Развитие формы государственного единства

В данный период происходят большие изменения в организации государственного единства. Она развивается под воздействием двух групп факторов — внутренних и внешних. Главным внутренним источником развития формы государственного единства явилось становление новой исторической общности людей— советского народа, неуклонное развитие социалистических наций и народностей.

Строительство социализма создало условия для бурного развития ранее отсталых народов. Вместе с экономическим и культурным подъемом совершенствовалась политическая жизнь национальных окраин. Народы, ранее не имевшие своей государственности, получили возможность создать ее на советской основе. При этом образование новых государственных единиц не влекло за собой ослабление Союза ССР в целом. Все вновь образующиеся национальные государства не только не стремились обособиться, выделиться из Союза, но, напротив, тесно сплачивались в одну многонациональную семью.

На развитие формы государственного единства влияла и другая группа факторов— внешние, расширение территории Советского государства в 1939—1940 гг., имевшее различную природу.

Происходит изменение количества союзных республик, их границ и правового статуса. В результате принятия новой Конституции Союза одна союзная республика была упразднена (ЗСФСР), но возникло пять новых членов Советского Союза.

Образование Закавказской Федерации в 1922 г. было вызвано определенными объективными причинами, о которых уже говорилось. Труднее раскрыть причины ее упразднения. В литературе принято считать основной из них изменение исторической обстановки, достижение тех целей, для которых создавалась ЗСФСР. Если раньше республики подталкивала к объединению скудность имевшихся ресурсов каждой из них", то теперь бедность Закавказья ушла в прошлое. Достаточно сказать, что по сравнению с 1913 г. крупная промышленность Азербайджана


 

==242

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

выросла в 6,8 раза. Экономические связи, и раньше сплачивавшие республики Закавказья, за годы строительства социализма, конечно, еще более укрепились. Одновременно возрос и удельный вес непосредственных связей каждой из них с соседними и другими союзными республиками. Главное же — отпала специфическая причина, вызывавшая в свое время необходимость объединения, — стремление к установлению национального мира, которого не было в Закавказье в первые годы Советской власти.

Вопрос о предыстории ликвидации ЗСФСР в исторической литературе освещен слабо. Интересные сведения на этот счет привел» свое время Д. Л. Златопольский: еще в 1931 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о Закавказской Федерации, в котором было указано, что Закавказский крайком ВКП(б) допустил чрезмерную централизацию в руководстве хозяйственным и культурным строительством1. Очевидно трения между руководителями Закавказских республик и Заккрайкомом, существовавшие еще в пору образования СССР, продолжали развиваться подспудно и в 1931 г. стали поводом для разбирательства в ЦК ВКП(б). В конце концов центробежные настроения в руководстве названных республик победили, и при подготовке новой конституции Союза удалось добиться нового решения этой проблемы.

Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен на июньском (1936 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) при обсуждении проекта новой Конституции Союза. Пленум высказал мнение, что ЗСФСР выполнила свою историческую задачу и поэтому может быть ликвидирована. Эта идея была реализована в Конституции СССР 1936 г., предусмотревшей непосредственное вхождение трех закавказских республик в состав СССР.

В феврале 1937 г. Чрезвычайный VIII Всегрузинский съезд Советов принял новую Конституцию республики как члена Союза ССР. В марте того же года Чрезвычайный IX Всеазербайджанский съезд Советов принял постановление о непосредственном вхождении Азербайджана в состав СССР. В Армении идея непосредственного вхождения в СССР была поддержана еще при обсуждении проекта Конституции Союза и закреплена в ее Основном законе, принятом 23 марта 1937 г. Чрезвычайным IX съездом Советов республики. Подобно Азербайджану и Грузии, в Армении на съезде Советов было принято специальное постановление «О ликвидации Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики», в котором говорилось: «Согласно 13 статье Конституции Союза ССР, по

' См.: Златопольский Д. Л. СССР — федеративное государство. М., 1967. С. 169.


 

==243

 


§ 3. Развитие формы государственного единства


которой устанавливается непосредственное вхождение Азербайджанской ССР, Грузинской ССР и Армянской ССР в Союз ССР, признать необходимой ликвидацию Закавказской Социалистической Республики и ее руководящих органов, выполнивших свою историческую роль»1. Таким образом, новый правовой статус Азербайджана, Армении, Грузии был определен не только общесоюзным законом, но и высшими органами самих республик Закавказья. В свете событий, произошедших в Закавказье полвека спустя, сам собою напрашивается вопрос: а не преждевременно ли была ликвидирована Закавказская Федерация. Возможно, ее существование могло бы послужить и дальше урегулированию национальных трений в этом, сложном с этнической точки зрения, районе.

Несколько по-другому вошли в состав СССР еще две новые союзные республики —Казахская и Киргизская, преобразованные из автономных.

Казахская государственность возникла в 1920 г., когда была образована в составе РСФСР автономная республика, получившая тогда название Киргизской. В 1921 г. к этой республике были присоединены две крупные губернии — Акмолинская и Семипалатинская. В 1924 г., в ходе национально-государственного размежевания Средней Азии, к Казахстану отошли значительные территории, примкнувшие к республике с юга, в том числе Семиреченская и Сыр-Дарьинская области. Территория республики выросла на 1/3, а население почти на полтора миллиона человек. Теперь все казахские земли были воссоединены.

Расширение территории республики, рост числа ее населения сопровождались увеличением удельного веса коренного населения в его общей численности. Если в момент провозглашения автономии казахи составляли 46,6% населения республики, то по переписи 1926 г. — уже 61,3%. Правда, впоследствии этот показатель заметно снизился. В 1925 г. было восстановлено исторически правильное название республики и ее населения. V съезд Советов Киргизской АССР постановил впредь именовать коренное население республики казахами, а саму республику — соответственно — Казахской.

Рост и укрепление Кахазской АССР побудил некоторых работников республики в ходе размежевания Средней Азии поставить вопрос о преобразовании ее в союзную. Но в 1924 г. это было еще преждевременным: отсталая экономика, плохие средства

' Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик//Сб. док. Т. VI. М., 1964. С. 464—465.


 

==244

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений, сообщения, почти сплошная неграмотность, патриархально-феодальные пережитки, слабость национальных кадров не позволили бы без помощи РСФСР успешно развивать республику.

Обстоятельства изменились к 1936 г. К этому времени Казахстан сделал громадный рывок вперед. Благодаря постоянной помощи всероссийских и всесоюзных партийных и государственных органов Казахстан уверенно догонял по своему потенциалу центральное районы страны. К концу второй пятилетки ранее крестьянский Казахстан стал индустриальным краем. Промышленная продукция республики теперь составила 57% от вала, удельный вес городского населения уже к концу первой пятилетки поднялся до 25%. Казахстан занял первое место в стране по добыче свинца, второе — по нефти, третье — по каменному углю. Дальновидность политики государства, направленной на развитие ранее отсталых, но богатейших районов, очень скоро проявит себя: в ходе Великой Отечественной войны именно Казахстан примет значительную долю нагрузки оккупированных врагом западных районов Союза.

Заметных успехов Казахстан добился и в сельском хозяйстве, где ему пришлось преодолевать громадные трудности. Здесь наряду с оседлыми земледельческими районами большое место занимали кочевые и полукочевые, в которых проводить коллективизацию было необычайно трудно. Пришлось начать с перевода кочевников-скотоводов на оседлость. Был создан специальный орган при СНК КАССР — Комитет оседания. Из бюджета Союза на это мероприятие были выделены специальные средства. Тем не менее политика перевода кочевого населения на оседлость отнюдь не увенчалась желаемым успехом. Больше того, она привела к массовой откочевке казахов даже за пределы нашей страны — в Китай. Туда переселилось 2 млн. человек. В ходе коллективизации было потеряно до 90% поголовья скота. В отличие от центральных районов страны в Казахстане пришлось первоначально применить более простые формы колхозов — ТОЗы. Темпы коллективизации тоже были различными для оседлых и кочевых районов. В 1932 г. в оседлых районах коллективизация была в основном завершена, в животноводческих же к этому времени объединилось лишь чуть больше половины хозяйств. С 1932 г., по ходу ликвидации известных перегибов, которые не обошли и этот регион, коллективизация пошла успешнее и в скотоводческих районах. В основном этот процесс завершился к концу

второй пятилетки.

Развивался и транспорт, столь важный для прежде бездорожного Казахстана. Особое место имело строительство знаменитого Турксиба, протянувшегося на полторы тысячи километров — расстояние, равное пути от Москвы до Берлина.


==245

 


§ 3. Развитие формы государственного единства


Развитие экономики вызвало и рост культуры в республике. С 1930 г. началось введение всеобщего начального обучения детей. Культурному подъему способствовало создание собственной письменности. Вместо прежнего арабского алфавита был введен сначала латинизированный, а потом и созданный на основе русского.

Росту экономики и культуры сопутствовало развитие национальной интеллигенции, национальных кадров, что позволило развернуть коренизацию, особенно активно — с 1926 г.

Идея преобразования Казахской республики в союзную впервые появилась в проекте новой Конституции СССР. Она получила одобрение трудящихся республики при всенародном обсуждении проекта. 5 декабря 1936 г. с принятием Конституции СССР Казахская республика стала союзной. В Казахстане стали готовиться к этому событию заблаговременно. Уже в июне 1936 г. Президиум ЦИК республики образовал комиссию для разработки проекта Конституции Казахской ССР. В феврале 1937 г. Президиум ЦИК Казахстана одобрил проект, подготовленный комиссией, и внес его на рассмотрение Чрезвычайного Χ съезда Советов республики. В марте Конституция была принята съездом.

Киргизский народ впервые получил собственную автономию в 1924 г., когда в ходе размежевания Средней Азии была образована Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР. Позже она была преобразована в Киргизскую автономную республику. Теперь Киргизия получала статус союзной республики. Как и в Казахстане, это было подготовлено успехами экономического и культурного развитии республики. Только в годы второй пятилетки в Киргизии вступило в строй 61 крупное предприятие. В 1937 г. колхозы объединили 87% всех крестьянских дворов. Во второй пятилетке ассигнования на просвещение возросли в пять раз по сравнению с первой пятилеткой'.

В 1936 г. была ликвидирована неграмотность населения (в возрасте от 18 до 50 лет). В Киргизии насчитывалось 1777 начальных школ, 150 неполных средних, 19 средних, 12 техникумов, 3 вуза.

Если за двадцать лет, предшествующих Октябрьской революции, численность киргизского населения уменьшилось на 30%, то за десятилетие с 1926 г. она выросла на 36,8%2. Киргизский народ, минуя стадию капитализма, стал социалистической нацией.

' См.: История национально-государственного строительства в СССР. 19 IT1978 гг. Т.I. С.354.

2 См.: Съезды Советов в документах. Т. VII. М., 1965. С. 802.


 

==246

Ç Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

Киргизия с воодушевлением встретила идею превращения в союзную республику. Это специально подчеркнул Чрезвычайный V съезд Советов республики 6 ноября 1936 г. 23 марта 1937 г съезд принял Конституцию суверенной Киргизии, а также специальное постановление о выборах нового высшего органа власти республики — Верховного Совета Киргизской ССР1.

Преобразование Казахстана и Киргизии в союзные республики обычно объясняется их экономическим и культурным подъемом, который несомненен, однако думается, что истинные причины этой реформы лежат где-то глубже. В литературе данная проблема всерьез еще не ставилась и не изучалась.

Другая группа новых членов Союза образовалась за счет внешнего фактора. В результате подписания мирного договора с Финляндией весной 1940 г. территория СССР несколько увеличилась. Большая часть новых земель была включена в состав Карельской АССР, территория которой резко возросла. Именно это обстоятельство было названо основной причиной преобразования Карельской АССР в союзную республику с измененным наименованием. В действительности причины преобразования были иные.

Уже в самом начале советско-финской войны, 2 декабря 1939 г., в газете «Правда» было опубликовано сообщение, что в занятом нашими войсками финском поселке Терийоки создано временное народное правительство Финляндской Демократической Республики во главе с коммунистом О. В. Куусиненом, альтернативное существующему правительству Финляндии. Оно было немедленно признано Советским Союзом, заключившим с ним Договор о взаимопомощи и дружбе2. По всей видимости, политики рассчитывали, что развитие событий позволит сбросить буржуазное правительство Финляндии и заменить его новым. Поскольку исход войны оказался не таким, как предполагалось, то была создана своеобразная юридическая фикция: вновь присоединенная к Советскому Союзу территории рассматривалась как находящаяся под властью правительства Куусинена. Будучи объединенной с Карелией, она и позволила провозгласить как бы объединенную Карело-Финскую союзную республику.

Летом 1940 г. на базе воссоединения молдаван была образована Молдавская ССР. Еще при образовании МАССР было специально отмечено, что ее западная и юго-западная границы определяются

' Съезды Советов в документах. Т. VII. М., 1965. С. 804—823. 2 См.: Донгаров А. Г. Война, которой могло не быть//Вопросы истории. 1990. № 5. С. 38.


 

==247

 


§ 3. Развитие формы государственного единства


государственной границей СССР. Это подчеркивало, что Советское правительство никогда не признавало границу по Днестру законной, постоянно добиваясь возвращения Заднестровья.

С оккупацией Бессарабии не мирилось не только Советское правительство, но и сами трудящиеся края. Уже в пору создания Молдавской АССР в Бессарабии вспыхнуло мощное Татарбунарское восстание, жестоко подавленное оккупантами.

Дело изменилось в 1940 г., когда окрепшее Советское государство, использовав благоприятную международную обстановку, потребовало от Румынии возвращения ему незаконно удерживаемой оккупантами Бессарабии. Правительству Румынии, как уже отмечалось, пришлось удовлетворить это требование. Большая часть Бессарабии была объединена с Молдавской АССР, молдавский народ воссоединился в одном государстве, которое получило статус союзной республики.

2 августа 1940 г. Верховный Совет СССР принял закон об образовании Молдавской ССР, что, по мнению исследователей, означало преобразование автономной республики в союзную1. Уместно Вспомнить, что Бессарабия, освобожденная русскими войсками от многовекового турецкого ига, была присоединена к Российской империи еще в начале прошлого века. Советская Россия, а затем Советский Союз, как правопреемники империи, сохраняли за собой полное право на эту территорию и после ее захвата Румынией в 1918 г.

Летом же 1940 г. число союзных республик выросло еще на три за счет установления Советской власти в Прибалтике.

После гибели власти Советов в Эстонии, Латвии и Литве, в 1919—1920 гг. там на долгие два десятилетия установилась диктатура буржуазии. Отрыв Прибалтики от России затормозил ее развитие. Если народы восточных окраин России, находившиеся ранее в состоянии неимоверной отсталости, за годы Советской власти совершили громадный рывок вперед в своем экономическом, культурном и политическом развитии, то по-иному обстояло дело в Прибалтике. Этот регион, который в Российской империи был одним из наиболее развитых, не отставая по многим показателям от Центра страны, в условиях господства националистической буржуазии заметно захирел. Буржуазия Эстонии, Латвии и Литвы взяла курс на расширение контактов с Западом и повернулась спиной к России, Советскому Союзу. Это не могло не отразиться пагубно на веками ориентированной на Россию

' См.: Иванов В. М., Костаки Г. И. Конституционное развитие Молдавской·. ССР. Кишинев, 1979. С. 94.


 

==248

 


Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений


экономике. Россия эффективно использовала потенциал промышленности и порты Риги, Таллина, Вентспилса. Западу нее все это было не нужно, для развитых европейских держав Прибалтика была лишь аграрно-сырьевым придатком. Больше того, экономические связи с Прибалтикой западной буржуазии вообще были мало интересны. Она видела в этом, по ее мнению, европейском захолустье преимущественно хороший плацдарм для нападения на страну Советов, откуда можно затевать всяческие интриги против нашей страны.

Лишенная российского сырья и российского рынка сбыта, чахла промышленность Латвии. В 1929 г. число рабочих в среднем на предприятие уменьшилось здесь в шесть раз по сравнению с 1913 г., объем промышленной продукции на одно предприятие — в восемь раз, — промышленность ощутимо измельчала. Умирала крупная промышленность — вагоностроение и судостроение. За все время буржуазного господства выпущено было всего три речных буксира. (Сократилось городское население. Это был явный признак деградации государства. Видный американский дипломат Дж. Кеннан, работавший в 20—30-х гг. в Прибалтике, описывает состояние Лиепаи: «Порт возник здесь в семидесятые годы с постройкой железной дороги, которая уходила в самое сердце хлебородных регионов, давая Украине выход к побережью Балтики. Город — продукт громадного экономического развития России в XIX веке... Теперь в нем мертвая тишина, здания таможни с разбитыми окнами, трава растет между камнями мостовых в порту, но еще высятся громады гранитных плит пирсов, установленных твердой рукой Российской империи, как будто им суждено ждать долгие годы швартовки кораблей. Иногда длинные стены из красного кирпича вдоль улиц прерывают претенциозные здания, резиденции владельцев. Теперь окна темны, двери замкнуты. Жизнь теплится только в сторожках прислуги, и этот простой факт символичен... Примитивное существование среди руин зданий, возведенных куда более высокой и блестящей цивилизацией».

Аграрные реформы, проведенные в прибалтийских буржуазных государствах за счет баронов и церкви, создали мощный слой кулачества. Но они оставили без земли десятки тысяч нуждающихся в ней батраков и бедняков. Например, в Латгалии из 52 тыс. желающих получить землю 30 тыс. ее вообще не получили.

Политика буржуазных правительств вызвала естественное сопротивление трудящихся. С 1921 по 1929 год количество стачек в Латвии утроилось. В Эстонии в 1924 г. вспыхнуло даже восстание таллинского пролетариата, жестоко подавленное.


 

==249

 


§ ',}. Развитие формы государственного единства


В условиях все возрастающего политического кризиса буржуазия прибалтийских государств пошла на установление фашистских диктатур. В 1934 г. по примеру нацистской Германии в прибалтийских республиках практически одновременно была установлена фашистская диктатура. Президенты — Пяте, Ульманис, Сметона взяли в свои руки единоличную власть. Были распущены парламенты, запрещены все, даже буржуазные, партии, введены ограничения демократических свобод.

С началом Второй мировой войны экономическое и политическое положение прибалтийских республик резко ухудшилось, связи с западными державами были оборваны германской блокадой Балтийского моря. Соответственно, например, в Латвии были введены карточки на сахар, бензин, керосин, ограничена продажа многочисленных видов товаров. Отсутствие сырья и топлива привело к свертыванию промышленного производства, росту безработицы и нищеты.

Однако, не только и может быть не столько экономические трудности поставили Прибалтику перед историческим выбором. Уже в 1939 г. стало ясным, что Эстония, Латвия, Литва находятся под угрозой захвата фашистской Германией. Нужно было или смиряться с этим, или опереться на Советский Союз и пойти под его покровительство. В этих условиях договоры о взаимопомощи, предложенные Советским Союзом республикам Прибалтики осенью 1939 г., явились верным шансом для них сохранить свою государственность. Получив согласие на размещение военных баз в Прибалтике и введя туда небольшие воинские контингенты, Советский Союз не вмешивался во внутренние дела прибалтийских республик. Войскам был отдан об этом строгий приказ. Вся западная печать придирчиво следила за нами и вряд ли кто мог упрекнуть Красную Армию в нарушении суверенитета прибалтийских государств. Отмечает это и американская писательница и журналистка А. Л. Стронг, бывшая очевидицей событий в Литве'.

К лету 1940 г. обстановка в Европе резко ухудшилась. Гитлеровская Германия, которую практически не беспокоили объявившие ей войну в сентябре 1939 г. Франция и Англия, за последующую осень и зиму накопила силы и в середине 1940 г. мощным броском захватила Голландию, Бельгию и Люксембург, вышла к северной границе Франции, мало защищенной от нападения, 'и скоро поставила эту страну на колени. Военные успехи на Западе позволили Гитлеру перебросить свои силы на Восток.

' Стронг А. Л. Новый путь Литвы. М., 1990. С. 11.


 

К оглавлению

==250

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

В этих условиях Советский Союз счел необходимым усилить свои базы в Прибалтике, чтобы защитить ее и себя от германского вторжения. Правительства прибалтийских республик с большой неохотой пошли на это. Не рассчитывая на то, 'что с существующими правительствами, которые больше устраивала перспектива гитлеровской оккупации, удастся договориться об усилении своих военных баз, Советский Союз пошел на известный дипломатический нажим, потребовав от президентов Эстонии, Латвии; и Литвы в июне 1940 г. заменить правительства своих государств на такие, которые могли бы действительно обеспечить выполнение договоров о взаимопомощи. Пяте (Эстония), Ульманис (Латвия), Сметона (Литва) вынуждены были пойти на это. Были созданы новые правительства, облеченные властью надлежащими президентскими актами. Вскоре эти правительства были признаны и державами Запада.

Следует отметить, что смена правительств прибалтийских республик явилась результатом не только демаршей Советского правительства. Она была подготовлена Народным движением, развившимся в этих государствах особенно с осени 1939 г. под руководством очень небольших, но боевых коммунистических партий. Новые правительства, получившие названия народных, не были коммунистическими. Первоначально в эстонском правительстве не было вообще ни одного коммуниста, в латвийском их было всего двое. И политика, которую они стали проводить, была не социалистической, а общедемократической, антифашистской. При этом власть президента сохранялась.

Среди мероприятий Народного правительства была и.организация выборов в новые парламенты, проведенная с соблюдением всех требований демократии. В этих выборах коммунисты имели только одно преимущество — у них были действующие партийные организации, вышедшие из подполья. Буржуазные же партии, разогнанные в 1934 г., не сохранились и поэтому не смогли проявить себя на выборах.

Избранные парламенты, как уже говорилось, на первой сессии провозгласили свои республики советскими и решили просить Советский Союз о принятии их в его состав. Замечание А. Л. Строит по поводу Литвы: «Суверенное государство переходило от капитализма к социализму вполне конституционным путем — без кровопролития и уничтожения имущества»1 — вполне применимо и к Латвии и Эстонии.

' Сторомг А. Л. Там же.


 

==251

 


§ 3. Развитие формы государственного единства


В августе 1940 г. Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства трех прибалтийских республик. Они стали новыми членами Союза ССР.

Вскоре в республиках Прибалтики были приняты новые конституции. Они, как и Основной Закон Молдавской ССР, восприняли принципы Конституции СССР 1936 г. Однако в Основных Законах этих республик не могли не отразиться существенные особенности их общественного строя. Ведь в отличие от всего Советского Союза социализм здесь еще не победил. Названные государства лишь вступали в переходный от капитализма к социализму период.

В соответствии с этим ст. 4 Конституции Латвийской ССР, утвержденной 25 августа 1940 г., ставила задачу «полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества». А ст. 8 определяла, что «наряду с социалистической системой хозяйства в Латвийской ССР допускаются частные хозяйства единоличных крестьян, ремесленников и кустарей, мелкие частные промышленные и торговые предприятия в пределах, установленных законом». Аналогичные нормы содержались и в конституциях других новых советских республик.

Кое-кому выгодно кричать о якобы насильственном включении Прибалтики в Советский Союз, об ее оккупации Красной Армией. Напомним, что выборы в новые парламенты прибалтийских республик, проходившие летом 1940 г., были абсолютно свободными и совершались по демократичной избирательной системе, заметно отличавшейся от того избирательного права, которое существовало при фашистских диктаторах Эстонии, Латвии и Литвы. Выборы проходили при внушительной активности граждан, и депутатов избирали подавляющим большинством голосов. Законно избранные парламенты прибалтийских республик по своей инициативе и совершенно свободно провозгласили советскую власть, просили принять их страны в Советский Союз и утвердили свои советские конституции. Свободу волеизъявления трудящихся Прибалтики могли наблюдать и наблюдали дипломаты западных держав, что не помешало им, однако,.вопреки очевидным фактам, высказать свое негативное отношение к образованию новых советских республик.

Таким образом в течение предвоенного периода количество союзных республик в нашей стране выросло с 7 до 16.

Произошли в этот период также важные изменения границ некоторых союзных республик. Здесь нужно отметить прежде всего присоединение западных областей Белоруссии к БССР, т. е. воссоединение всего белорусского народа в едином советском государстве, осуществленное в 1939 г.


 

==252

 


Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений


Когда Германия напала на Польшу и быстро разгромила ее, возникла угроза, что немецкие войска скоро окажутся на нашей границе. С другой стороны, восточные районы тогдашней Польши были не чем иным, как захваченными в ходе Гражданской войны и интервенции территориями, заселенными по преимуществу белорусами и украинцами.

Как помним, после неудачного финала войны с Польшей в 1920 г. Советской России пришлось согласиться на невыгодные условия мира и отодвинуть свою границу, вернее границу советской Белоруссии, намного восточнее.

Белорусское население районов, отошедших к Польше, оказалось под тяжким социальным и национальным гнетом и, естественно, мечтало об объединении со всей Белоруссией. В сентябре 1939 г. это оказалось возможным.

Как уже отмечалось, 17 сентября Советский Союз ввел свои войска в Восточную Польшу, т. е. в Западную Белоруссию, а также в Западную Украину. Население этих областей цветами встречало воинов-освободителей. Вскоре избранное на демократической основе Народное Собрание Западной Белоруссии приняло решение просить Советский Союз о включении ее в состав Союза и Советской Белоруссии. Эта просьба была, конечно, удовлетворена.

Аналогично присоединилась к Союзу и Западная Украина. А на следующий год территория этой республики увеличилась еще больше, когда к ней были присоединены три украинских уезда Бессарабии и Северная Буковина. Это означало, что почти все украинские земли, были воссоединены в рамках Советской Украины.

Следует отметить изменение границ одной республики, первоначально еще не входившей в состав Союза — Литовской. Дело в том, что, когда в 1920 г. Советской России пришлось признать буржуазную государственность в Литве, были определены и границы новой республики, включавшие в себя Вильнюс и Виленский край. Однако, как только Литва изменила статут и лишилась поддержки мощных восточных соседей, панская Польша тотчас отняла у нее Виленский край вместе со столицей республики — Вильнюсом. Теперь же, когда Красная Армия заняла Восточную Польшу, Советское государство решило вернуть Литве Виленский край. При вхождении Литвы в состав Советского Союза, она имела уже новые границы.

Для развития союзных республик характерно в данный период и изменение их правового статуса. Новая Конституция СССР закрепила те тенденции к централизации, которые наблюдались на всем протяжении переходного от капитализма к социализму периода. Управление промышленностью, которое до упраздне-


§ 3. Развитие формы государственного единства

 

 

==253

ния ВСНХ было сферой совместной компетенции Союза и союзных республик, теперь все больше переходило в руки Союза, поскольку новые промышленные наркоматы создавались преимущественно как общесоюзные. Централизация управления сельским хозяйством выразилась в создании Наркомзема СССР, которому были подчинены наркоматы земледелия республик. Созданный в 1932 г. Наркомат зерновых и животноводческих совхозов с самого начала стал общесоюзным органом. Налоговая

. реформа централизовала финансовые отношения. Конституция 1936 г. создала единую стройную систему прокурорских органов, окончательно подчинив прокуратуры республик Прокурору Союза. Конституция отнесла также к ведению Союза издание уголовного, гражданского, процессуальных кодексов. Были расширены и еще некоторые другие права Союза.

Причины определенного изменения статуса союзных республик были двоякого свойства — объективные и субъективные. С одной стороны, построение и дальнейшее развитие социалистического общества закономерно предполагают его все большую интеграцию, создание единого хозяйства, которое немыслимо без дальнейшей политической консолидации. С другой стороны, элементы избыточной централизации были порождены субъективистскими взглядами И. В. Сталина.

Получает дальнейшее развитие советская автономия. Конституция СССР изменила круг и характер автономных единиц. Как уже отмечалось, две из них были преобразованы в союзные республики, в то же время некоторые автономные области были преобразованы в АССР. Конституция закрепила и возникновение новой формы автономии — национального округа. Уже на грани 30-х гг. автономию получают наиболее отсталые народы страны. Это прежде всего народы Крайнего Севера, шагнувшие в социализм прямо из родового строя. В 1926 г. ЦИК и СНК РСФСР утвердили Временное положение об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. Положение допускало, в частности, возможность создания родовых туземных Советов.

Благодаря последовательному проведению национальной политики, направленной на всесторонний подъем экономики и культуры ранее отсталых народов, государству удалось относительно быстро добиться заметных успехов в развитии малых народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это позволило создать национально-государственные образования этих народов, что в свою очередь способствовало дальнейшему подъему их хозяйственного и культурного уровня. Поднялся, естественно, и политический уровень. В частности, в 30-х гг. был ликвидирован родовой принцип построения органов власти. Советы здесь стали строиться как и по всей стране.


 

==254

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

Формой автономии для народов Крайнего Севера был избран национальный округ. Первый национальный округ — Коми-Пермяцкий — был образован еще в 1925 г. В 1929 г был создан Ненецкий округ. Теперь образование национальных округов народов Крайнего Севера и Дальнего Востока приняло массовый характер. В 1930 г. были созданы Корякский, Чукотский,. Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий национальные округа. Национальные округа были образованы только в РСФСР. Они вошли в состав соответствующих областей и краев.

Идет и качественное развитие автономии народов СССР, отражающее их неуклонный рост, успехи на пути от отсталости к прогрессу. В 1932 г. Кара-Калпакская автономная область была преобразована в автономную республику. В 1935 г. такое же преобразование коснулось Калмыкии, а в 1934 г. — Удмуртии и Мордовии. Особо показателен пример развития правового статуса Мордовии.

Вопрос 'об автономии мордовского народа был поставлен еще в середине 20-х гг. Однако большим препятствием в деле ее создания была распыленность мордовского населения между несколькими губерниями, отсутствие достаточно крупного компактного национального ядра. Тем не менее в 1928 г. в составе Средне-Волжской области был создан Мордовский округ с центром в г. Саранске, мордовское население в округе составляло лишь 1/3. В 1930 г. округ был преобразован в автономную область, вошедшую в состав Средне-Волжского края. При этом территория области была несколько изменена, что привело к некоторому увеличению удельного веса коренного населения в новых границах области. А вскоре область была преобразована в автономную республику.

Были образованы также две новые автономные области — Хакасская и Еврейская.

Уже в начале периода было произведено одно существенное изменение в административно-территориальном устройстве, закрепленное затем и в Конституции. В целях улучшения работы местных советов, приближения руководства к массам в 1930 г. в административно-территориальном делении страны было ликвидировано окружное звено. Это устранило лишнюю ступень в системе органов власти и управления и позволило направить высвободившихся работников для укрепления районного звена.

00.htm - glava27


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: