41. Бизнес-план инновационного проекта.
Часть 1. Разработка бизнес-плана
инновационного проекта.
Какие бывают планы:
· Оперативные
· Административные
· Стратегические (бизнес-план)
Функции бизнес-плана:
1)Внешняя
· Инвесторы
· Кредиторы
2) Внутренняя
· Разработка стратегии бизнес плана
Задачи бизнес-плана:
• Коммерциализация бизнес-идеи
• Оценить сложности делового начинания
• Проверить жизнеспособность концепции
• Определить потенциальную прибыльность проекта
Стандартная структура бизнес-плана
1. Резюме
2. Описание предприятия и отрасли
3. Описание продукции (услуг)
4. Анализ рынка и план маркетинга
5. Производственный план
6. Организационный план
7. Финансовый план
8. Анализ эффективности и рисков
Особенности инновационного проекта:
• Высокотехнологичный продукт
• Высокая степень риска
• Научные исследования
• Коммерциализация
Интересы инвестора:
1. Команда
2. Прибыль
3. Рынок
4. Потенциал роста
Бизнес-план для инвестора:
1. Резюме
|
|
2. Инициатор проекта (персона + команда + предприятие)
3. Описание продукции
4. Анализ рынка и план маркетинга
5. Производственный план
6. Финансовый план
7. Инвестиционный план
8. Организационный план
9. Анализ эффективности и рисков
Резюме:
• Суть проекта
• Сведения о предприятии и команде управления
• Цели, задачи, план действий
• Финансирование
• Планы возврата заѐмных средств
• Эффективность проекта
Инициатор проекта
Предприятие:
· Название
· Правовая форма
· Уставный капитал
· Основные достижения
Команда.
Описание продукции
Физические характеристики и использование;
Привлекательность;
Разработка и развитие;
Анализ рынка
1. Что покупают? По какой цене? Кто покупает? Почему покупают? Как осуществляется покупка? Когда покупают? Где покупают?
2. Конкуренты:
· Основные
· Косвенные
Доля рынка
• Потенциальная емкость рынка
• Потенциальный объем продаж
• Оценка реального объема продаж
Маркетинговый план
Продукт:
· Характеристики и преимущества
· Конкурентная позиция
· Влияние различных факторов на конкурентные позиции продукта
Цена
· Оптимальный метод ценообразования
· Прогнозные цены
Каналы сбыта
· должны обеспечивать предполагаемый объем продаж
Продвижение товара
Маркетинговые мероприятия:
· реклама
· выставки
· публикации
· прямые продажи
Производственный план
• Размещение производства
• Производственные мощности
• Сырье и материалы
• Поставщики
• Схема производственных потоков
• Контроль качества
• Обслуживание и сервис
Организационный план
· График реализации проекта с предполагаемым поэтапным решением поставленных задач
|
|
Финансовый план
1. План доходов
2. План расходов
3. Прогноз прибылей и убытков
4. Прогноз движения денежных средств
5. Прогнозный баланс
Анализ эффективности
· Срок окупаемости
· Чистый приведенный доход
· Внутренняя норма рентабельности
· Индекс прибыльности
· Анализ безубыточности
· Возврат на инвестиции
Инвестиционный план
Цели инвестиций
· Возможные источники получения инвестиций
· Необходимые средства для реализации проекта
Структура сделки
• Оценка компании
• Доля инвестора в суммарном капитале компании взамен инвестируемого капитала
• Какие права и способы контроля за деятельностью компании получит инвестор
• Стратегия выхода
Анализ рисков
· Определение риска (управленческие, рыночные, технологические, финансовые)
· Анализ и оценка риска (классификация по степени влияния на проект, ущерба, источникам
· возникновения)
· Разработка реакции на риск
Основные ошибки
1. Подробности и детали
2. Неправильная маркетинговая оценка рынка
3. Неинтересно потребителю
4. Отношения с инвестором
5. Слишком оптимистичное будущее компании
Часть 2. Презентация бизнес плана
Цель презентации
· Получить деньги на реализацию проекта
Задача презентации
Вызвать у потенциального инвестора интерес к дальнейшему рассмотрению проекта
Презентация – PR-мероприятие
•Форма подачи информации
•Содержание презентацииЭтапы презентации
• Место выступления
• Представление аудитории
• Собственно презентация проекта
• Ответы на вопросы
• Заключительное слово
42. Особенности планирования реализации инновационного проекта: календарный и ресурсный план, бюджет проекта.
Календарный план инновационного проекта определяет продолжительность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Календарные расчеты имеют своей целью регламентацию слаженного и согласованного хода работ с учетом целесообразной их последовательности и взаимосвязи по каждой теме (заданию) проблемно-тематического плана и по отдельным организациям- исполнителям (детальные календарные планы), а также по проекту в целом (сводный оптимальный календарный план).
В качестве метода календарного плакирования в системе управления инновационными проектами рекомендуется использовать методы сетевого планирования и управления (СПУ). Система СПУ предусматривает детальное изучение будущих работ и представление их в виде специального чертежа - сетевого графика. Технологически процесс построения сетевого графика и разработки календарного плана разделяется на следующие основные этапы и шаги:
. Уточнение целей и ограничений проекта:
· целей: продолжительность, качество;
· ограничений: стоимость, наличие производственных ресурсов.
Построение сетевого графика:
· составление перечня работ;
· установление связей между работами, этапами (топологии сети);
· построение сети зависимостей (частные и сводные сетевые графики).
Разработка календарного плана (анализ проекта во времени):
· оценка длительности каждой работы;
· определение продолжительности выполнения отдельных задач, этапов, стадий и всего проекта;
· расчет параметров сети: расчет дат начала и окончания каждой задачи и проекта в целом; определение критического пути проекта; расчет резерва времени; оптимизация (перепланирование) сети.
· Оценка наличных ресурсов, определение необходимых ресурсов, их стоимости и распределение ресурсов по задачам проекта.
Использование при календарном планировании проекта сетевых методов позволяет определить наиболее ответственные работы, составляющие критический путь проекта; установить минимальное время завершения проекта; выделить работы, задачи с высоким риском; выделить слишком интенсивные периоды деятельности. Основные процедуры и методы сетевого планирования инновационных проектов применяются в соответствии с известной общей практикой СПУ.
|
|
Техника-экономический план (или ресурсный) представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет состав и потребность в ресурсах, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подрядчиков. В процессе ресурсного планирования подготавливаются и проводятся подрядные торги, заключаются договора (контракты) на поставку. Договор поставки ресурсов является основополагающим документом, регламентирующим сроки, объемы и условия поставки ресурсов. Особым видом ресурсов являются денежные средства (финансы). Планирование затрат должно осуществляться таким образом, чтобы они могли удовлетворить потребности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуществления проекта. Для этого составляется бюджет проекта.
Бюджет инновационного проекта - это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Общий бюджет показывает расход средств на проект год за годом в течение всего периода времени его осуществления. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточного точно, а бюджеты будущих лет могут изменяться с изменением цен. На общем бюджете основываются планы отдельных исполнителей.
Бюджет проекта имеет двоякое значение: во-первых, это план действий, а во-вторых, инструмент для руководства и контроля. Правильно составленный бюджет проекта направлен на решение двух основных задач:
обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнить проект в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;
|
|
снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.
Исходной информацией для планирования затрат на проект являются: сметная документация по проекту и календарный план проекта. Планирование затрат при составлении бюджета проекта ведется от общего к частному, и распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в три шага.
. Последовательно суммируется стоимость всех работ календарного плана и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение всего времени осуществления проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат во времени.
. Размер необходимых затрат в каждый временной период определяется путем суммирования стоимости работ, которые выполнены в этот период по календарному плану.
. Осуществляется распределение затрат во времени по каждому виду работ. При этом рассматриваются возможные варианты использования средств: нормальный, ускоренный и замедленный.
43. Мониторинг и контроль за деятельностью по проекту.
Цель системы мониторинга — собрать и подготовить в отчетной форме необходимую информацию. Цель системы контроля — действовать, используя эти данные. Контроль — это действия, направленные на уменьшение разницы между плановым заданием и фактическим результатом. Контроль сфокусирован на трех элементах проекта — выполнение работ, уровень затрат и время. Выделяют ряд факторов, которые приводягкнеобходимости контроля:
• выполнение работ — непредвиденные технические проблемы, недостаточность ресурсов, проблема качества и надежности, требование изменения спецификаций со стороны заказчика, межфункциональные сложности;
• затраты— увеличение ресурсов, требующихся для решения проблем; расширяющийся масштаб работ; заниженность первоначальных оценок; неудовлетворительная или поздняя отчетность; неудовлетворительное составление бюджетов; корректировки, произведенные не вовремя; возросшие цены на ресурсы;
• время— отведение большего времени, чем планировалось, на технические проблемы; излишне оптимистичные первоначальные оценки сроков проекта; неправильное определение последовательности действий; недоступность необходимых ресурсов; задержки при выполнении предшествующих задач; «катастрофическое» изменение спецификаций заказчиком. Контроль является центральным видом деятельности в ходе реализации проекта. Наиболее важные инструменты в этом процессе: план, разработанный для определения трех параметров проек та (спецификаций, графика и бюджета), и стандарты, по которым оценивается текущая деятельность на предмет соответствия предъявляемым требованиям. Весьма полезными при осуществлении контроля проекта являются следующие четыре инструмента:
• определение элементов проекта, подлежащих контролю;
• определение ключевых точек проекта;
• контроль бюджета;
• оценка промежуточных результатов.
Основным носителем информации о ходе реализации проекта является отчет. Выделяют три типа отчетов —текущий (регулярный), исключительный (ориентированный на принятие решений) и специальный (аналитический, исследовательский). Существуют три общие проблемы при разработке отчетности по проекту: 1) отчет излишне детализирован, трудно найти нужную информацию; 2) данные отчетов, подготовленные разными специалистами, имеют различные системы измерения, а бухгалтерская, инженерная, маркетинговая, финансовая и производственная информационные системы должны быть адаптированы друг к другу; 3) i ^удовлетворительная связь между системой планирования и системой мониторинга. Минимальная информация, которая должна содержаться в текущем отчете:
1. Четкое описание проекта, его цели.
2. Текущее состояние проекта.
3. Сопоставление реальных затрат с планируемыми.
4. Выполнение проекта по ключевым моментам, процент выполнения.
5. Сопоставление завершенных работе использованными ресурсами.
6. Выполнение требований по обеспечению качества проекта.
7. Будущее состояние проекта.
8. Критические вопросы управления.
9. Анализ рисков.
10. Ограничения и предположения, выводы.
44. Риск-менеджмент инновационного проекта.
Риск-менеджмент.
Понятие риска – это неопределенность (неполнота и неточность информации по параметрам проекта – затраты и результаты), вызывающая наступление неблагоприятных ситуаций и последствия.
Разновидности: 1) динамический риск – дополнительные потери или доходы, возможны потери и выигрыш. 2) статические – потеря реальных активов, всегда потери.
Виды рисков: 1) политический (связан с формами собственности). 2) экономический (связан с инфляцией, повышения и понижения доходов населения, ставкой рефинансирования, способами амортизации. 3) рыночный –связан с изменениями потребительских предпочтений, валютными курсами. 4) производственный – связан с браком и авариями. 5) природно-климатический. 6) неточность целей и интересов участников проекта – поставщики, инвесторы, невыполнение договорных обязательств и объявление банкротства.
Методы снижения рисков: 1) распределение риска между участниками проекта. 2) страхование (хеджирование). 3)резервирование (создание фонда риска за счет чистой прибыли). 4) определение доли риска в финансовом плане (не возврат кредита).
Виды анализа: Качественный анализ рисков – результатом качественного анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта. Для описания удобно использовать специально разработанные логические карты – список вопросов, помогающих выявить существующие риски. Методы: метод экспертной оценки (Дельфи, Раттинг) – определение видов риса, вероятности их возникновения в долях, определение важности рисков, определение опасности рисков = вероятность*важность, ранжирование рисков по степени опасности.
Количественный анализ рисков – заключается в определении количественных параметров возможных потерь. Методы: 1) статистические - расчет коэффициента вариации (определяет возможные доходы по проекту от разных видов инвестиций); расчет бета-коэффициента (позволяет оценить риск индивидуального проекта) по отношению к риску инвестиционного риска в целом).; 2) экономический – расчет точки безубыточности. 3) метод аналогий (используется опыт по аналогичным проектам, требование – инфляция = 6%). 4) метод имитационного моделирований (метод Монте Карло) разработка различных сценариев проекта. 5) метод дерева решений.
45. Качественно-количественный анализ рисков проекта.
Качественный анализ рисков включает в себя расстановку рангов для идентифицированных рисков. При анализе вероятности и влияния предполагается, что никаких мер по предупреждению рисков не производится.
Качественный анализ рисков включает:
· Определение вероятности реализации рисков.
· Определение тяжести последствий реализации рисков.
· Определения ранга риска по матрице «вероятность — последствия».
· Определение близости наступления риска.
· Оценка качества использованной информации.
Для качественной оценки вероятности реализации риска и определения тяжести последствий его реализации применяется, как правило, общепринятые в организации шкалы.
Для определения ранга риска используется матрица вероятностей и последствий Ранг риска определяется произведением веса вероятности и значимости последствий.
Критерии оценки качества используемой при анализе информации выглядят следующим образом:
· Степень понимания риска.
· Доступность и полнота информации о риске.
· Надежность, целостность и достоверность источников данных.
Этапы качественного анализа рисков:
1. идентификация (определение) возможных рисков;
2. описание возможных последствий (ущерба) реализации обнаруженных рисков и их стоимостная оценка;
3. описание возможных мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков, с указанием их стоимости;
4. исследования на качественном уровне возможности управления рисками инвестиционного проекта:
- диверсификация риска;
- уклонение от рисков;
- компенсация рисков;
- локализация рисков.
Количественный анализ рисков - это количественный анализ потенциального воздействия идентифицированных рисков на общие цели проекта.
Количественный анализ рисков обычно выполняется для рисков, которые были квалифицированы в результате качественного анализа. При количественном анализе также оцениваются вероятности возникновения рисков и размеры ущерба /выгоды; здесь анализируются риски, имеющие высокие и умеренные ранги. Выбор методов анализа определяется для каждого проекта и зависит от наличия времени и от бюджета.