Концепция инновационного проекта и его технико-экономическое обоснование

41. Бизнес-план инновационного проекта.

Часть 1. Разработка бизнес-плана

инновационного проекта.

Какие бывают планы:

· Оперативные

· Административные

· Стратегические (бизнес-план)

Функции бизнес-плана:

1)Внешняя

· Инвесторы

· Кредиторы

2) Внутренняя

· Разработка стратегии бизнес плана

Задачи бизнес-плана:

• Коммерциализация бизнес-идеи

• Оценить сложности делового начинания

• Проверить жизнеспособность концепции

• Определить потенциальную прибыльность проекта

Стандартная структура бизнес-плана

1. Резюме

2. Описание предприятия и отрасли

3. Описание продукции (услуг)

4. Анализ рынка и план маркетинга

5. Производственный план

6. Организационный план

7. Финансовый план

8. Анализ эффективности и рисков

Особенности инновационного проекта:

• Высокотехнологичный продукт

• Высокая степень риска

• Научные исследования

• Коммерциализация

Интересы инвестора:

1. Команда

2. Прибыль

3. Рынок

4. Потенциал роста

Бизнес-план для инвестора:

1. Резюме

2. Инициатор проекта (персона + команда + предприятие)

3. Описание продукции

4. Анализ рынка и план маркетинга

5. Производственный план

6. Финансовый план

7. Инвестиционный план

8. Организационный план

9. Анализ эффективности и рисков

Резюме:

• Суть проекта

• Сведения о предприятии и команде управления

• Цели, задачи, план действий

• Финансирование

• Планы возврата заѐмных средств

• Эффективность проекта

Инициатор проекта

Предприятие:

· Название

· Правовая форма

· Уставный капитал

· Основные достижения

Команда.

Описание продукции

Физические характеристики и использование;

Привлекательность;

Разработка и развитие;

Анализ рынка

1. Что покупают? По какой цене? Кто покупает? Почему покупают? Как осуществляется покупка? Когда покупают? Где покупают?

2. Конкуренты:

· Основные

· Косвенные

Доля рынка

• Потенциальная емкость рынка

• Потенциальный объем продаж

• Оценка реального объема продаж

Маркетинговый план

Продукт:

· Характеристики и преимущества

· Конкурентная позиция

· Влияние различных факторов на конкурентные позиции продукта

Цена

· Оптимальный метод ценообразования

· Прогнозные цены

Каналы сбыта

· должны обеспечивать предполагаемый объем продаж

Продвижение товара

Маркетинговые мероприятия:

· реклама

· выставки

· публикации

· прямые продажи

Производственный план

• Размещение производства

• Производственные мощности

• Сырье и материалы

• Поставщики

• Схема производственных потоков

• Контроль качества

• Обслуживание и сервис

Организационный план

· График реализации проекта с предполагаемым поэтапным решением поставленных задач

Финансовый план

1. План доходов

2. План расходов

3. Прогноз прибылей и убытков

4. Прогноз движения денежных средств

5. Прогнозный баланс

Анализ эффективности

· Срок окупаемости

· Чистый приведенный доход

· Внутренняя норма рентабельности

· Индекс прибыльности

· Анализ безубыточности

· Возврат на инвестиции

Инвестиционный план

Цели инвестиций

· Возможные источники получения инвестиций

· Необходимые средства для реализации проекта

Структура сделки

• Оценка компании

• Доля инвестора в суммарном капитале компании взамен инвестируемого капитала

• Какие права и способы контроля за деятельностью компании получит инвестор

• Стратегия выхода

Анализ рисков

· Определение риска (управленческие, рыночные, технологические, финансовые)

· Анализ и оценка риска (классификация по степени влияния на проект, ущерба, источникам

· возникновения)

· Разработка реакции на риск

Основные ошибки

1. Подробности и детали

2. Неправильная маркетинговая оценка рынка

3. Неинтересно потребителю

4. Отношения с инвестором

5. Слишком оптимистичное будущее компании

 

Часть 2. Презентация бизнес плана

Цель презентации

· Получить деньги на реализацию проекта

Задача презентации

Вызвать у потенциального инвестора интерес к дальнейшему рассмотрению проекта

Презентация – PR-мероприятие

•Форма подачи информации

•Содержание презентацииЭтапы презентации

 

• Место выступления

• Представление аудитории

• Собственно презентация проекта

• Ответы на вопросы

• Заключительное слово

42. Особенности планирования реализации инновационного проекта: календарный и ресурсный план, бюджет проекта.

Календарный план инновационного проекта определяет продолжительность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Календарные расчеты имеют своей целью регламентацию слаженного и согласованного хода работ с учетом целесообразной их последовательности и взаимосвязи по каждой теме (заданию) проблемно-тематического плана и по отдельным организациям- исполнителям (детальные календарные планы), а также по проекту в целом (сводный оптимальный календарный план).

В качестве метода календарного плакирования в системе управления инновационными проектами рекомендуется использовать методы сетевого планирования и управления (СПУ). Система СПУ предусматривает детальное изучение будущих работ и представление их в виде специального чертежа - сетевого графика. Технологически процесс построения сетевого графика и разработки календарного плана разделяется на следующие основные этапы и шаги:

. Уточнение целей и ограничений проекта:

· целей: продолжительность, качество;

· ограничений: стоимость, наличие производственных ресурсов.

Построение сетевого графика:

· составление перечня работ;

· установление связей между работами, этапами (топологии сети);

· построение сети зависимостей (частные и сводные сетевые графики).

Разработка календарного плана (анализ проекта во времени):

· оценка длительности каждой работы;

· определение продолжительности выполнения отдельных задач, этапов, стадий и всего проекта;

· расчет параметров сети: расчет дат начала и окончания каждой задачи и проекта в целом; определение критического пути проекта; расчет резерва времени; оптимизация (перепланирование) сети.

· Оценка наличных ресурсов, определение необходимых ресурсов, их стоимости и распределение ресурсов по задачам проекта.

Использование при календарном планировании проекта сетевых методов позволяет определить наиболее ответственные работы, составляющие критический путь проекта; установить минимальное время завершения проекта; выделить работы, задачи с высоким риском; выделить слишком интенсивные периоды деятельности. Основные процедуры и методы сетевого планирования инновационных проектов применяются в соответствии с известной общей практикой СПУ.

Техника-экономический план (или ресурсный) представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет состав и потребность в ресурсах, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подрядчиков. В процессе ресурсного планирования подготавливаются и проводятся подрядные торги, заключаются договора (контракты) на поставку. Договор поставки ресурсов является основополагающим документом, регламентирующим сроки, объемы и условия поставки ресурсов. Особым видом ресурсов являются денежные средства (финансы). Планирование затрат должно осуществляться таким образом, чтобы они могли удовлетворить потребности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуществления проекта. Для этого составляется бюджет проекта.

Бюджет инновационного проекта - это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Общий бюджет показывает расход средств на проект год за годом в течение всего периода времени его осуществления. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточного точно, а бюджеты будущих лет могут изменяться с изменением цен. На общем бюджете основываются планы отдельных исполнителей.

Бюджет проекта имеет двоякое значение: во-первых, это план действий, а во-вторых, инструмент для руководства и контроля. Правильно составленный бюджет проекта направлен на решение двух основных задач:

обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнить проект в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;

снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.

Исходной информацией для планирования затрат на проект являются: сметная документация по проекту и календарный план проекта. Планирование затрат при составлении бюджета проекта ведется от общего к частному, и распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в три шага.

. Последовательно суммируется стоимость всех работ календарного плана и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат во времени.

. Размер необходимых затрат в каждый временной период определяется путем суммирования стоимости работ, которые выполнены в этот период по календарному плану.

. Осуществляется распределение затрат во времени по каждому виду работ. При этом рассматриваются возможные варианты использования средств: нормальный, ускоренный и замедленный.

43. Мониторинг и контроль за деятельностью по проекту.

Цель системы мониторинга — собрать и подготовить в отчет­ной форме необходимую информацию. Цель системы контроля — действовать, используя эти данные. Контроль — это действия, направ­ленные на уменьшение разницы между плановым заданием и фак­тическим результатом. Контроль сфокусирован на трех элементах проекта — выполнение работ, уровень затрат и время. Выделяют ряд факторов, которые приводягкнеобходимости контроля:

выполнение работ — непредвиденные технические проблемы, недостаточность ресурсов, проблема качества и надежности, требование изменения спецификаций со стороны заказчика, межфункциональные сложности;

затраты— увеличение ресурсов, требующихся для решения проблем; расширяющийся масштаб работ; заниженность пер­воначальных оценок; неудовлетворительная или поздняя от­четность; неудовлетворительное составление бюджетов; кор­ректировки, произведенные не вовремя; возросшие цены на ресурсы;

время— отведение большего времени, чем планировалось, на технические проблемы; излишне оптимистичные первона­чальные оценки сроков проекта; неправильное определение последовательности действий; недоступность необходимых ресурсов; задержки при выполнении предшествующих задач; «катастрофическое» изменение спецификаций заказчиком. Контроль является центральным видом деятельности в ходе ре­ализации проекта. Наиболее важные инструменты в этом процес­се: план, разработанный для определения трех параметров проек та (спецификаций, графика и бюджета), и стандарты, по которым оценивается текущая деятельность на предмет соответствия предъ­являемым требованиям. Весьма полезными при осуществлении контроля проекта являются следующие четыре инструмента:

• определение элементов проекта, подлежащих контролю;

• определение ключевых точек проекта;

• контроль бюджета;

• оценка промежуточных результатов.

Основным носителем информации о ходе реализации проекта яв­ляется отчет. Выделяют три типа отчетов —текущий (регулярный), исключительный (ориентированный на принятие решений) и специ­альный (аналитический, исследовательский). Существуют три общие проблемы при разработке отчетности по проекту: 1) отчет излишне детализирован, трудно найти нужную информацию; 2) данные отче­тов, подготовленные разными специалистами, имеют различные сис­темы измерения, а бухгалтерская, инженерная, маркетинговая, фи­нансовая и производственная информационные системы должны быть адаптированы друг к другу; 3) i ^удовлетворительная связь меж­ду системой планирования и системой мониторинга. Минимальная информация, которая должна содержаться в текущем отчете:

1. Четкое описание проекта, его цели.

2. Текущее состояние проекта.

3. Сопоставление реальных затрат с планируемыми.

4. Выполнение проекта по ключевым моментам, процент вы­полнения.

5. Сопоставление завершенных работе использованными ре­сурсами.

6. Выполнение требований по обеспечению качества проекта.

7. Будущее состояние проекта.

8. Критические вопросы управления.

9. Анализ рисков.

10. Ограничения и предположения, выводы.

44. Риск-менеджмент инновационного проекта.

Риск-менеджмент.

Понятие риска это неопределенность (неполнота и неточность информации по параметрам проекта – затраты и результаты), вызывающая наступление неблагоприятных ситуаций и последствия.

Разновидности: 1) динамический риск – дополнительные потери или доходы, возможны потери и выигрыш. 2) статические – потеря реальных активов, всегда потери.

Виды рисков: 1) политический (связан с формами собственности). 2) экономический (связан с инфляцией, повышения и понижения доходов населения, ставкой рефинансирования, способами амортизации. 3) рыночный –связан с изменениями потребительских предпочтений, валютными курсами. 4) производственный – связан с браком и авариями. 5) природно-климатический. 6) неточность целей и интересов участников проекта – поставщики, инвесторы, невыполнение договорных обязательств и объявление банкротства.

Методы снижения рисков: 1) распределение риска между участниками проекта. 2) страхование (хеджирование). 3)резервирование (создание фонда риска за счет чистой прибыли). 4) определение доли риска в финансовом плане (не возврат кредита).

Виды анализа: Качественный анализ рисков – результатом качественного анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта. Для описания удобно использовать специально разработанные логические карты – список вопросов, помогающих выявить существующие риски. Методы: метод экспертной оценки (Дельфи, Раттинг) – определение видов риса, вероятности их возникновения в долях, определение важности рисков, определение опасности рисков = вероятность*важность, ранжирование рисков по степени опасности.

Количественный анализ рисков – заключается в определении количественных параметров возможных потерь. Методы: 1) статистические - расчет коэффициента вариации (определяет возможные доходы по проекту от разных видов инвестиций); расчет бета-коэффициента (позволяет оценить риск индивидуального проекта) по отношению к риску инвестиционного риска в целом).; 2) экономический – расчет точки безубыточности. 3) метод аналогий (используется опыт по аналогичным проектам, требование – инфляция = 6%). 4) метод имитационного моделирований (метод Монте Карло) разработка различных сценариев проекта. 5) метод дерева решений.

45. Качественно-количественный анализ рисков проекта.

Качественный анализ рисков включает в себя расстановку рангов для идентифицированных рисков. При анализе вероятности и влияния предполагается, что никаких мер по предупреждению рисков не производится.

Качественный анализ рисков включает:

· Определение вероятности реализации рисков.

· Определение тяжести последствий реализации рисков.

· Определения ранга риска по матрице «вероятность — последствия».

· Определение близости наступления риска.

· Оценка качества использованной информации.

Для качественной оценки вероятности реализации риска и определения тяжести последствий его реализации применяется, как правило, общепринятые в организации шкалы.

Для определения ранга риска используется матрица вероятностей и последствий Ранг риска определяется произведением веса вероятности и значимости последствий.

Критерии оценки качества используемой при анализе информации выглядят следующим образом:

· Степень понимания риска.

· Доступность и полнота информации о риске.

· Надежность, целостность и достоверность источников данных.

Этапы качественного анализа рисков:
1. идентификация (определение) возможных рисков;
2. описание возможных последствий (ущерба) реализации обнаруженных рисков и их стоимостная оценка;
3. описание возможных мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков, с указанием их стоимости;
4. исследования на качественном уровне возможности управления рисками инвестиционного проекта:
- диверсификация риска;
- уклонение от рисков;
- компенсация рисков;
- локализация рисков.

Количественный анализ рисков - это количественный анализ потенциального воздействия идентифицированных рисков на общие цели проекта.

Количественный анализ рисков обычно выполняется для рисков, которые были квалифицированы в результате качественного анализа. При количественном анализе также оцениваются вероятности возникновения рисков и размеры ущерба /выгоды; здесь анализируются риски, имеющие высокие и умеренные ранги. Выбор методов анализа определяется для каждого проекта и зависит от наличия времени и от бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: