Типы инновационных организаций (эксплеренты, виоленты, патиенты, коммутанты)

Существует 4 типа инновационных организаций:

1. Эксплеренты (ласточки)

рынок: первопроходцы на рынке.

инновации: создание радикальных нововведений (новых продуктов технологий во всех отраслях).

потребности: внедрение принципиальных нововведений.

Специфика (особенности): выгода из первоначального присутствия на рынке; двигатели НТП.

ЖЦ продукции: работают в "окрестностях" этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.

Уровень конкуренции: средний.

Девиз: "лучше и дешевле, если получится".

Пример: Зенит,Осборн,Апле.

2. Патиенты (хитрые лисы):

рынок: работа на узкий сегмент рынка.

Инновации: дифференциация продукции (модификация серийной продукции).

Потребности: удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы.

Специфика: уклоняются от прямой конкуренции с ведущими корпорациями.

ЖЦ продукции: действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской способности.

Уровень конкуренции: низкий.

Девиз: "дорого, зато хорошо".

Пример: оборонный комплекс.

Виоленты (львы)

Рынок: глобальный.

Инновации: создание новых моделей и модернизация выпускаемой техники, инновационные продуктовые стратеги.

Потребности: потребности с "средними" запросами к качеству и среднем уровнем цен.

Специфика: фирмы с "силовой" стратегией; обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии; занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей.

ЖЦ продукции: работают в "окрестностях" минимума выпуска продукции.

Уровень конкуренции: высокий.

Девиз: "Дешево, но прилично".

Пример: Тайота, Сименс, Электролюкс.

Коммутанты (мыши)

Рынок: локальный (местный).

Инновации: диффузия нововведений, продвижение новых продуктов и технологий.

Потребности: удовлетворяют небольшие по объему (кратковременные) нужд конкретного клиента.

Специфика: индивидуализация услуги; в отличие от других фирм они готовы использовать любую возможность для бизнеса: повышенная гибкость позволяет им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.

ЖЦ продукции: действуют на этапе падения цикла выпуска продукции.

Уровень конкуренции: средний.

Девиз: "вы доплачиваете за то, что я решаю именно ваши проблемы".

33. Прогнозирование в инновационном менеджменте.

В современных условиях, когда динамично и непредсказуемо изменяется внешняя среда организации, прогнозирование инноваций становится жизненно необходимым.

Прогноз (греч. prognosis — предвидение, предсказание) представляет собой основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе какого-либо явления, события, показателя.

Прогноз — комплексная вероятностная оценка содержания, направлений и объемов будущего развития науки и техники в той или иной области.

Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Основная функция научно-технического прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных путей развития исследуемых объектов на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций их изменения

В системе управления прогноз обеспечивает решение следующих важнейшихзадач:

- определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта;

- оценка социальных и экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;

- определение мероприятий, необходимых для обеспечения каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;

- оценка ресурсов, необходимых для осуществления намеченных программ мероприятий.

Прогноз сокращает количество вариантных проработок при формировании плана, повышает глубину и качество обоснования плана, формирует его конечные цели, определяет условия выполнения плана, моделирует возможные пути развития объекта, необходимые для осуществления мероприятия, и ожидаемые результаты.

Таким образом, прогноз, прежде всего, служит для обоснования плановых решений. Однако прогнозные разработки могут использоваться и для определения возможных последствий выполнения или невыполнения плановых решений. Необходимость разработки различных видов научно-технических прогнозов предопределяется сложностью инновационной сферы как объектов управления.

С учетом широты тематических рамок и уровня разработки выделяют прогнозы:

- научно-технического развития страны и регионов;

- развития отдельных направлений науки и техники, а также решения межотраслевых научно-технических проблем;

- развития самостоятельных инновационных предприятий;

- развития отдельных видов техники, совершенствования элементов техники;

- изменения отдельных параметров и характеристик проектируемой техники и продуктов.

Все эти прогнозы связаны между собой отношениями подчиненности и образуют иерархическую систему прогнозирования, которая обеспечивает органическое сочетание прогностической деятельности на различных уровнях управления и по всем направлениям и областям науки и техники.

По глубине описания будущего прогноз значительно опережает объективные изменения, отражающие закономерности развития науки и техники. Чем раньше обнаружены те или иные тенденции в развитии прогнозируемого объекта, тем оперативнее и действеннее плановое руководство инновационной деятельностью в этой сфере.

В целях глубокого обоснования подготавливаемых планов развития науки и техники предусматривается разработка трех типов прогнозов:

- краткосрочные прогнозы (до 1 года);

- среднесрочные прогнозы (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные прогнозы (до 15 лет и более).

В новых, быстро развивающихся областях науки и техники периоды прогнозирования укорачиваются, а сами прогнозы обновляются чаще, чем в традиционных областях.

По возможности воздействия на будущее прогнозы делятся на активные и пассивные.

По степени вероятности будущих событий прогнозы делятся на вариантные и инвариантные.

По способу представления результатов прогнозы подразделяются на точечные и интервальные.

34. Приемы инновационного менеджмента, воздействующие на производство инноваций: бенчмаркинг.

Определение – это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности.

Цель – найти преимущество, за счет которого конкурент выигрывает, и по возможности скопировать его.

Виды – 1. внутренний 2.конкурентный 3.функциональный 4.инновационный

Принципы – 1. концентрация на качестве 2. важность бизнес-процессов 3. необходимость учета несовершенства классической модели TQM в процессе планирования бенчмаркинговой деятельности 4. систематическое проведене процесса бенчмаркинга 5. Бенчмаркинг – основа выживания.

История бенчмаркинга - 1. 50-60-е годы Япония 2. 70-е годы Xerox 3. 80-90-е годы повсеместно.

Использование бенчмаркинга по секторам – обслуживание и ритейл - 30%; финансовые услуги – 32%; производство – 48%; правительственные организации – 62%; образование – 66%; медицина – 85%; предприятии коммунального обслуживания – 88%.

Бизнес-процессы, чаще всего подвергаемые сравнению: 1. обслуживание клиентов 2. IT 3. развитие и обучение персонала 4. улучшение бизнес-процессов/управление 5. телефонная служба по работе с клиентами 6. оценка и повышение эффективности 7. набор кадров 8. производство 9. управление персоналом 10. управление проектами.

Этапы проекта бенчмаркинга, воздействующие на производство инноваций – 1. выбор продукта, услуги или процесса для сравнения 2. определение основных критериев оценки 3. выбор компании или внутрифирменной области для сравнения 4. сбор информации 5. анализ показателей и определение возможностей применения полученных данных 6. адаптация и применение лучших практических разработок, установление обоснованных задач для компании, применение полученного опыта.

Задачи бенчмаркинга – 1. определение конкурентоспособности компании и ее слабых сторон 2. осознание необходимых изменений 3. отбор идей по кардинальному улучшению процессов 4. выявление наилучших приемов работы для компании данного типа 5. постановка долгосрочных целей, показателей качества работы, значительно превосходящих текущие. 6. переориентация корпоративной культуры 7. разработка инновационных подходов к совершенствованию бизнес0процессов.

35. Приемы инновационного менеджмента, воздействующие на производство, реализацию, продвижение инноваций: инжиниринг.

Инжиниринг – инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов.

Задача – получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиции в новый продукт и определение будущих перспективных направлений.

Специфические особенности инжиниринга инноваций – 1. инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. 2. инжиниринг инноваций является объектом к/п, поэтому он должен иметь не только материальную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику (брэнд). 3. инжиниринг инноваций в отличие от франчайзинга и ноу-хау имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. услугами, стоимость которых определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство и реализацию.

Этапы цикла инжиниринговых услуг: 1. проектный этап – предварительное исследование маркетинговой целесообразности проекта, технической важности его реализации, подготовка ТЭО. ( БП – вводная часть – анализ состояния – сущность проекта – анализ рынка – маркетинг – производственный план – организационный план – финансовый план – приложения. Цели ТЭО – подтверждение финансовой устойчивости и платежеспособности – осуществление согласований и экспертиз – выработка альтернативных вариантов достижения цели, поставленной инвестором, в т.ч. различных источников финансирования проекта – учет налоговой, кредитной, амортизационной политики.) 2. проектирование – составление проектной документации, генпланов, схем, рабочих чертежей и пр. 3. после проектный этап – подготовка заказов на оборудование, инженерно-строительные работы, надзор за изготовлением оборудования и ходом ведения работ. 4. рекомендательные услуги по эксплуатации объекта после его сдачи в эксплуатацию и продаже готовой продукции.

Оценка стоимости инжиниринговых услуг: 1. повременная оплата 2. оплата фактических услуг + фиксированное вознаграждение 3. % от стоимости инновационного проекта 4. оплата фактических услуг + % прибыли от реализации инновационного проекта.

Виды оказываемых услуг: 1.консультационный 2. технологический 3. строительный и/или общий 4. комплексный 5. техническое содействие.

Фирмы: промышленные компании: компании проектировщики и производители оборудования; Специализированные инжиниринговые фирмы: инженерно-строительные и инженерно-консультационные фирмы; В зависимости от характера хозяйственных связей: независимые и родственные.

36. Приемы инновационного менеджмента, воздействующие на производство, реализацию, продвижение инноваций: реинжиниринг.

Реинжиниринг – представляет собой инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций. 2. Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений, решающих современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис, темпы.

Цель: Реинжиниринг как прием ИМ затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых проектов и операций, так и на их реализацию, продвижение, диффузию.

Виды: Кризисный Реинжиниринг – вызывается резким падением объема продажи проекта в связи со снижением спроса на него или в связи с падением продавца инновации. Такое положение является свидетельством наметившейся тенденции к снижению конкурентоспособности на рынке, а, возможно, и к его банкротству. Поэтому возникает потребность в немедленном проведении мероприятий по ликвидации наметившегося кризиса. Причины кризиса: неудовлетворенность покупателей доходностью и другими привлекаемыми качествами данного продукта; изменение политики покупателей; устаревшая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца; неэффективность бизнес-процесса инноваций. Бизнес процесс инноваций – упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца. Включает 3 частных бизнес процесса: 1) бизнес-процесс заявки на инновацию (четкая формулировка идеи создания данной инновации, перечень конкретных требований, который должен соответствовать новый проект или новая операция). 2) бизнес-процесс производства инновации (получение заказа с указанием конкретных характеристик проекта или операции, появление проекта в материальной форме в виде вещи, готовой к продаже). 3) Бизнес-процесс реализации инновации (выставление ее на продажу, продажа, послепродажный сервис обслуживание).

Реинжиниринг развития – вызывается снижением объема продажи проекта (операции) в связи с тем, что действующая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца по своему уровню развития уже достигла того определенного предела, выше которого продажа инновации невозможна.

37. Приемы инновационного менеджмента, воздействующие на производство, реализацию, продвижение инноваций: брэнд- стратегия.

Это комплексная проработка имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке. 2. В более упрощенном виде брэнд- стратегия фигурирует как брэндинг. 3. Как прием менеджмента инноваций брэнд- стратегия – управление процессом реализации на рынке новых проектов и операций на основе продвижения брэндов инноваций.

Цель – разработка и продвижение товара.

Брэнд – совокупность материальных и нематериальных характеристик товара (услуги), которые, соединенные воедино, формируют сознание потребителя и определенное место на хозяйствования субъекта на рынке.

Брэнд – это целостный маркетинговый комплекс по созданию дополнительных конкурентных преимуществ у данного предпринимателя на рынке.

Брэнд инновации – система характеристик (материальных или нематериальных) свойств нового проекта или операции, которая формирует сознание потребителя и опр. на рынке место этой инновации, а также её продавца. Материальные характеристики (имеющие форму вещи) – сырье из которого сделан данный продукт, его вес, внешний вид, его устройство. Нематериальные характеристики – инновации вкл. преимущества и удобства, которые дает владельцу пользование данной инновацией. Брэнд производителя инновации вкл. только нематериальные характеристики: надежность, удобство, комфорт. сервис, гарантийное обслуживание, товарный знак и др.

Этапы: 1) анализ рыночной ситуации на рынке и выбор направления разработки инновации. 2) поиск идеи и планирование выпуска инновации. 3) организационные мероприятия (маркетинговые исследовании, изучение спроса, проведение рекламной компании). 4) организация выпуска инновации. 5) оценка результатов инновации на рынке. 6) разработка и осуществление мероприятий по продвижению и диффузии инноваций.

Конкурентные преимущества от использования Брэнд стратегии: 1) Брэнд предприятия создают естественную преграду на пути конкурентов. 2) наличие эффективного брэнда облегчает предприятию выход на рынок новых проектов (операций), захват новых ниш на рынке. 3) Брэнд дает предприятию дополнительное время для реинжиниринга, т.е. для перестройки его деятельности на рынке в условиях кризиса.

38. Инновационные приемы, воздействующие на реализацию и продвижение инноваций: мэрджер.

Понятие мэрджера – Термин мэрджер имеет неоднозначное значение и обобщает два различных понятия «слияние» и «поглощение» компаний. В российском законодательстве СЛИЯНИЕ – это реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. ПОГЛОЩЕНИЕ – взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности. ГРИНМЭЙЛ – в значении «деньги» (рейдер вынуждает других акционеров компании-жертвы приобрести его незначительный пакет акций по завышенной цене). РЕЙДЕРСТВО – незаконное поглощение чужой собственности (захват).

Причины проведения мэрджера: 1) стремление получить синергетический эффект – экономия, обусловленная масштабами (горизонтальные слияния); комбинирование взаимодополняющих ресурсов; мотив монополии; взаимодополняемость в области НИОКР; 2) повышение качества управления; 3) налоговые мотивы; 4) диверсификация – рассеивание инвестиционных и инновационных рисков путем приобретения фирмы, работающей в другой области. 5) разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. 6) мотив продажи «вразброс» (дешево купить дорого продать). 7) стремление повысить политический вес руководства компании. 8) личные мотивы менеджеров.

Виды мэрджера: по признакам классификации:1) Характер интеграции – горизонтальные слияния; вертикальные слияния; родовые слияния; конгломератные слияния – слияния с расширением продуктовой линии, слияния с расширением рынка, чистые конгломератные слияния. 2) Национальная принадлежность – национальные слияния; транснациональные слияния. 3) Способ объединения потенциала – стратегические альянсы; корпорации – производственные слияния и чисто финансовые; СП. 4) Отношения компаний к слияниям – дружественные слияния и враждебные слияния.

Процедура мерджераФормы мэрджера: 1. Компания покупает имущество фирмы (поглощение фирмы). 2) Компания выпускает свои акции для обмена их на акции фирмы (поглощение фирмы). 3) Компания выпускает контрольный пакет акций фирмы и становится холдинговой компанией (слияние фирмы с компанией).

Этапы мэрджера: 1) анализ финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы, намеченной к поглощению.2) оценка перспектив развития фирмы и ее возможностей на данном рынке. 3) оценка финансовых возможностей компании в отношении данной фирмы. 4) принятие компанией решения о поглощении фирмы. 5) выбор фирмы и вида мерджэра. 6) проведение процедуры поглощения в соответствии с видом мерджэра.

39. Аутсортинг – инновационный прием в деятельности организаций.

Аутсорсин г.

Это выполнение отдельных функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) или бизнес процессов (организационных, финансово-экономических, производственно-технологических. маркетинговых) внешней организацией, располагающей для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашении.

Способы применения: Аутсорсинг сферы вспомогательного производства, Аутсорсинг сферы основного производства, Аутсорсинг сферы управления, Аутсорсинг сферы услуг, Аутсорсинг человеческих ресурсов (аутстаффинг, аутплейсмент).

Самостоятельные направления: реструктуризационный Аутсорсинг, трансформационный Аутсорсинг, совместный Аутсорсинг.

Самостоятельные виды: IT-аутсорсинг, аутсорсинг научно-производственной деятельности, аутсорсинг логистических функций, аутсорсинг функций управления организацией, аутсорсинг финансовых и банковских операций, аутсорсинг корпоративного обучения, человеческих ресурсов и пр.

Формы: 1) самостоятельные от формы организации совместной деятельности – внутренний вид и внешний вид. 2) в зависимости от использования ресурсов разделения ответственности и рисков – частичны и полный.

Аутсорсинг-проект: это целенаправленное изменение бизнес- системы на основе методологии аутсорсинга, с установленными требованиями к качеству результата, определенными ограничениями ресурсов (материальных, финансовых, людских и пр.) и специфической организацией: 1) со стороны клиента – аутсорсинг, инсорсинг, реинсорсинг. 2) со стороны исполнителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: