Развитие советского права

Изменения в государственном строе были неразрывно связаны с изменениями в правовой системе.

Конституция СССР 1936 г. приблизила наш государственный строи к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Законодательные органы более четко отделялись от исполнительных, хотя двойственное положение Президиума Верховного Совета практически нарушало законодательную монополию Верховного Совета. Законодательство проводило идею четкого отделения суда от исполнительной власти. Однако на практике создавались административные органы, наделенные, как уже отмечалось, судебными полномочиями.

Укрепление законодательных органов, их авторитета, подняли престиж и самого закона. Если раньше даже термин — закон — применялся редко, заменяясь словами — постановление, декрет, то теперь он прочно входит в правовую терминологию. Вместе с тем, появляется новый тип правового акта — Указ Президиума Верховного Совета, имеющий, как уже отмечалось, особую правовую природу.

В Конституции об указах говорится односложно, как бы мимоходом. Ни цели их издания, ни назначение не раскрывается. Совершенно ясно только одно — указ не равняется закону, не может его


 

==271

 


§ 5. Развитие советского права


изменять, дополнять или заменять, поскольку издание законов есть прерогатива исключительно Верховного Совета. Однако довольно скоро сложилась практика, в соответствии с которой указы Президиума Верховного Совета СССР все чаще стали по существу равняться законам. И со временем их становилось больше, чем новых законов, притом по весьма важным вопросам.

Повышение роли Коммунистической партии в управлении государством отразилось и на системе источников права. Партийные документы, особенно решения ЦК ВКЩб), становятся на практике нормативными актами, не отличимыми по своей силе от законов. Особое место они занимают, например, в колхозном праве. Возникает также практика принятия совместных партийно-государственных нормативных актов — постановлений СНК СССР и ЦК ВКЩб), предварительно утверждаемых Политбюро ЦК. И вообще, все важнейшие постановления Совнаркома заранее санкционируются Политбюро, хотя председатель СНК и его заместители сами были членами этого партийного органа1.

На развитии права отражается и централйзаторская тенденция, возникшая еще в Предыдущий период. Все большая сфера общественных отношений регулируется общесоюзным законодательством, вытесняющим республиканские законы. Республики прямо применяют общесоюзные законы или вносят в свое законодательство изменения или дополнения, полностью повторяющие общесоюзные нормы.

Конституция 1936 г. предусмотрела известную централизацию в деле кодификации. Предполагалось создание общесоюзных Уголовного, Гражданского, Процессуальных кодексов. Однако эти кодексы так и не были созданы. Наиболее крупной и по существу единственной кодификационной работой стало создание новых конституций.

Победа социализма отразилась и на системе права. Окончательно сложились две новые отрасли, Которые раньше существовали лишь в зачатке — хозяйственное право и колхозное право.

Характерной чертой законодательства данного периода явилось усиление его жесткости, порой даже жестокости. Это касалось не только таких отраслей прав, как уголовное и уголовно— процессуальное, но и трудового, колхозного и семейного права.

Много сложностей и противоречий было в таком важном деле как становление законности. С одной стороны, государство принимало очевидные меры к укреплению законности, в 1932 г. было

' См.: Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизм политической власти в 1930-е гг. M, 1996. С. 12.


 

==272

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

издано даже специальное постановление ЦИК и СНК СССР «О революционной законности», направленное преимущественно против беззаконий, выявившихся в ходе коллективизации. О режиме законности говорилось и в Конституции, и в законе о судоустройстве. Немало делалось и для того, чтобы и на практике законы действительно соблюдались., '

Вместе с тем существовала целая сфера, в которой беззакония, принявшие чудовищные формы, развивались в это время в громадных размерах. Это касалось деятельности органов НКВД, которые вышли по существу из-под всякого партийного и государственного контроля и выполняли лишь волю правящей верхушки, что причинило громаднейший ущерб как миллионам советских граждан, так и самому Советскому государству. Вина за это ложится как на высших руководителей партии и государства, прежде всего самого Сталина, так и на непосредственных руководителей ОГПУ-НКВД: Г. Ягоду, Н. Ежова, Л. Берию. Особенно следует отметить Ежова, на короткое правление которого приходится пик репрессий, получивший в народе название ежовщины. Этого деятеля, который по мнению специалистов был «преступно некомпетентен»1 в вопросах государственной безопасности, кажется, меньше всего интересовало дело, важнее было истребить побольше ни в чем не повинных людей, в том числе высокоценных для страны и государства.

Конституционное право. Коренные изменения в общественном строе потребовали соответствующего отражения прежде всего в конституционном законодательстве. Оно должно было стать адекватным провозглашенной победе социализма, т. е. отражать господство общественных форм собственности, планового хозяйства. Кроме того возникла возможность внести изменения в систему советской демократии. Эксплуататоры были ликвидированы, большая часть их сидела по лагерям, поэтому конституционное ограничение их прав практически не имело смысла. Реальные достижения: ликвидация безработицы, расширение системы образования делали возможным закрепление в Конституции новых прав граждане— права на труд, права на образование и др. Словом, пришла пора изменений действующей конституционной системы.

В начале января 1935 г. по поручению ЦК ВКП(б) в Центральном Исполнительном Комитете СССР была подготовлена записка «Об изменении порядка выборов органов власти Союза СССР и союзных республик». В записке обосновывалась целесообразность того, чтобы все органы государственной власти в стране избира-

1 См., например: Судоплатов П. Разведка и Кремль. М., 1996. С. 48.


 

==273

 


§ 5. Развитие советского права


лись непосредственно на основе прямых и равных выборов. При этом нормы представительства от городского и сельского населения предлагалось установить одинаковыми.

30 января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП(б) вынесло вопрос о Конституции Союза ССР на рассмотрение Пленума Центрального Комитета партии. Пленум решил внести на обсуждение VII Всесоюзного съезда Советов предложение о необходимости изменения Конституции Союза ССР в соответствии с. коренными преобразованиями, происшедшими в стране. Съезд Советов, рассмотрев вопрос, принял 6. февраля 1935 г. соответствующее постановление, обязав ЦИК избрать Конституционную комиссию, которой 1 поручить переработку текста Конституции.

7 февраля 1935 г. ЦИК СССР образовал такую комиссию в составе 31 человека под председательством Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина. На первом пленарном заседании, проходившем 7 июля 1935 г., Конституционная комиссия для подготовки соответствующих предложений создала 12 подкомиссий, работа которых продолжалась до конца 1935 г.

Конституционная комиссия вышла за рамки, предусмотренные решением VII Съезда Советов. Она не стала перерабатывать текст прежней Конституции, а создала совершенно новый проект.

1 июня 1936 г. Пленум ЦК ВКП(б) одобрил этот проект и ввиду особой важности вопроса счел необходимым созыв Всесоюзного съезда Советов для его утверждения. 11 июня 1936 г. Президиум ЦИК СССР одобрил проект Конституции для всенародного обсуждения. Обсуждение проекта Конституции СССР, опубликованного 12 июня 1936 г., происходило на многочисленных собраниях трудящихся, на пленумах партийных комитетов, съездах Советов, заседаниях исполкомов, в секциях и комиссиях, s депутатских группах, на страницах печати и в других формах; В октябре-ноябре 1936 г. всюду прошли районные, областные, краевые и республиканские чрезвычайные съезды Советов. На них были подведены итоги обсуждения проекта Конституции СССР. Всего в этом обсуждении, по неполным данным, приняло участие более 50 млн. человек, которые внесли 154,3 тыс. предложений об изменениях и дополнениях проекта Конституции.

Собравшийся в ноябре Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов рассмотрел итоги всенародного обсуждения. С учетом предложений, выдвигавшихся трудящимися, в текст Конституции было внесено 43 поправки, касавшиеся 36 из 146 статей проекта. 5 декабря 1936 г. Съезд Советов единогласно утвердил новый Основной Закон СССР.


 

==274

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

Конституция 1936 г. стала основополагающим законодательным актом, но многие из ее положений требовали дальнейшей конкретизации в законодательстве Союза, союзных и автономных республик. К марту 1937 г. были приняты новые Основные законы союзных республик. С марта 1937 г. по январь 1938 г. принимаются конституции автономных республик, которые затем были утверждены Верховными Советами союзных республик.

По своему содержанию республиканские конституции полностью соответствовали Конституции Союза ССР, конкретизировали и развивали ее положения. Система высших органов власти каждой из союзных и автономных республик строилась в основном по типу высших органов власти СССР, разграничивались компетенция органов государственной власти и управления» законодательная и исполнительно-распорядительная деятельность. Детально были разработаны в республиканских конституциях вопросы о местных органах государственной власти. При этом более полно, чем в Конституции Союза, отражались основные направления руководства Советами со стороны вышестоящих представительных органов, Такая унификация Основных законов была проведена впервые. Прежние Конституции республик, закрепляя одинаковые принципы и институты, резко отличались друг от друга по форме, а от Основного закона Союза — и по содержанию.

Единство исходных положений и прямое воспроизведение в новых республиканских конституциях многих статей Конституции Союза не означало, конечно, их полной идентичности. Конституции республик, развивая Основной Закон Союза, учитывали исторические условия образования каждой республики. Это нашло, отражение не только в первых главах республиканских конституций, в которых указывались конкретные особенности установления Здесь Советской власти, но и в решении ряда врпросов о полномочиях представительных органов.

В конституции союзных республик, имеющих в своем составе автономные области, были включены специальные главы о них.

Выходе разработки Конституции СССР выдвигалась идея провозгласить ее Основным законом общенародного государства. Однако это было сочтено преждевременным. В пропаганде того времени господствовала идея о сохранении диктатуры пролетариата вплоть до победы коммунизма. Однако в Конституции о диктатуре пролетариата упоминается лишь вскользь, один раз и в прошедшем времени. Определяя Советы как политическую основу СССР, Конституция 1936 г. подчеркнула, что они выросли и окрепли «в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата».


 

==275

 


§ 5. Развитие советского права


Практическое становление и укрепление однопартийной системы в Советском государстве, неуклонное возрастание роли Коммунистической партии в обществе, срастание партийного аппарата с государственным нашли свое отражение и в Конституции, впервые в истории советского права в Основном законе было зафиксировано особое, руководящее, положение ВКП(б) (ст. 126).

В отличие от предшествующих советских конституций, Основной закон ясно и полно определил экономическую основу СССР, которую составляет социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства в двух ее основных формах.'

В Конституции 1924 г. вообще не говорилось об основных правах и обязанностях граждан. В республиканских конституциях им уделялось' несколько статей. Теперь в Основной закон была включена специальная глава, в которой закреплялись право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности, на образование, свобода слова, печати, собраний и митингов, "уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки.

В Конституции СССР 1936 г. были обстоятельно разработаны главные гарантии обеспечения основных прав и свобод советского гражданина. При этом на первый план выдвигались материальные и социально-политические гарантии. Это не помешало, однако, на практике существенно сужать права и свободы граждан. Так, уже вскоре было ограничено право на труд путем закрепления рабочих, и служащих за определенным предприятием или учреждением. Особенно же сужались на практике свобода слова, печати, собраний. Попытки реально использовать эти конституционные права приводили порой к весьма тяжелым последствиям для гражданина вплоть до лишения его свободы органами НКВД.

Конституция не предусматривала свободу передвижения граждан, и не случайно. Еще в декабре 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов». Наряду с целью улучшения учета движения населения постановление имело своей задачей очистить города, от нежелательных элементов. Прописка паспортов существенно ограничивала свободу передвижения, хотя вместе с тем и облегчала борьбу с преступностью.

В Конституции были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством. В их число были включены: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать свое Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.


 

==276

 


Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений


Отношение Конституции к значению личности и государства характеризуется тем, что глава «О правах и обязанностях гражданина» поставлена одной из последних.

Специальная глава под названием «Государственное устройство» была посвящена организации государственного единства. В ней закреплялся статус СССР как единого союзного государства, определялась его компетенция. Вместе с тем, подтверждался суверенитет союзных республик. Подобно Конституции 1924 г., этот суверенитет ограничивался, но только теми правами, которые были исчерпывающе закреплены за Союзом. Таким образом, как и прежде проводилась идея ограниченного суверенитета. Конституция подтверждала безусловное право свободного выхода из Союза за союзными республиками (ст. 20). Она устанавливала приоритет законодательства Союза перед законодательством республик.

В отличие от прежней новая Конституция непосредственно решала наиболее существенные вопросы формирования, организации и. деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также местных Советов. Каждому из этих звеньев были посвящены отдельные главы. В них определялись, в частности, основные вопросы, относящиеся к исключительным полномочиям Верховных советов союзных республик (ст. 60 и 61), и проч. В статье 97 указывалось, что Советы депутатов трудящихся руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководят местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливают местный бюджет. Обстоятельно определила Конституция также систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.

Конституция СССР 1936 г., как уже отмечалось, закрепила новую избирательную систему, принципиально отличную от той, которая сложилась еще в первые годы советской власти. Она выглядела более демократичной и приближалась к тем, которые существовали и в буржуазных государствах. Во всяком случае, прежняя специфичная система выборов отпала.

Если прежде избирательное право было всеобщим только для трудящихся, то теперь классовые ограничения были сняты. Собственно говоря, они отпали сами собой, поскольку исчезли эксплуататоры, а следовательно, и лишенцы. Лишались избирательных прав лишь две категории граждан: умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав. Правда, вторая категория в 30-х годах резко расширилась. С этими исключениями, принцип всеобщности соблюдался достаточно последовательно. Число участву-


 

==277

 


§ 5. Развитие советского права


ющих в выборах приближалось к 100%, на обеспечение возможно более полной явки избирателей для голосования были направлены все усилия партийных, комсомольских, профсоюзных органов. Да и процент голосования за выдвинутых кандидатов был весьма высок, также приближаясь обычно к 100%. Правда, у избирателей чаще всего не было настоящего выбора при голосовании, поскольку выдвигался лишь один кандидат. При этом, конечно, ничто не мешало голосовать против этого кандидата.

В новом избирательном праве исчезло прежнее неравенство городских и сельских избирателей. Теперь нормы представительства стали едиными для всех граждан.

Отпала и прежняя многостепенность выборов. Теперь во все представительные органы от сельсовета до Верховного Совета СССР выборы проводились непосредственно избирателями. Это укрепляло связь избирателей с депутатами, ставило последних под контроль. Избиратели стали чаще обращаться к депутатам с различными житейскими нуждами.

Серьезно укреплял демократизм выборов переход к тайному голосованию. Он обеспечивал более свободное волеизъявление избирателей. На практике граждане не только голосовали, но нередко и высказывали свои эмоции, надписями на бюллетенях для голосования.

Был изменен и принцип организации выборов. На смену прежнему, производственно-территориальному, принципу пришел новый, чисто территориальный, т. е. голосование стало проводиться не на предприятиях, не по месту работы, а только по месту жительства. Правда, выдвижение кандидатов производилось, как и раньше, на предприятиях и в учреждениях.

Начиная с первых выборов в Верховный Совет СССР, проведенных в 1937 г., избирательные кампания стали проводиться как праздник, с большой торжественностью и парадностью. Они завершали избирательную кампанию, которая была в сущности большой формальностью, ритуалом демократии, ибо само выдвижение кандидата обычно уже предопределяло его избрание. Партийные органы, подбиравшие кандидатов, заботились о том, чтобы в составе избранных были представлены в должных пропорциях различные социальные группы — рабочие, крестьяне, интеллигенция, возрастные категории, не только коммунисты, но и беспартийные, не только мужчины, но и женщины и т. д. Предпочтение отдавалось не способности гражданина умело выполнять депутатские обязанности, а его производственным показателям, поэтому в составе депутатов оказывались стахановцы, передовые колхозники, выдающиеся деятели искусства и, разумеется, партийный актив.


 

==278

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

Финансовое право. Проведение коллективизации, индустриализации, культурной революции, строительство Красной Армии требовали колоссальных средств.

Важным мероприятием, обеспечивающим мобилизацию средств для дальнейшего развития народного хозяйства, явилась налоговая реформа 1930—1931 гг. Прежде всего большое количество разнообразных налогов и сборов, взимаемых с предприятий, было заменено всего двумя обязательными платежами в бюджет: налогом с оборота для всех социалистических предприятий и отчислением от прибыли государственных предприятий.

Налог с оборота взимался после реализации произведенной промышленным предприятием продукции. Оптовая база, продав эту продукцию, возвращала определенный процент промышленному предприятию, другую часть забирала себе за услуги, а третью часть, которая по некоторым товарам (например, по водке) достигала 90% и более, зачисляла в бюджет. Процент налога с оборота зависел, конечно, от степени рентабельности предприятия.

Отчисления от прибыли взимались тоже в фиксированном определенном проценте, но таким образом, что с предприятия снималась почти вся прибыль, за исключением лишь расходов, необходимых на развитие предприятия и социально-бытовые нужды работников. Отчисление от прибыли касалось только государственных предприятий, поскольку государство, будучи собственником предприятия, имело право распоряжаться и его прибылью. С кооперативных предприятий этот налог не взимался, ибо там был другой собственник. Налогообложение кооперативных предприятий производилось по-другому.

Налоговая реформа упростила взаимоотношения государства и предприятий. Но самое главное, она позволила сконцентрировать все важнейшие доходы в руках Союза. В этих условиях была изменена система распределения доходов между Союзом, союзными и автономными республиками, а также местными Советами. До сих пор последние черпали значительную часть средств из различных местных налогов и сборов. В связи с их отменой эти федства республики и области стали получать за счет отчисления определенной доли от общегосударственных поступлений. Такой порядок был закреплен специальным постановлением ЦИК и СНК СССР 21 декабря 1931 г.

Концентрация средств в руках Союза позволила Центру больше помогать отсталым республикам. По закону о бюджете, принятому в 1932 г., в бюджеты РСФСР и УССР отчислялось 5% средств, поступающих от налога с оборота предприятий союзного значения, расположенных на их территории, в бюджет Узбекистана — 40%, а в бюджеты Таджикской и Туркменской ССР — 100%.


 

==279

 


§ 5. Развитие советского права


Политика укрепления местных Советов, особенно сельских, проводимая в связи с коллективизацией, отразилась и на финансовой системе. В 1930 г. повсеместно были введены сельские бюджеты, что создавало для сельских Советов самостоятельную финансовую базу.

Было установлено, что за услуги МТС колхозы должны были расплачиваться натурой, зерном, которое поступало на государственные заготовительные пункты. Колхозы не только имели право, но и обязывались заключать договоры с МТС, Названные мероприятия коснулись преимущественно юридических лиц. Но в это же время была проведена реформа, затронувшая и непосредственно граждан. Это так называемая «конверсия государственных займов». За десятилетие было выпущено много разнообразных государственных займов. Обращение с ними стало сложным и затруднительным. Проведенная конверсия означала обмен облигаций всех прежних займов на один новый. Это упростило обращение граждан с облигациями, а также, что было гораздо важнее, несколько отсрочило погашение их, сохранив в обороте государства столь необходимые ему Средства. Конверсия не означала прекращения выпуска новых займов. Они выпускались регулярно, но значительно реже, чем до сих пор, примерно по одному займу в год.

Гражданское и хозяйственное право. Конституция 1936 г. закрепила имущественные отношения, сложившиеся к этому времени. Она четко зафиксировала систему форм собственности, реально! существующую -в обществе.

Ведущей формой собственности признавалась социалистическая. Она в свою очередь подразделялась на государственную и колхозно-кооперативную.

Государственная собственность считалась высшей формой собственности, общенародной, т. е. принадлежащей всему обществу. В законодательстве был закреплен принцип единства государственной собственности. Это означало, что любой объект государственной собственности — земля, предприятие, транспорт и т. д. — принадлежит государству в целом. Каждое госпредприятие в отдельности не является собственником машин, материалов, помещений. Они выделяются ему лишь в управление. Распоряжаться по своему усмотрению имуществом предприятия его руководители или коллектив не могут. Соответствующие государственные органы— наркоматы, СНК — в любой момент были вправе передать имущество одного предприятия другому, и притом безвозмездно. Само предприятие не могло без разрешения передавать кому-либо даже ненужное и демонтированное оборудование.


 

К оглавлению

==280

 


Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений


Другая форма социалистической собственности — колхозно-кооперативная. Субъектом этой собственности являлись отдельные колхозы, предприятия промкооперации и т. п., то есть достаточно многочисленные группы граждан. В силу этого имущественные отношения между кооперативами строились на основе возмездности. Так же они строились и с государством, то есть государство передавало кооперации любое имущество за плату, и кооперативы, соответственно за плату, продавали свое имущество. Конституция признавала и личную собственность граждан, имущество — предназначенное для обеспечения их личных потребностей. Допускалась и мелкая частная собственность — единоличников и кустарей. Если личная собственность граждан не могла использоваться для извлечения доходов, носила чисто потребительский характер, то частная собственность предполагала возможность извлечения дохода, являющегося средством существования собственника. Но закон выдвигал два необходимых требования к частной собственности: она должна быть мелкой и главное — исключающей применение наемного труда — эксплуатацию человека человеком.

Таковы были основы вещного права. Что касается права обязательственного, то здесь следует отметить преимущественное развитие так называемых хозяйственных договоров, то есть договоров между государственными предприятиями, среди которых ведущее место занимали подряд и поставка. В условиях построения социализма договоры между гражданами, чисто гражданские договоры, занимают все меньшее место в обороте, зато договоры между государственными и вообще социалистическими предприятиями теперь преобладают в сфере имущественных отношений, гражданские правоотношения вытесняются хозяйственными, хозяйственное право теснит гражданское право.

Когда мы перешли к нэпу, перед промышленностью была поставлена задача рентабельного, безубыточного производства. С течением времени понятие «хозрасчет» включило в себя и полную Имущественную самостоятельность предприятий, которые должны были организовать производство по возможности прибыльно, чтобы обеспечить накопления для социалистического расширенного воспроизводства. Однако для социалистической экономики прибыль не являлась самоцелью. Советское государство заботилось о том, чтобы производились не самые прибыльные, а самые нужные обществу товары и предметы. Поэтому промышленное производство развивалось под контролем государства, по плану.


 

==281

 


§ 5. Развитие советского права


Планомерность производства усилилась с переходом к планированию на пятилетку, с принятием первых пятилетних планов развития народного хозяйства. Советское государство стремилось сочетать творческую инициативу хозяйственных руководителей и трудовых коллективов с централизованным плановым руководством. Лучшим средством для этого было регулирование хозяйственных договоров. В связи с этим проводится ряд мероприятий, направленных на упорядочение договорной системы. Основная цель их — сохраняя инициативу снизу, обеспечить плановое руководство сверху, направить промышленность на выполнение первоочередных задач.

В 1931 г. ЦИК и СНК СССР обязали хозяйственные органы оформлять заказы и поставки договорами. К началу каждого хозяйственного года, когда проводилась договорная кампания, издавались специальные постановления, регламентирующие порядок заключения договоров. Устанавливаются формы договоров — генеральные и локальные. Генеральные договоры заключаются между центрами двух систем, например, между каким-то промышленным наркоматом и торговым ведомством. На основе генерального договора заключаются локальные — между конкретными поставщиками и потребителями. На основе общих принципов, установленных генеральным договором, локальные договоры определяют конкретные условия, на которых должны производиться поставки или выполняться подряды.

Усиливается внимание к договорной дисциплине, поскольку теперь выполнение договора означает одновременно и выполнение плана. В 1933 г. на это обратил особое внимание СНК СССР. Постановление правительства требовало, чтобы в договорах обязательно указывались последствия их неисполнения: пеня, неустойка, штраф, взыскание убытков. При этом санкции не освобождали от обязанности выполнить договор. Закон запрещал включать в договоры пункты об освобождении сторон от исполнения обязательства в силу «не зависящих от них обстоятельств». Запрещались также односторонний отказ от исполнения договора, одностороннее расторжение или одностороннее изменение его условий.

Важное место в развитии хозяйственного права занимает кредитная реформа, внесшая существенные изменения в договор,займа, заключаемый хозяйственными организациями. Она также имела целью усилить плановое руководство, контроль государства в кредитных отношениях.

Предоставление хозяйственной самостоятельности предприятиям привело к допущению так называемого 'коммерческого кредитования. В этом случае одна хозяйственная организация могла


 

==282

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

свободно кредитовать другую. Что обычно проводилось в форме отсрочки платежа за поставленную продукцию или в форме авансирования за еще не поставленную. Такой заем мог оформляться векселем, который поступал в оборот, то есть, получивший вексель мог расплатиться им с другим контрагентом, а тот передать его третьему и т. д. Следовательно, вексель становился платежным средством наряду с деньгами. Такая система, если и не исключала, то резко снижала возможность неплатежей. В то же время коммерческий кредит позволял предприятиям свободно маневрировать с целью достижения нужного экономического эффекта. Директор того или иного предприятия мог выделять деньги на те цели, которые он считал первоочередными.

Теперь это было запрещено. Все дело кредитования сосредоточивалось в Государственном банке, который на основе плана давал деньги взаймы нуждающимся предприятиям и организациям, контролировал всю их финансовую деятельность. Все расчетные операции хозорганов были теперь сосредоточены в банке, где у них имелись расчетные счета. Были установлены четкие формы таких операций, проводимых под контролем банка.

. Основной формой расчета стал акцепт. При нем расчетные отношения строятся следующим образом. Организация, поставляющая товар другой или оказывающая ей возмездную услугу, направляет в банк, где имеется расчетный счет плательщика, платежное требование. Банк оплачивает это требование при согласии (акцепте) со стороны плательщика, и, конечно, если на его счете имеются средства. Эта форма расчета позволяет заказчику проверить количество и качество товара или работы и в соответствии с этим оплатить товар или услуги.

Была предусмотрена и другая форма расчетов — аккредитивная. Она применялась к неисправным плательщикам, когда кредитор имеет основания не доверять клиенту. В этом случае заказчик1 должен заранее перевести в банк поставщика определенную сумму —выставляет аккредитив. Кредитор предъявляет платежное требование, которое банк оплачивает по предъявлении документов об отгрузке товара клиенту. Здесь, следовательно, Оплата производится еще до получения товара клиентом. Эта форма употреблялась редко, но опять же гарантировала оплату поставляемой продукции или услуги.

Важное изменение следует отметить в развитии договора купли-продажи. Поскольку нэп шел к концу, в 1932 г. законом был? запрещено открытие магазинов и лавок частными торговцами. Закон требовал «всячески искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться за счет рабочих и крестьян». То, что при капитализме считалось нормальным бизнесом, при социализме рассматривалось как преступление.


 

==283

 


§ 5. Развитие советского права


В это же время государство обратило большое внимание на улучшение работы кооперации, которая являлась главной формой организации снабжения населения, главной формой организации экономической смычки между городом и деревней.

—-- Семейное право. Громадные людские потери, принесенные гражданской и мировой войнами, послевоенным голодом, а также массовыми репрессиями, надо было восполнять. Естественным путем к этому было повышение рождаемости. На решение именно этой проблемы было и направлено постановление ЦИК и СНК СССР, принятое 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

Постановление предусматривало материальные меры поощрения рождаемости: увеличивался размер пособия по уходу за ребенком; учреждались пособия матерям, имевшим шестерых детей, при рождении каждого последующего ребенка; матерям, имевшим десятерых детей, устанавливалось единовременное пособие в размере 5 тыс. руб. при рождении последующего ребенка и, начиная со второго года и на протяжении четырех лет выплачивалось ежегодное пособие в размере 2 тыс. руб. Предполагая последствия этих мер, законодательство предусматривало и расширение сети родильных домов, яслей и детских садов.

Имея целью повышение рождаемости, закон установил, однако, норму, которая заведомо не могла дать нужного эффекта, — это запрещение абортов. Против такой меры выступал еще В. И. Ленин, считавший решение вопроса иметь детей или нет «азбучным демократическим правом гражданина и гражданки». Ограничивая свободу личности, запрещение абортов приводило в то же время к эффекту, прямо противоположному тому, на который рассчитывало постановление. Женщины, по тем или иным причинам не желавшие иметь ребенка, шли на криминальные аборты, проводимые часто случайными людьми, в антисанитарных условиях, их нередко калечили и женщины даже погибали.

Заботясь о повышении рождаемости, государство одновременно приняло меры и по улучшению воспитания детей. Эта проблема встала во весь рост в связи с коллективизацией и индустриализацией страны. Бывшие беспризорники, — жертвы революции и гражданской войны, теперь уже стали взрослыми людьми. Но появилось новое поколение детей, оставшихся без родителей в результате раскулачивания и репрессий. Активное включение


 

==284

 


Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений


все большего числа женщин в сферу материального производства вынужденно оставляло без материнского надзора большую массу малолетних. Крушение прежних моральных устоев, так или иначе скреплявших семью, также порождало легкомысленное отношение к браку, рождению внебрачных детей, предопределяло, трудности их воспитания. Все эти обстоятельства подняли новую волну беспризорности и безнадзорности, вызвавшую беспокойство государства и заставившую его принять меры. В 1936 г. в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) органами милиции было разрешено штрафовать родителей за озорство и уличное хулиганство их детей. Повысилась требовательность к опекунам, использующим подопечных в корыстных целях. Заботе о воспитании детей служило и усиление уголовной ответственности за неуплату алиментов. Очевидно, что всего этого было все же недостаточно для решения острой проблемы.

Полагая, что в воспитании детей необходимо участие семьи, законодатель принимает меры к ее укреплению. Чтобы как-то уменьшить число легкомысленных браков и разводов, были введены некоторые усложнения в процедуру развода: требование обязательной явки обоих супругов в ЗАГС, отметка о разводе в паспорте, увеличение пошлины за оформление развода, возраставшей в зависимости от количества разводов у данного лица (за третий и следующие разводы—3 тыс. руб.).

Трудовое право. Индустриализация страны требовала все большего количества кадров. В Стране начинал ощущаться дефицит рабочей силы. В этих условиях государство заботится о пополнении армии рабочих и специалистов. Определенные резервы для этого открывала коллективизация. Коллективный труд сам по себе был более производителен, чем индивидуальный. Повышение производительности труда в сельском хозяйстве обеспечивалось и его развертывающейся механизацией. В такой обстановке деревня могла высвободить определенную часть работников для промышленных предприятий и строек. Все это обусловило создание системы организованного набора рабочей силы по договорам с колхозами и колхозниками.

Но деревня могла, дать только неквалифицированную рабочую силу, впрочем и городскую молодежь надо было обучать рабочим профессиям. Возросла и потребность в технической интеллигенции. Эти проблемы решались созданием широкой сети учебных заведений — от всякого рода краткосрочных курсов и профтехшкол до техникумов и вузов. В 1940 г. был сделан серьезный шаг в деле подготовки рабочих-кадров — создание учебных заведений трудовых резервов, ремесленных и железнодорожных училищ, школ


==285

 


§ 5. Развитие советского права


фабрично-заводского обучения (ФЗО). Для обучающихся в них были созданы по тем временам хорошие материальные условия, включая бесплатное питание, форменную одежду и т. п.

Молодые специалисты, оканчивающие учебные заведения, получали гарантированное право на работу по специальности. В то же время у них появлялась обязанность отработать определенный срок на предприятии или в учреждении, куда они будут распределены. Государственное распределение специалистов позволило планово обеспечить кадрами в первую очередь те объекты, которые особо нуждались в этом.

Индустриализация в нашей стране сопровождалась внедрением в производство новейшей техники. Условия труда на разных предприятиях в этой обстановке нивелировались. Такое положение позволило перейти к новым принципам определения заработной платы. Теперь она стала устанавливаться не коллективными договорами, а единым для всей страны законодательством. Это не привело, однако, к уравниловке. Законодательство выделило отдельные ведущие отрасли промышленности, где уровень заработной платы должен был быть более высоким. В связи с некоторым повышением цен на продовольствие, проведенным при отмене карточной системы, были повышены заработная плата рабочим и служащим, стипендия и пенсия.

Дифференцирование подходит законодательство к работникам в зависимости от их личного трудового вклада. Развиваются меры поощрения хороших работников, материальные и моральные. Создаются невыгодные условия для летунов, лодырей и иных недобросовестных рабочих и служащих. Позже к нарушителям трудовой дисциплины были приняты особенно жесткие меры. В декабре 1938 г. впервые устанавливается зависимость размера пособий по временной нетрудоспособности от стажа непрерывной работы. Однако такой удар по «летунам» оказался недостаточным, и в 1940 г., накануне приближающейся войны, были приняты более крутые меры. Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 июня был вообще запрещен самовольный переход с одной работы на другую. За такой уход устанавливалась уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Уголовная и дисциплинарная ответственность предусматривалась также за прогулы и опоздания на работу. Указ решительно и Строго выполнялся. За первый же месяц его действия было возбуждено 100 тыс. дел о нарушении трудовой дисциплины, а за полтора последующих — 900 тыс. На одной из фабрик до апреля 1941 г. за прогулы было наказано 12,8% всех работающих.


 

==286

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

В условиях ликвидации безработицы и складывающегося дефицита рабочей силы огромное экономическое значение имело привлечение к производительному труду женщин. Для национальных районов оно имело и особое политическое значение, ибо было важным средством раскрепощения женщин. В этой связи в национальных районах принимаются особые меры вовлечения женщин в промышленность и в социалистические сельскохозяйственные предприятия. Так, в Азербайджане в 1931 г. были изданы постановления правительства, возложившие на ведомства обязанность немедленно выявить профессии и должности, на которых возможно применение женского труда и принять меры к, замещению их женщинами. Специальным постановлением 1932 г. руководителям сельскохозяйственных предприятий Азербайджана предписывалось достигнуть определенного уровня применения женского труда. В конце 30-х были существенно изменены такие важные институты трудового права, как рабочее время и время отдыха. Тем же Указом от 26 июня 1940 г. был восстановлен 8-часовой рабочий день и 7-дневная рабочая неделя (с одним выходным днем).

Колхозное право. Проведение сплошной коллективизации потребовало существенных изменений в колхозном праве. Прежде всего был решен вопрос о форме коллективных хозяйств. Если раньше допускались самые разнообразные формы производственной сельскохозяйственной кооперации, причем высшей считалась коммуна, то постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. установило, что основной формой колхоза теперь должна стать сельскохозяйственная артель.

Сельскохозяйственная артель позволяла оптимально сочетать интересы общества и каждого колхозника, общественное производство с личными потребностями колхозного двора. В артели обобществлялись основные средства производства: земля, машины, тягловый скот, крупный продуктивный скот. В то же время в собственности колхозного двора оставались по определенной норме орудия производства, скот и другое имущество, необходимое для ведения личного подсобного хозяйства. В 1933 г. СНК СССР и ЦК ВКЩС) приняли специальное постановление о помощи бескоровным колхозникам в приобретении коров, для чего выделялись громадные средства из казны, идущие для кредитования колхозников, которым предоставлялась рассрочка и другие льготы.

Колхозному двору выделялся в пользование и небольшой приусадебный участок, необходимый для ведения подсобного хозяйства. Для некоторых отсталых национальных районов была, однако, временно сохранена и другая форма колхозов — товарищество по совместной обработке земли, как переходный этап для постепенного приобщения масс к идее коллективизации.


==287

 


§ 5. Развитие советского права


В партийных документах провозглашался принцип добровольности, хотя это было в большой мере декларацией. По идее, гражданин мог вступить в колхоз, мог и выйти из него. В последнем случае он, однако, не получал обратно прежний участок земли, вошедший в состав обобществленного фонда, который законодательством признавался неуменьшаемым. Вышедший из колхоза мог просить о предоставлении ему земли из государственного фонда в другом месте. Такое положение вытекало из того, что собственником земли считалось государство, которое вправе распоряжаться ею по своему усмотрению в интересах общества. Была тут и практическая целесообразность: участок выходящего из колхоза мог оказаться в середине колхозных земель, что создавало бы большое неудобство в землепользовании. Выходы из колхозов имели место в 1930 г., когда были допущены перегибы в коллективизации. Позже эта проблема полностью потеряла свою актуальность.

Примерным уставом сельскохозяйственной артели, утвержденным Президиумом ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г., было установлено, что членами колхоза не могут быть кулаки и лишенцы.

Все работы в колхозе должны производиться силами колхозников. Применение наемного труда допускалось только в том случае, когда колхозу нужен был специалист (например, агроном) или когда не хватало своих сил для срочных работ (например, при уборке урожая, которому грозит гибель из-за погодных условий).

Законодательство подчеркивало, что оплата труда в колхозах, распределение доходов должны производиться не по уравнительному принципу, как это было ранее в коммунах, а по определенным нормам в соответствии с количеством и качеством труда. Это стимулировало хорошую работу, укрепляло колхозы и материальное благосостояние колхозников, По решению VI съезда Советов в качестве единицы измерения труда в колхозах был установлен трудодень.

Высшим органом управления колхозом считалось общее собрание колхозников. Государственное руководство колхозным строительством осуществлялось через райколхозсоюзы, вступление в которые для артелей было обязательным, В 1930 г. колхозам и колхозникам были предоставлены большие льготы. Их освобождали на 2 года от большей части налогов, списывали недоимки, оказывали другую помощь финансами, а также семенами.

Центральный Комитет ВКП(б) рекомендовал, чтобы во всех колхозах были созданы в качестве основной производственной единицы бригады, за которыми закреплялись средства производства и определенный контингент работников.


 

==288

 


Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений


Развитие широкой сети машинно-тракторных станций поставило вопрос о формах их взаимоотношений с колхозами. В 1935 г. был принят новый Примерный устав сельскохозяйственной артели, обобщивший опыт колхозного строительства за прошедшие годы. Новый Устав закрепил сельхозартель как единственную форму колхозов, коммуны и ТОЗы теперь уже не предусматривались. Устав подчеркивал, что земля является государственной собственностью и закрепляется за артелью в бессрочное пользование, т. е. навечно. Подтверждался принцип неуменьшаемости общественных земель колхоза. Устанавливался размер приусадебных участков колхозников.

Основной производственной ячейкой сельхозартели считалась, как и прежде, бригада.

Если оказалось возможным в общем заставить крестьян объединиться в колхозы, то труднее было заставить их там работать. Довольно скоро ловкие крестьяне научились, оставаясь членами колхоза, в то же время фактически превращаться снова в единоличников. Они либо мало, а то и совсем не работали в общественном хозяйстве, а своим основным средством существования сделали приусадебные участки, которые для этих целей самовольно расширялись за счет общественных земель. Для борьбы с таким явлением в 1939 г. было издано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания». В этом объемном документе важны два момента. Прежде всего обращалось внимание на необходимость приведения размеров приусадебных участков колхозников к нормам, предусмотренным Примерным уставом сельхозартели. Такая норма составляла в основной массе случаев от 1/4 до половины гектара на участок, понижаясь иногда (поливные земли) до 1/10 га и повышаясь кое-где до 1 га. В дальнейшем за нарушение таких норм устанавливалась уголовная ответственность колхозников и руководителей хозяйств. Уже само ограничение приусадебного участка не позволяло крестьянину жить только за счет доходов от него. Но постановление предусмотрело и другой способ принуждения колхозников к общественному труду: колхозам было рекомендовано установить обязательный минимум трудодней (от 60 до 100 в различных районах). За невыполнение минимума колхозам предлагалось исключать из своих членов с изъятием приусадебного участка тех, кто минимума не выполнял.

В постановлении предусматривались также меры для организации переселения крестьян из малоземельных областей в многоземельные1.

1 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917—1967). Т. 2. M, 1967. С. 707—713.


==289

 


§ 5. Развитие советского права


Той же цели — переместить усилия крестьян с приусадебного участка на общественное поле — служил и новый закон о сельхозналоге, принятый также в 1939 г. По закону, сельхозналогом, причем достаточно большим, облагалось все, что могло давать какую-то продукцию на приусадебном участке. Облагалось также то, что ничего не производило, но могло производить, например, плохо родившие плодовые деревья. В результате крестьянину порой было выгоднее вырубить сад, чем платить на него налог. На практике так и получалось: в южных районах было вырублено громадное количество садов.

По такому же принципу в 1940 г. было решено взимать с колхозов обязательные поставки продукции. Однако здесь установленный принцип играл Прогрессивную роль. Обязательные поставки исчислялись не по произведенной продукции, а по количеству закрепленной за колхозами земли. Это стимулировало колхозы рациональнее использовать земли, получать с них наибольшие урожаи. То есть, чем больше колхоз производил, тем больше оставалось ему.

Уголовное право. В этот период еще больше возрастает роль общесоюзного уголовного законодательства. В целях обеспечения защиты от преступных посягательств на социалистическую собственность ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 г. приняли постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов" и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности».

Главное внимание в этом Законе обращалось на борьбу с участившимися в то время хищениями грузов на железнодорожном и водном транспорте, а также на охрану имущества колхозов и кооперативов.

Закон имел, однако, существенный недостаток. В нем отсутствовало разграничение между мелкими и крупными хищениями (устанавливались одинаково высокие санкции). Если возникал вопрос об ответственности за мелкие хищения, то суды были вынуждены применять ст. 51 УК РСФСР 1926 г., которая предоставляла им право назначать наказание ниже низшего предела. Сложилось положение, при котором эта статья, предусмотренная для особых случаев, превратилась в норму, использовавшуюся судами излишне часто.

Аналогично Закону от 7 августа 1932 г. отсутствовали разграничения между мелкими, средними и крупными деяниями в постановлении ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. «О борьбе со спекуляцией», в котором были слишком высокие санкции, что порождало в ряде случаев применение несоразмерной вине репрессии (например, 10 лет лишения свободы за спекуляцию пирожками на рынке).


 

К оглавлению

==290

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

В связи с тем, что в стране неуклонно развивалась промышленность, возникала необходимость усилить борьбу за повышение качества выпускаемой промышленной продукции. Этой цели соответствовало постановление ЦИК и СНК СССР от 8 декабря 1933 г. «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции», в котором выпуск такой продукции объявлялся тяжким преступлением. Управляющие трестами, директора предприятий и лица административно-технического персонала, виновные в этом преступлении, подлежали наказанию в виде лишения свободы на срок не ниже 5 лет.

Усиливалась ответственность за государственные преступления. 14 марта 1933 г. ЦИК СССР принял постановление «Об ответственности служащих в государственных учреждениях и предприятиях за вредительские акты», в котором предписывалось правоохранительным органам строго и неуклонно применять предусмотренные уголовным законодательством суровые меры к лицам, виновным во вредительстве.

8 июня 1934 г. ЦИК СССР принял Закон об измене Родине, в котором в отношении виновных в этом деянии предусматривались суровые меры наказания (лишение свободы на 10 лет или расстрел с конфискацией имущества). За недонесение со стороны военнослужащих о готовящейся или совершенной измене виновные подлежали лишению свободы на 10 лет. Если члены семьи военнослужащего чем-либо способствовали измене или хотя бы знали о ней, но не довели об этом до сведения соответствующих государственных органов, то они карались лишением свободы от 5 до 10 лет.

В законе об измене Родине имелась норма, противоречившая демократическим принципам советского уголовного права, которое всегда отрицало объективное вменение деяний. Закон устанавливал ответственность даже тех членов семьи изменившего военнослужащего, которые ничего не знали о готовящейся или совершенной измене. Они подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет.

В дальнейшем наблюдается усиление мер наказаний за совершение государственных преступлений. В октябре 1937 г. вступил в действие закон, который установил повышение сроков лишения свободы за шпионаж, вредительство, диверсии с 10 до 25 лет. За измену Родине, если не имелось смягчающих обстоятельств, сохранялось прежнее наказание — расстрел.

Во второй половине 30-х годов усиление мер наказаний коснулось не только государственных преступлений. 29 марта 1935 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О мерах борьбы с


§ 5. Развитие советского права

 

 

==291

хулиганством». В нем за злостные хулиганские действия, предусмотренные ч. 2 ст. 74 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующими статьями уголовных кодексов других союзных республик, устанавливалось наказание до 5 лет тюрьмы. Подтверждалась уголовная ответственность за изготовление, хранение, сбыт и ношение холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке. Однако этот запрет не распространялся на хранение и ношение холодного оружия в местностях, в которых это было связано с условиями быта и являлось принадлежностью национального костюма.

Огромный рост преступности среди несовершеннолетних побудил ЦИК и СНК СССР 7 апреля 1935 г. принять постановление о борьбе с этим явлением. В постановлении устанавливалась ответственность несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытке убийства. При этом предусматривалось применение всех мер уголовного наказания.

На основании постановления от 7 апреля 1935 г. к уголовной ответственности привлекались лица, уличенные в подстрекательстве или вовлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также и в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, ниществом. Виновные в этих деяниях карались тюремным заключением на срок не ниже 5 лет.

' В 1940 г. вступают в действие некоторые уголовные законы, направленные на общее укрепление трудовой дисциплины, считавшейся в предвоенное время одной из особо важных задач, поставленных Советским государством. Упоминавшийся указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. установил уголовную ответственность рабочих и служащих, виновных в самовольном уходе из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений (тюремное заключение от 2 до 4 месяцев), а также в прогуле (до 6 месяцев исправительных работ с удержанием из зарплаты до 25%). 19 октября 1940 г. была установлена уголовная ответственность инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих за отказ выполнить распоряжение о переводе их на другое предприятие (учреждение). Такое деяние рассматривалось как самовольный уход.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. предусматривал заключение в трудовые колонии сроком до одного года учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО, виновных в самовольном уходе из училища (школы), а также в систематическом и грубом нарушении школьной дисциплины, повлекшем исключение из училища (школы).


 

==292

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

Принимались меры по укреплению дисциплины в Вооруженных Силах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1940 г. была усилена ответственность военнослужащих за нарушение установленного порядка прохождения службы. Уголовно наказуемой была признана самовольная отлучка, совершенная свыше одного раза до двух часов или продолжительностью свыше двух часов хотя бы один раз. Дезертирством признавалась самовольная отлучка свыше суток.

Существенные изменения в 30-е годы претерпела исправительно-трудовая политика Советского государства. 7 апреля 1930 г. СНК СССР ввел в действие Положение об исправительно-трудовых лагерях, которые служили местом изоляции особо опасных преступников, осужденных судом к лишению свободы на срок не ниже трех лет, либо особым постановлением ОГПУ. Руководство лагерями возлагалось на ОГПУ.

Содержавшиеся в ИТЛ делились на три категории: 1-я — из трудящихся, пользовавшихся до осуждения избирательными правами, впервые осужденные не за контрреволюционные преступления на срок не свыше 5 лет; 2-я — те же лица, но осужденные на срок свыше 5 лет; к 3-й категории относились нетрудовые элементы и осужденные за контрреволюционные преступления. В зависимости от категории ИТЛ и поведения осужденных к заключенным применялся различный режим.

В это же время продолжала развиваться система общих мест лишения свободы (отличных от лагерей). 1 августа 1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР ввели в действие новый Исправительно-трудовой кодекс.

Кодекс устанавливал следующие общие места лишения свободы: изоляторы для подследственных, пересыльные пункты, исправительно-трудовые колонии, учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера, учреждения для лишенных свободы несовершеннолетних. Основным типом общих мест заключения стали колонии различных видов. Для заключенных из числе трудящихся предназначались фабрично-заводские, сельскохозяйственные колонии. Классово враждебные элементы и лица, совершившие тяжкие преступления, направлялись в колонии массовых работ в отдаленных местностях, а злостные нарушители режима общих колоний — в штрафные колонии.

Кодекс 1933 г. развил ряд положений Кодекса 1924 г., учел практику его применения и его недостатки.

В начале 30-х годов сложились две системы исправительно-трудовых учреждений: исправительно-трудовые лагеря ОГПУ и исправительно-трудовые колонии НКЮ. Каждая из них регла-


==293

 


§ 5. Развитие советского права


ментировалась особыми законодательными актами (Положением о лагерях и ИТК РСФСР 1933 г.). Такая ведомственная раздвоенность мест лишения свободы была ликвидирована в 1934 г., когда образовали НКВД СССР, в составе которого возникло Главное управление мест поселений и мест заключения.

Таким образом, все места лишения свободы вышли из-под контроля местных Советов и оказались в ведении исключительно НКВД СССР. ИТК РСФСР 1933 г. практически потерял значение, поскольку организация и деятельность всех исправительнотрудовых учреждений регулировались ведомственными актами, которые в значительной степени противоречили законам.

Уголовный процесс. Наметившаяся в 30-е годы тенденция усиления мер наказания отразилась и на развитии уголовно-процессуального права. В целях активизации борьбы с преступлениями, угрожавшими нормальной работе транспорта, ЦИК и СНК СССР 27 ноября 1930 г. приняли постановление о железнодорожных линейных судах. В нем устанавливалось, что расследование дел о преступлениях на транспорте должно осуществляться специальными следователями в срочном порядке и заканчиваться в срок не позднее десяти дней. Не позднее пяти дней после окончания расследования всякое дело подлежало заслушиванию в судебном заседании линейного суда.

Железнодорожные линейные суды, следователи и прокуроры по транспортным делам при расследовании преступлений, совершенных на транспорте, обязывались не только устанавливать непосредственных «совершителей» преступлений, но также тщательно выявлять лиц, ответственных за общую постановку дела на данном участке, в целях применения к ним суровой репрессии.

В связи с образованием НКВД СССР 10 июля 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами».

Уголовные дела, расследовавшиеся органами НКВД (контрреволюционные преступления и против порядка управления), подлежали рассмотрению в областных и более высоких судах специальными судебными коллегиями в составе председательствующего и двух членов суда. Эта категория уголовных дел рассматривалась без участия народных заседателей. Аналогичные уголовные дела по преступлениям на транспорте рассматривались в транспортных судах и коллегиях Верховного Суда СССР. Наиболее тяжкие из государственных преступлений (измена Родине, террористические акты, диверсии) относились к подсудности военных трибуналов округов и военной коллегии Верховного Суда СССР.


 

==294

Глава 4. Период коренной ломки общественных отношений

После убийства С. М. Кирова был принят закон от 1 декабря 1934 г., в котором устанавливался упрощенный порядок расследования и рассмотрения дел о террористических организациях и террористических актах: следствие должно было заканчиваться в срок не более десяти дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела, дела слушались без участия сторон, кассационные обжалования приговоров и ходатайства о помиловании не допускались, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

Этот закон противоречил сложившейся системе советского уголовно-процессуального права, его провозглашенным демократическим принципам и институтам. Он отражал практику усиления борьбы с преступлениями порочным путем ограничения процессуальных гарантий.

Закон от 1 декабря 1934 г., повлекший изменения в УПК союзных республик, создавал предпосылки для применения необоснованных репрессий к невиновным.

В Конституции СССР 1936 г. получили закрепление сложившиеся еще в первые годы Советской власти демократические принципы уголовного процесса (право обвиняемого на защиту, подчинение суда только закону, гласность судебного разбирательства и др.). Этому явно противоречило постановление ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г., внесшее следующие изменения в УПК союзных республик: по делам о вредительстве и диверсиях обвинительное заключение должно было вручаться обвиняемым за сутки до рассмотрения дел в суде, кассационное обжалование по этим-делам не допускалось, приговоры о высшей мере наказания подлежали приведению в исполнение немедленно по отклонении ходатайств о помиловании.

Ужесточение уголовно-процессуальных норм само по себе создавало возможность для беззаконий, вместе с тем по контрреволюционным делам допускались нарушения даже и такого законодательства.

Так, судебной и внесудебной репрессии подверглись бывшие идейные противники И. В. Сталина и его возможные соперники, которые были объявлены агентами империализма и иностранных разведок. Известны процессы так называемого «правотроцкистского блока». Обвинение там поддерживал А. Я. Вышинский. Были приговорены к расстрелу Г. Зиновьев, Л. Каменев, Н. Бухарин и многие другие видные деятели Советского государства того времени.

На закрытых заседаниях военного суда подверглись расправе М. Н. Тухачевский и многие видные военные деятели, в которых Сталин видел опасную военную оппозицию.


 

==295

 


§ 5. Развитие советского права


30-е годы — сложное время в истории нашего государства, да и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: