Нейрофизиологические аспекты речи (латерализация и центры речи). Развитие речи и пластичность речевой функции в онтогенезе

Развитие речевой д-ти - многоступенчатый процесс. Ребенок рождается с набором морфологических структур, обеспечивающих в течение первых 3 лет жизниформ-ие функции речи. Развитие речевой ф-ции происходит в соответствии с опред. с-мой языка, к-ая строится на основе интонационных структур и фонемного состава, усваиваемых ребенком как на уровне понимания, так и на уровне его собственной активной речи. Дети в раннем, доречевом периоде развития также издают звуки, но это звуки врожденные, одинаковые для детей всех народов с различными языками, культурой. На каком бы языке не говорили мать и в будущем ее ребенок, он до того, как овладел речью, издает звуки, по к-ым мать может понять, что он голоден, у него что-то болит и т.п. Но этим звукам его никто не обучал; он их издает не потому, что хочет нечто сообщить, он лишь непроизвольно выражает ими то или иное свое состояние. При всем отличии звуков речи от доречевых звуков, от лепета ребенка эти звуки образуют основу для возникновения первых слов. В доречевых звуках ребенка преобладают те, произносительный аппарат к-ых наиболее близок к механизму сосания. Эти губные звуки сп-ют возникновению слов «мама», «папа», «баба», очень сходных на разных языках. В дальнейшем ребенок овладевает специфич. звуками речевого языка. Ребенок при нормальном развитии учится артикулированию на основе слух. восприятия речи окружающих. Даже нерезко выраженное снижение слуха у ребенка может затруднить овладение речью. Структуры звуков речи, фонем и их соединений закрепляются на основе образовавшихся кинестетических стереотипов. И.П.Павлов говорил: «Слово состоит из трех компонентов: кинестетического, звукового и зрительного». Зрительно ребенок воспринимает нек-ые движения речевого аппарата окружающих, и это играет роль в построении им артикуляционного процесса. Очевидна роль зрит. анализатора в процессе овладения письменной речью, при обучении глухих как жестовой, так и звуковой речью.

Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним при любом контакте во время его бодрствования. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать объяснением всех манипуляций, несмотря на то что ребенок еще не только не говорит, но на ранних этапах онтогенеза и не понимает, что ему говорят. Когда ребенок научится говорить и произносить отдельные слова, искажая их произношение, взрослые ни в коем случае не должны подражать этому искажению, чтобы предотвратить развитие «птичьего» языка, тормозящего развитие и речи, и мышления. Следует всегда помнить: чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к разговору, тем быстрее и лучше он овладевает речью и тем быстрее развивается его мышление. Критическим возрастом для овладения речью яв-ся возраст до 10 лет. Позднее сп-ть к развитию нейронных сетей для построения центра речи утрачивается. Сам процесс развития речи делят на подготовительный период, вкл. крик, гуление и лепет; период понимания речи взрослых и использование в активной речи слов-предложений: овладение фразовой речью.

Первые функциональные связи в соответствующих морфологических структурах возникают при крике новорожденного. Акустическая х-ка крика новорожденного несет в себе те же составляющие, что и звуки речи, совершается на тех же частотах, а значит, крик, воспринимаемый органами слуха ребенка, стимулирует функциональную активность речевых зон коры.На протяжении первых месяцев жизни крик приобретает второе сигнальное значение, так как он вызывает те ответные действия взрослых, которых требует данная ситуация: например, ребенок кричит от голода, но замолкает, будучи взят на руки для кормления. С возрастом речевая функция быстро развивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: