Государственный механизм

В 30-е гг. существенные изменения происходят и в механизме советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так и организации государственного единства.


§ 4. Государственный механизм

 

 

==255

В Конституции СССР 1936 г. было закреплено руководящее положение коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Все партии, которые существовали еще в предыдущий период, тогда же и исчезли. Закон не запрещал создание и существование других, кроме ВКП(б), политических партий. Статья 126 Конституции СССР 1936 г. разрешала объединение граждан и даже гарантировала право создания общественных организаций. Однако на деле помыслить о создании какой-то иной политической партии было невозможно. Н. И. Бухарин в одном из своих выступлений как-то даже весьма образно заявил: «У нас может быть только две партии, одна у власти, другая за решеткой». *

Само по себе партийное руководство государством не является чем-то необычным. В любом буржуазном государстве партия, добившаяся положения правящей, формирует государственный аппарат из своих людей. И приход другой партии к власти влечет за собой соответствующие перестановки в аппарате. Однако, в условиях однопартийности, сложившейся в советском государстве, создавалась особая обстановка. Исчезла какая-либо конкурентность и возможность критики со стороны других партий, а это приводило к известной бесконтрольности. Дело усугублялось тем, что критика внутри самой партии была также весьма затруднена, а со временем стала просто невозможной. Именно в этих условиях И. В. Сталину и удалось получить безграничную власть, употребленную и против самой партии.

Формы партийного руководства государством были различными. Иногда создавались совместные партийно-государственные органы, как например ЦКК РКИ или политотделы МТС и совхозов. Чаще же применялся другой способ, когда партийные руководители различных уровней становились и руководителями надлежащих государственных органов. Укоренялась практика и определенной подмены-советского руководства партийным, когда директивы партии, как правило, оформлялись в государственном порядке, а иногда действовали и непосредственно.

Вместе с тем вряд ли можно согласиться с Т. П. Коржихиной, усматривающей нарушение демократии в том, что внутренняя и внешняя политика государства определялась сначала на съездах партии и пленумах ее ЦК, а потом проводилась через государственные органы'. На то партия и правящая, чтобы направлять деятельность государства.

' Коржихина. Т.. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 — декабрь 1991 г. С. 18.


 

==256

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

Советское государство как и прежде строится на основе принципа демократического централизма. Однако все больше усиливается централизация государственного управления. Это касается не только организации государственного единства, о которой уже говорилось, но всей структуры органов государства.

Принцип демократического централизма предполагает, как известно, выборность органов власти и их подотчетность избирателям. В 30-е гг. происходят существенные изменения в избирательной системе, знаменующие ее несомненную демократизацию. Новая Конституция отменила классовые ограничения и различия для избирателей, ввела повсеместно прямые выборы и тайное голосование. Все эти принципы реально проводились в жизнь. Тем не менее реализация избирательных прав граждан затруднялась тем, что кандидатуры депутатов всех Советов предлагались, как правило, партийными органами или согласовывались с ними и в сущности исключали альтернативность выдвижения.

Советский государственный механизм как и прежде строился на основе сочетания коллегиальности и единоначалия. Однако на практике коллегиальность все чаще и чаще подменялась волей одного начальника. При этом, чем выше по статусу был орган, тем более сильной в нем была власть единоличного руководителя. Впрочем, такой порядок не был нормативно закреплен, он постепенно складывался на практике. В отличие от В. И. Ленина, И. В. Сталин на протяжении очень многих лет не занимал государственных постов, а был лишь руководителем партии. Однако положение Генерального секретаря ЦК ВКП(б) обеспечивало ему такую власть, которая сравнима с волей монарха. При этом Политбюро ЦК, стоявшее во главе партии (и, следовательно, государства) орган коллегиальный, фактически тоже не перечил воле своего лидера.

Хотя в системе государственного управления по-прежнему сохранялось сочетание отраслевого и территориального начал, следует отметить явное усиление отраслевого принципа. Шло стремительное образование все новых и новых отраслевых органов и разукрупнение прежних.

В этой связи растет численность работников государственного аппарата. Советское чиновничество постепенно складывается в особую социальную группу, обладающую своими специфическими интересами. Правда, поначалу аппарат еще пополняется рабочими и крестьянами непосредственно от станка и сохи. В годы массовых репрессий наиболее чувствительные удары будут нанесены именно по специалистам, однако на численности служащих это отразится мало, их ряды будут быстро восстанавливаться.


§ 4. Государственный механизм

 

 

==257

Государство постоянно призывает и требует принятия мер по укреплению законности и правопорядка в управлении. Однако в некоторых органах, и прежде всего в системе органов НКВД, укореняются порядки, характеризуемые грубейшим беззаконием, нарушением самых элементарных прав человека и гражданина.

Органы власти и управления. Конституция СССР 1936 г, ввела новое название для Советов 'всех уровней —Советы депутатов трудящихся. Этим подчеркивалась усилившаяся социальная однородность советского общества, отсутствие эксплуататоров и сближение социальной природы рабочих и крестьян. Прежняя формулировка — Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов как бы исключала интеллигенцию, хотя на практике основная масса интеллигентов пользовалась избирательными правами. Новая формула, естественно, включала в себя и интеллигенцию.

Конституция 1936 г. существенно изменила структуру и статус органов власти и управления. Эта структура была упрощена.и стала более четкой. Отказались от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов.

В. Д. Гончаренко полагает, что съезды Советов были высокой формой демократизма, и их упразднение означало сужение демократии и утверждение авторитаризма1. Вряд ли, однако, с этим можно полностью согласиться. Конечно, представительство населения на съездах Советов было достаточно широким, однако, и новая система Советов не сужала сколько-нибудь значительно это представительство. А авторитаризм начал утверждаться отнюдь не после упразднения съездов Советов.

Нельзя, вместе с тем, согласиться и с Т. П. Коржихиной, пренебрежительно относившейся к съездам Советов: «Как высшие органы государственной власти, — писала она, — съезды Советов из-за низкой компетентности большинства делегатов, а отчасти из-за склонности к «митинговой демократий» не могли претендовать на выработку законов и все больше склонялись к простому одобрению решений партии»2. Конечно, сама Многолюдность съездов и неквалифицированность их делегатов не позволяли отрабатывать на заседаниях каждое слово закона. Но сила съездов состояла в том, что их делегаты приносили с собой живое дыхание масс, каждый делегат хорошо понимал выгоден ли ему и его избирателям тот или иной закон.

' Гончаренко В. Д. Всеукраинский съезд рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов — верховный орган власти УССР в 1917—1937 гг. Киев, 1990. С. 5. 2 Коржихина Т. П. Указ. соч. С. 17—18.


 

==258

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР. Он получил те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет воспринял от прежнего ЦИК двухпалатную структуру, отражающую многонациональность Советского государства, хотя название одной из палат немного изменилось: вместо Союзного Совета она стала называться Советом Союза. Сохранен был и принцип формирования палат. Одна из них — Совет Национальностей — включала в себя фиксированное количество депутатов: по 25 от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа. Как и прежние, эти палаты были равноправны, причем их равноправие подчеркивалось теперь примерным равенством количества депутатов в каждой. Верховный Совет стал единственным законодательным органом Союза. Это же касается и верховных советов союзных и автономных республик. С прежней множественностью законодательных органов одного уровня было покончено, что само по себе создавало объективные условия для укрепления законности, для большего уважения к закону.

В. Д. Гончаренко считает, что монополия верховных советов на законодательство привела к ограничению демократии. Он сетует, что над верховными советами теперь не стало такого директивного и контрольного органа, как съезды Советов'. Вряд ли однако с этим можно согласиться. Думается, что депутаты верховных советов сами могли разобраться в нужности или ненужности тех или иных законов. А что касается контроля над Советами, то его, как мы уже отмечали, осуществляли соответствующие партийные органы, причем, в объеме скорее чрезмерном, чем недостаточном.

Верховные советы должны были избираться на 4 года и работать подобно прежним ЦИКам в сессионном порядке. Верховный Совет СССР впервые был избран в декабре 1937 г. VIII съезд Советов, приняв Конституцию, поручил ЦИКу разработать и утвердить новое Положение о выборах, в котором бы нашли свое отражение принципы избирательной системы, закрепленные Конституцией. В июле 1937 г. ЦИК СССР утвердил это Положение и назначил выборы в Верховный Совет Союза на 12 декабря 1937 г. А еще до этого, на Февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП (б) был поставлен вопрос о подготовке избирательной кампании. Докладчик — А. Жданов высказал определенную озабоченность организацией выборов в

1 Гончаренко В. Д. Указ. соч. С. 55.


§ 4. Государственный механизм

 

 

==259

> новых условиях. Он допускал возможность, что ими воспользуются оппозиционные элементы, среди которых была названа церковь'. Правда, на практике эти опасения не оправдались.

Выборы были проведены как настоящий праздник. С тех пор такое отношение к выборам, притом ко всяким, стало традицией. Выборы состоялись с невиданной активностью избирателей. Голосовало 96,8% избирателей.

12 января 1938 г. собралась первая сессия Верховного Совета СССР. Первое заседание Совета Союза открыл его старейший депутат — академик А.· Бах, первое заседание Совета Национальностей — видный деятель Коммунистической партии Миха Цхакая.

Сессионный порядок работы Верховного Совета обусловил необходимость создания постоянно действующего органа. Им стал Президиум Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета избирался на совместном заседании обеих палат. Он состоял из председателя, его заместителей по числу союзных республик (следовательно, первоначально из одиннадцати), секретаря и 24 членов. Конституция исчерпывающе перечисляла полномочия Президиума Верховного Совета: Президиум созывает сессии Верховного Совета, дает толкование действующих законов, отменяет постановления Совета Народных Комиссаров СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону. Президиум Верховного Совета не является законодательным органом. Однако он имеет право издавать указы — своеобразные акты, правовая природа которых в Конституции определена не была.

<^ Конституция 1936 г. в качестве правительства сохранила Совет Народных Комиссаров СССР. Однако теперь он был лишен законодательных прав: СНК по Конституции имеет право издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. То есть постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров теперь стали только подзаконными актами. Совет Народных Комиссаров образовывался Верховным Советом СССР в составе председателя, его заместителей и руководителей ведомств Союза, т. е. наркомов и председателей комитетов и комиссий.

Президиум Верховного Совета был избран, а новый Совнарком образован на первой сессии Верховного Совета в январе 1938 г. Первым председателем Президиума Верховного Совета стал М. И. Калинин, до сих пор многие годы бывший бессменным пред-

' Материалы Февральско-мартовского пленума ЦК ВКП (б) 1937 г.//Вопросы истории. № 5. 1993. С. 3—14.


 

К оглавлению

==260

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

седателем Президиума ЦИК. В качестве органов отраслевого управления Конституция как и прежде предусматривала народные комиссариаты. Было сохранено и деление наркоматов на три категории: общесоюзные, союзно-республиканские (которые раньше назывались объединенными) и республиканские.

Система органов власти и управления союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной, хотя, конечно, здесь были заметные отступления. Так, ни в одной из республик, в том числе в многонациональной РСФСР, Верховные Советы не были двухпалатными. Состав Совнаркомов республик также отличался от состава СНК Союза.

Что касается местных Советов, то на их судьбе отразилось в первую очередь проведение сплошной коллективизации. Она привела к тому, что на селе сложились как бы два руководящих органа — сельсовет и правление колхоза. Нередко бывало, что территория их действия совпадала. Это породило на местах, да и кое у кого в центре, мнение, что сельские Советы становятся ненужными. Еще в конце 1929 г. появились предложения о ликвидации Советов в районах сплошной коллективизации и передаче их функций колхозам. Стали даже говорить о немедленном отмирании государства вообще.

Эти заблуждения встретили решительный отпор, и именно на Советы была возложена задача по проведению коллективизации. В 1930—Ί931 гг. руководящие партийные и советские органы приняли целую серию решений по этому поводу. Основная идея их состоит в том, чтобы улучшить состав местных советов, изгнав из них противников коллективизации и избрав туда ее активных сторонников. Это и должно было обеспечить успешное преобразование деревни.

Постановление Президиума ЦИК СССР от 25 января 1930 г. подчеркивало, что основное содержание работы сельсоветов в связи с массовой коллективизацией — активное участие в процессе обобществления крестьянских хозяйств, в организации наилучшей работы колхозов, а также в ликвидации кулачества как класса.

В связи с проведением сплошной коллективизации на сельские Советы возлагалась специальная обязанность наблюдать за правильным и целесообразным использованием земель колхозами и единоличниками. До сих пор регулирование землепользования на селе в большой мере производилось земельными обществами, т. е. группой крестьянских дворов, связанных единством землепользования. Теперь же, когда коллективизация объединила крестьянские дворы в сельскохозяйственную артель, земельные общества не могли функционировать и по существу отмерли.


§ 4. Государственный механизм

 

 

==261

В тех же местах, где коллективизация была еще не завершена, земельные общества порой становились тормозом, ибо в них в отличие от Советов кулаки как землепользователи имели право голоса. Исходя из этого, постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР, принятое в феврале 1930 г., официально закрепило ликвидацию земельных обществ и передачу их функций сельсоветам.

Новые задачи, вставшие перед местными Советами, потребовали укрепления их кадров. В этих целях Президиум ЦИК Союза 31 января 1930 г. принял специальное постановление, разрешавшее досрочно провести перевыборы сельских Советов и райисполкомов в районах сплошной коллективизации, а также везде, где требовалось очистить эти органы от противников коллективизации. Постановление указывало на необходимость большего вовлечения в сельсоветы батрацко-бедняцких слоев населения и актива колхозников, с тем чтобы сельские Советы могли по-настоящему встать во главе социалистического переустройства деревни.

Конституция СССР 1936 г. существенно изменила конструкцию местных советских органов. Теперь в областях, краях, районах вместо прежних съездов Советов стали избираться, как и в населенных пунктах, просто Советы. Их депутаты действовали на весь срок полномочий Советов. Исполкомы Советов стали теперь только исполнительно-распорядительными органами.

Изменились формы связи Советов с массами, с избирателями, отпали прежние секции, депутатские группы и т. п., включавшие в себя не только депутатов, но и привлеченный актив населения. Вместо этого при Советах создавались постоянные комиссии, в которые входили только депутаты. С одной стороны, это нововведение поднимало авторитет постоянных комиссий, с другой же, оно изолировало их от рядовых избирателей.

Постоянные комиссии стали создаваться теперь всеми Советами, а не только их низовым звеном, как это было с секциями. Они образуются лишь Советами, а не исполкомами, как это часто бывало раньше. Задачами постоянных комиссий были изучение и подготовка вопросов к сессии, контроль исполнения и вообще контроль.

В ходе сплошной коллективизации на селе были созданы, как уже отмечалось, и специфические чрезвычайные органы — политотделы МТС и совхозов. Политотделы учрежденные в соответствии с решением январского Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) (1933 г.), своеобразно объединяли партийное и государственное руководство сельским хозяйством. Начальник политотдела МТС одновременно являлся заместителем директора МТС по политработе. Он подчинялся специально созданному политсектору областного земельного управления и в то же время координировал свою


 

==262

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

работу с местным райкомом партии. Политсекторы облземуправлений в свою очередь подчинялись политуправлению МТС Наркомзема СССР. Аналогичные органы были созданы и в системе наркомата совхозов.

Введение политотделов МТС и совхозов было вызвано той обстановкой, которая сложилась в деревне после начала коллективизации. Поспешность и нарушение добровольности при создании колхозов неизбежно отразились на качестве их организации и отношении колхозников к труду. В то же время, выборные органы сельхозартелей — правления, председатели колхозов не всегда проводили линию в интересах государства, а стремились зачастую оградить интересы колхозников, особенно при сдаче государству сельскохозяйственной продукции. Партийные организации колхозов и совхозов тогда были малочисленны и слабы и тоже не всегда правильно воспринимали государственные интересы. Вот все это требовалось преодолеть. Политотделы МТС и совхозов — органы, назначаемые из центра (даже начальники политотделов назначались непосредственно ЦК) и подчиненные строго по вертикали, призваны были преодолеть всяческий либерализм в деятельности сельскохозяйственных предприятий. Они должны были жестко проводить политику центра в колхозах и совхозах с тем, чтобы добиться от них работы в интересах государства.

Политотделы МТС были упразднены в ноябре 1934 г. специальным решением ЦК ВКП(б). В постановлении отмечалось, что они достигли определенных результатов за неполных два года своей деятельности, в том числе, добились улучшения работы колхозов, МТС, повышения урожайности, ускорения хлебосдачи и т. д. Похоже, что это соответствовало действительности, но очевидно и другое, что полный успех достигнут не был. Факты показывают, что и в последующие годы еще не один раз издавались разного рода постановления и принимались меры по укреплению сельского хозяйства, в особенности, работы колхозов. Но тогда, в 1934 г., наверное, нельзя было больше сохранять чрезвычайные органы руководства колхозами. Поэтому-то политотделы МТС были упразднены, а руководство партийными и комсомольскими организациями на селе стало осуществляться снова в уставном порядке.

По-другому сложилась судьба политотделов совхозов. Они в 1934 г. упразднены не были. Вообще, по мере возникновения надобности в усилении централизованного руководства политотделы создавались и в других отраслях хозяйства.

В условиях интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства на основе сплошной коллективизации сложилась необходимость проведения строгого планирования всего народного хозяйст-


§ 4. Государственный механизм

 

 

==263

ва страны. Существовавшая ранее комиссия — Госплан СССР при СТО —· была преобразована в 1931 г. в комиссию при Совнаркоме СССР, наделенную правами самостоятельного наркомата.

Усложнение руководства промышленностью в результате увеличения количества предприятий и их размеров вызвало необходимость реорганизации управления отраслью. До сих пор руководство всей промышленностью было сосредоточено в одном Наркомате — ВСНХ. Теперь Высший Совет Народного Хозяйства уже не мог справиться с этой задачей. Поэтому в 1932 г. он был разделен на три наркомата, которые стали осуществлять руководство крупными отраслями промышленности — тяжелой, легкой, лесной. В последующие годы ход развития советской промышленности поставил вопрос о дальнейшем разукрупнении этих наркоматов.

Из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился самостоятельный общесоюзный Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. Эта реорганизация означала новый этап в развитии отраслевого принципа управления хозяйством. Теперь каждой сложившейся отраслью руководил свой отраслевой орган —наркомат.

Важная реформа была проведена в области управления трудовыми отношениями. В 1933 г. был упразднен Наркомат труда, а его центральный и местный аппарат слился с аппаратом ВЦСПС и иных профсоюзных органов. Это означало передачу функций весьма ответственного органа управления общественным организациям, т. е. расширение демократических форм руководства трудовыми отношениями.

Развертывание советским государством хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы, укрепление планового начала в руководстве хозяйством отразилось и на реорганизации структуры и деятельности финансовых органов.

В связи с кредитной реформой все дело кредитования было сосредоточено в Государственном банке. При этом Госбанк стал обслуживать лишь текущую эксплуатационную деятельность предприятий. Финансирование же капитального строительства поручалось специальным банкам долгосрочных вложений: Промбанку, Сельхозбанку и др.

Количественный и качественный рост числа объектов хозяйственного управления — заводов, совхозов, МТС потребовал изменения не только системы хозяйственных ведомств, но и форм их внутренней организации.

К этому времени у нас сложилась преимущественно функциональная система управления производством. Эта система усложняла руководство предприятиями, порождала обезличку и без-


 

==264

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

ответственность. Вместе с тем управленческий аппарат чрезмерно разбухал, отвлекая специалистов от непосредственного производства, нарастал вал излишней бумажной переписки, процветали путаница и волокита.

Решительный удар по функциональной системе нанес XVII съезд партии. На основе его резолюции в марте 1934 г. было издано Постановление ЦИК и СНК СССР, которое в корне изменило организацию работы советского хозяйственного аппарата. Это Постановление, ликвидировав функциональную систему построения органов хозяйственного управления, ввело производственно-отраслевую и производственно-территориальную систему.

По новой системе органы управления сосредоточивали полное и всеобъемлющее руководство определенными отраслями производства или предприятиями, расположенными на определенной территории. Функциональные звенья частично сохранились (плановый отдел, финансовый отдел, отдел кадров), но они уже не могли самостоятельно руководить предприятиями. Такая реорганизация позволила осуществить более действенное и оперативное руководство промышленностью, сельским хозяйством, торговлей.

Правоохранительные органы. Конституция 1936 г. и принятый в 1938 г. специальный закон о судоустройстве не внесли принципиальных изменений в судебную систему. Они скорее обобщили уже накопившийся опыт.

Тем не менее некоторые заметные нововведения были провозглашены. Несколько поменялся порядок формирования народных судов. Для них вновь был введен принцип выборности непосредственно населением, правда, на практике пока что не проводившийся. Произошли перемены в статусе и формах деятельности верховных судов. Ключевым моментом здесь стали преобразования, касающиеся положения Верховного Суда Союза. На протяжении 1933—1936 гг. компетенция высшего судебного органа страны расширяется. При создании Верховного Суда СССР законодатель считал основой его деятельности регулирование отношений Союза и республик в судебной сфере. Но в названные годы Верховный суд СССР постепенно превращается в обычный, хотя и стоящий во главе всей судебной системы судебный орган. Сначала, в сентябре 1933 г., он получил право давать директивные указания верховным судам союзных республик по вопросам судебной практики, обследовать судебные органы союзных республик. Он стал также отменять и изменять постановления, определения, решения и приговоры верховных судов союзных республик. Для этой работы была учреждена специальная судебно-надзорная коллегия.


§ 4. Государственный механизм

 

 

==265

Новая Конституция Союза подвела итоги эволюции статуса Верховного Суда, записав: «Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик».

Единство и централизация судебной системы были закреплены и созданием в 1936 г. Народного комиссариата юстиции СССР, на который было возложено, в частности, и управление судами всего государства.

Законодательство предусматривало осуществление правосудия только судами, и это действительно реализовывалось на практике, когда речь шла о гражданских и общеуголовных делах. Однако при обвинении в контрреволюционных преступлениях дело обстояло иначе. Здесь применялась и внесудебная репрессия. В 1934 г., в ходе создания НКВД СССР при Наркоме внутренних дел было образовано так называемое Особое совещание (OCQ), которое могло применять репрессию подобно судебным органам, но без надлежащих процессуальных гарантий, даже без вызова самого обвиняемого. В Особое совещание входили заместитель наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания должен был присутствовать Прокурор СССР или его заместитель.

Очевидно, очень скоро Особое совещание перестало справляться со все увеличивающимся количеством дел. Поэтому в 1935 г. с явным превышением власти приказом НКВД были созданы так называемые «тройки», которые стали как бы филиалами ОСО на местах. В них входили: первый секретарь соответствующего обкома партии, начальник областного управления НКВД и областной прокурор. В 1937 г., в разгар массовых репрессий, эта конструкция была еще упрощена — из «троек» исключили представителей партийных органов, сделав «двойки». Эти репрессивные органы погубили массу ни в чем не повинных людей.

Курс на развитие централизованных начал в государственном руководстве привел к реорганизации прокуратуры. Пропаганда объясняла это необходимостью укрепления законности. Объективно централизация прокуратуры действительно могла способствовать укреплению законности, хотя и не всегда достигала этой цели. В июне 1933 г. была организована Прокуратура СССР. На нее возлагались обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судеб-


 

==266

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

ному надзору, по возбуждению уголовного преследования и поддержанию обвинения, надзору за законностью действий органов ОГПУ, милиции, угрозыска и исправительно-трудовых учреждений. В соответствии с этим упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР, а ее функции передавались Прокурору Союза.

Учреждение Прокуратуры СССР завершало строительство системы прокурорских органов Советского государства. Однако полного единства эта система еще не достигла, так как прокуратуры союзных республик находились пока что в ведении своих наркоматов юстиции, хотя общее руководство деятельностью республиканских прокуратур оставалось за Прокурором Союза ССР. Да и сам Прокурор Союза находился как бы в двойном подчинении — не только ЦИКу Союза, но и правительству, перед которым он был ответствен. Даже оба постановления 1933 г. ρ создании Прокуратуры Союза были изданы совместно ЦИК и СНК Союза'.

Образование в этот период специальных судов на транспорте (железнодорожных линейных и водных транспортных) обусловило и создание специальных прокуратур железнодорожного и водного транспорта.

Конституция 1936 г. завершила централизацию системы прокурорских органов страны, подчинив республиканские органам Союза. В то же время и статус прокуратуры повысился: она вышла из подчинения правительства и стала зависеть только от высшего органа власти Союза — Верховного Совета.

Централизация была полезна, но сама по себе она не могла решить всех проблем, в том числе кадровой. Так, в 1937 г. лишь 9,3% следователей по Союзу имели высшее юридическое образование2.

По пути централизации развивается и милиция. В 1930 г. упразднены народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, ведавшие весьма разнородными отраслями управления: коммунальным хозяйством, пожарной· охраной, борьбой с преступностью и т. д. На базе их структурных подразделений были созданы отраслевые органы, непосредственно подчиненные совнаркомам республик, в том числе и управления милиции и уголовного розыска3. В 1931 г. было издано Положение о Рабоче-Крестьянской милиции Союза ССР, в котором впервые регламентировалась ее организация и деятельность в мас-

1 Советская Прокуратура в важнейших документах. М., 1956. С. 397, 402.

2 Советская Прокуратура. Очерки истории. М., 1993. С. 61.

3 Малыгин А. Я. Развитие системы органов внутренних дел в предвоенные годы//Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. С. 146.


§ 4. Государственный механизм

 

 

==267

штабе всего Союза. Положение предусматривало более полное подчинение местных органов милиции ее центральным органам. Централизация была усилена еще больше, когда в 1932 г. было создано Главное управление Рабоче-Крестьянской милиции при ОГПУ, подчинившее республиканские управления милиции. При образовании в 1934 г. Наркомата внутренних дел СССР Главное управление милиции было включено в его состав. Централизация охраны общественного порядка, с одной стороны, позволяла более планомерно и масштабно организовать борьбу с преступностью, но с другой стороны — невольно сковывала инициативу местных работников, привыкших ожидать директив центра.

Противоречивые тенденции можно обнаружить и в развитии органов государственной безопасности. Существовавшая до 1934 г. судебная коллегия ОГПУ была упразднена. Подсудные ей дела перешли к областным и верховным судам, а также к военным трибуналам. Это мероприятие, с одной стороны, укрепляло авторитет общей судебной системы, а с другой, — освобождало органы ОГПУ от несвойственных им функций, позволяя сосредоточить внимание на основной работе — расследовании и пресечении государственных преступлений. Само ОГПУ включалось в состав Наркомата внутренних дел в качестве Главного управления государственной безопасности.

Однако, как уже упоминалось, в том же году при Наркоме внутренних дел было учреждено пресловутое Особое совещание, бесконтрольная со стороны государства деятельность которого нанесла серьезный ущерб советским людям. Следует отметить, что постановления Особого совещания лишь завершали цепь беззаконий, творимых оперативными и следственными частями органов НКВД, готовивших материалы для окончательного решения по конкретным делам.

Нельзя сказать, что все эти беззакония совсем не вызывали никаких протестов, и в первую очередь со стороны прокуратуры. Во всяком случае, факты активного противодействия беззаконию отмечаются в первой половине 30-х гг. Однако известны случаи, когда прокурорское реагирование на произвол приводило к тому, что сами прокуроры оказывались за решеткой. Такая судьба постигла даже прокурора Союза И. А. Акулова'.

Впрочем, в 1935—1937 гг. и сами прокуроры были втянуты в творящиеся беззакония, когда они были включены в пресловутые «тройки» и «двойки».

Советская Прокуратура. Очерки истории. С. 67—68.


 

==268

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

В данный период были реорганизованы и контрольные органы. По решению XVII съезда партии ЦКК-РКИ была упразднена. Вместо нее создавались самостоятельные Комиссия партийного контроля и Комиссия советского контроля при Совнаркоме СССР. Партийный контроль, таким образом, был вновь отделен от государственного.

В 1940 г. Комиссия советского контроля была ликвидирована и вместо нее создан Наркомат госконтроля. Это уже был сугубо чиновничий орган, безо всякого участия общественности. Главной его заботой был финансовый контроль. Об общем совершенствовании государственного аппарата, как это делала РКИ, он не заботился.

Вооруженные Силы. Одним из важнейших мероприятий Советского государства явилась существенная перестройка Вооруженных Сил, вытекающая из необходимости создания вполне современной армии. В результате проведенных экономических преобразований появилась возможность перевооружения Красной Армии. Настоятельная потребность в этом диктовалась возникновением на Западе и Востоке очагов новой мировой войны.

Техническое переоснащение армии было одним из первых мероприятий Советского государства по созданию современных вооруженных сил. Шла работа по модернизации старого оружия, созданию новых видов вооружения. Красная Армия обогащалась техникой. На западных и восточных границах страны развернулось строительство укреплений. Наряду со строительством сухопутных войск совершенствовался и Военно-Морской Флот.

Массированное техническое оснащение армии требовало скорейшего овладения новыми видами вооружения всем личным составом Вооруженных Сил страны. Задача подготовки технически грамотных кадров бойцов и командиров Красной Армии, умеющих обращаться с современным оружием, стала государственной задачей. В соответствии с этим в целях ее реализации расширялось и улучшалось военное обучение командного состава, особенно технических родов войск.

Организационные основы Красной Армии были закреплены в Законе об обязательной военной службе, принятом в 1930 г. Совершенствуя свои Вооруженные Силы, государство рассматривало их как средство сдерживания агрессора, как инструмент обеспечения всеобщего мира. Это было подчеркнуто переименованием Народного комиссариата по военным и морским делам в Наркомат обороны СССР.

1 сентября 1939 г., в день нападения Германии на Польшу, который считается днем начала Второй мировой войны, в нашей стране был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности. Он отражал реалии обстановки, вспыхнувшего пожара небывалой войны, которую мы давно, конечно, ожидали и к которой готовились.


 

==269

 


§ 4. Государственный механизм


Новый закон уже не предусматривал смешанной системы комплектования Вооруженных Сил, которая была принята военной реформой 1925 г. Теперь вся армия должна была строиться на кадровой основе, никаких территориально-милиционных частей не предусматривалось.

Изменение в общественном строе, закрепленное в Конституции 1936 г., отразилось и на принципах комплектования армии. Отказались от классового подхода к призыву в Вооруженные Силы, прежние ограничения по военной службе для нетрудовых элементов были сняты. Теперь все военнослужащие и военнообязанные получали· равные права и обязанности.

Вместе с тем, изменился возраст призыва в Вооруженные Силы. Еще с 1936 г. он был снижен на 2 года: с 21 до 19 лет. Теперь закон пошел дальше, он установил, что лица с полным средним образованием могут призываться с 18 лет. Отменялась вневойсковая военная подготовка, проводившаяся до сих пор в вузах, готовившая командиров запаса. Увеличивался срок военной службы. Для большей части военнослужащих (рядовых сухопутных войск и некоторых других) он устанавливался в два года, но для некоторых, и достаточно широких, категорий военнослужащих были предусмотрены три, четыре и даже пять лет (например, для рядового и младшего начальствующего состава кораблей и частей рабоче-крестьянского Военно-Морского Флота — 5 лет). Воинская, служба подразделялась на действительную и состояние в запасе.

Вооруженные Силы на протяжении всех тридцатых годов росли количественно и качественно. В докладе на сессии Верховного Совета СССР по проекту закона о воинской обязанности Нарком обороны К. Е. Ворошилов отметил, что численность армии и флота за девять лет выросла в три с половиной раза". Закон 1939 г. позволил еще больше расширить воинский контингент. К началу Великой Отечественной войны наши Вооруженные Силы достигали 5,4 млн. человек2, т. е. были немногим меньше, чем к моменту окончания гражданской войны.

Вместе с количественным ростом армии улучшался ее качественный состав. Культурная революция, всеохватное политическое воспитание молодежи позволили поднять образовательный уровень красноармейцев и командиров и воспитать в духе готовности защищать свою советскую Родину. Война приближалась, и молодые люди тридцатых годов были морально готовы к ней, способны воевать и побеждать.

' Внеочередная четвертая сессия Верховного Совета СССР (стенографический отчет). М., 1939. С. 178.

2 Ржешевский О. Нарастание военной угрозы, 1933—1941 гг.//Коммунист. № 7 1991. С. 97.

10—3738


 

К оглавлению

==270

 


Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений


Однако в конце 30-х годов по личному составу Вооруженных Сил был нанесен сильнейший удар. Это не был удар противника. Массовые репрессии в государстве коснулись и Вооруженных Сил, притом самой ценной их части — командного состава. Были арестованы буквально десятки тысяч командиров всех уровней, причем чем выше был их уровень, тем больше был здесь процент арестованных и расстрелянных. Потери оказались огромными, что не могло не сказаться на состоянии армии в начале войны Особенно пострадали кадры политработников, а также вообще командиры-коммунисты.

В предвоенные годы шло широкое техническое оснащение и перевооружение армии и флота. К. Е. Ворошилов в своем докладе отмечал многократный рост количества танков, самолетов, орудий. Правда, новые современные типы военной техники, которые смогут сравняться по качеству с военной техникой наших будущих противников, а позже и превзойдут ее, только еще создавались. Массовое производство их началось перед самой войной или даже в ее ходе.

Страна усиленно готовилась к войне, однако, полностью готова к ней не была.

00.htm - glava28


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: