенаправленной деятельности, поэтому они необходимы для нормальной жизни.

Однако отрицательные эмоциональные переживания не должны быть длительными и непрерывными, а только эпизодическими. В этом случае после периода эмоционального напряжения механизмы саморегуляции успешно восстанавливают нормальную жизнедеятельность. В противном случае отрицательные эмоции становятся источником психосоматических заболеваний.

 

Литература:

[12] Стр. 13 – 19.

[18] Стр. 682—685.

Лекция 28

Мотивации

1. Понятие мотивации.

2. Классификация мотиваций.

3. Общие свойства биологических мотиваций:

а) генетическая детерминированность;

б) соотношения внутренних и внешних факторов;

в) системная организация мотиваций.

4. Теории мотиваций.

а) общие теории;

б) физиологические теории.

5. Механизмы формирования биологических мотиваций.

а) трансформация внутренней потребности в мотивационное возбуждение;

б) свойства мотивационных центров;

в) отражение мотивации в электрической активности мозга.

6. Мотивация как особое состояние мозга.

7. Мотивации и эмоции.

8. Свойства мотивационного состояния.

а) химическая специфика;

б) корково-подкорковая интеграция в структуре мотивационного возбуждения;

в) пейсмекерная роль гипоталамических центров в структуре доминирующей мотивации;

г) молекулярная интеграция мотивационного возбуждения;

д) механизмы трансформации мотивации в целенаправленное поведение.

9. Мотивация и память.

10. Направляющий компонент доминирующей мотивации.

11. Мотивации и подкрепление.

12. Биологические мотивации в формировании личности.

13. Патологические мотивации.

 

Мотивация — вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности.

Среди разнообразных форм поведения встречаются такие, когда человек или животное не только реагируют на внешние воздействия, но активно ищут определенные объекты внешней среды. Поиск этот осуществляется весьма настойчиво, с большими затратами энергии и преодолением различных препятствий на пути к цели.

Такие формы активной целенаправленной деятельности были названы И.П.Павловым основными влечениями организма. Термин «влечение» в последние годы употребляется редко. Чаще используют синонимы — «побуждение», или «мотивация» (mover — движение, побуждение). В зарубежной литературе часто применяется понятие «драйв», соответствующее понятию «основные влечения» организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: