Основные пути снижения риска в инновационной деятельности

Таблица 2.1 Секторы науки (деятельности)

Сектор   Содержание  
Государствен­ный   Организации министерств и ведомств, обеспечивающие  
управление государством и удовлетворение потребно­стей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т.п.), вклю­чая федеральные и местные органы. Бесприбыльные (некоммерческие). Организации, полностью или в основном финансируе­мые и контролируемые правительством, за исключе­нием организаций, относящихся к высшему образова­нию. Эти организации, в первую очередь, обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение при­были, а в основном занимаются исследовательской дея­тельностью, касающейся общественных и администра­тивных функций.  
Предпринима­тельский   Все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства. Частные бесприбыльные (некоммерческие) организа­ции, в основном обслуживающие вышеназванные ор­ганизации.  
Высшее образо­вание Университеты и другие высшие учебные заведения, не­зависимо от источников финансирования или правового статуса. Научно-исследовательские институты, эксперимен­тальные станции, клиники, находящиеся под непосред­ственным контролем высших учебных заведений или управляемые ими, или ассоциированные с ними. Орга­низации, непосредственно обслуживающие высшее об­разование (организации системы Министерства обра­зования).
Частный беспри быльный (неком­мерческий)   Частные организации, не ставящие своей целью получе­ние прибыли (профессиональные общества, союзы, ас­социации, общественные, благотворительные организа­ции, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. Частные индивидуальные организации.

 

Положения Руководства Фраскати периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и меж­дународном уровнях, в организации научных исследо­ваний и разработок. Последняя редакция Руководства Фраскати принята в 1993 г. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и раз­работкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др.

Научные учреждения могут быть как самостоятельными, так и входить на различных условиях в финансово-промышленные группы (ФПГ), в которых крупные производственные компании органически связаны с мощными разветвленными финансовыми учреждениями (коммерческими банками, страховыми и инвестиционными компаниями), транспортными, торговыми и информационными структурами. В экономически развитых странах именно крупные национальные и транснациональные корпорации (ТНК), финансово-промышленные группы занимают господствующие позиции в экономике и новейшие наукоемкие отрасли производства представлены в основном крупнейшими корпорациями. Так, в США выпуском оборудования для электронной промышленности заняты тысячи фирм, однако на долю 14 из них приходится более половины объема соответствующих продаж; в производстве перспективных компьютеров удельный вес только четырех фирм составляет 74%. Создание ФПГ в России - один из путей не только выживания предприятий, но и их развития в результате того, что группы создают инициативные предприниматели, умеющие объединять для достижения общих целей своих деловых партнеров. У ряда предприятий, не входящих в ФПГ, имеются разработанные ноу-хау, патенты, интересные научно-технические разработки, но, как правило, не хватает финансовых средств для их реализации. В этом случае организация ФПГ создает возможность реализовать в полную меру существующий научно-технический потенциал предприятий. Кроме этого, объединение технологически и экономически взаимосвязанных производственных, торговых и финансовых организаций позволяет упростить инвестирование финансовых средств в развитие производства, наладить выпуск новой продукции, способной конкурировать с зарубежными аналогами, ускорить введение нововведений. Федеральный закон РФ «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ определяет ФПГ как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и не материальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

К ФПГ, имеющим форму холдинга, можно отнести объединение Менатеп, РАО ЕЭС России, Газпром, Интеррос-Микродин.

Система участия как форма организации ФПГ предполагает взаимопроникновение капитала компаний-членов группы (перекрестное владение акциями). Вышеупомянутый Закон трактует эту форму ФПГ как полное или частичное объединение капиталов в добровольном порядке (путем заключения договора о создании ФПГ) или насильственно. При этом должна быть создана центральная компания, которая в соответствии с заключаемым между ее участниками договором распоряжается собственностью и доходами, осуществляет любые юридические действия.

Важное значение в условиях отечественной экономики имеет директивный способ создания ФПГ на базе государственной собственности. Положение о ФПГ и порядке их создания предусматривает возможность создания ФПГ по решению правительства в случаях, когда состав участников группы формируется только из государственных федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета.

При создании ФПГ возрастает не только возможность взаимной помощи входящих в нее предприятий друг другу, но и возможность существенного расширения поля деятельности, что служит основой для увеличения первоначального капитала. За счет ФПГ может быть создана мощная материально-финансовая и научная база не только для выживания предприятий в условиях становления рынка, но и для дальнейшего их развития. Существенно расширяются при этом возможности производства, реализации продукции, поддержания и ускорения научно-технического развития предприятий.

Структура ФПГ в значительной степени определяется характером интеграции, которая может строиться по горизонтальному, вертикальному или смешанному принципам. Горизонтальный (отраслевой) принцип интеграции эффективен для поддержки предприятий с малым или средним инновационным циклом и реализации их технологического потенциала, ускорения внедрения научных разработок.

Второй - также горизонтальный тип интеграции - распространяется на однотипные предприятия, имеющие сложный инновационный цикл, но осуществляющие его в основном самостоятельно, как правило, на базе конвейерного производства, например, предприятия автомобильной и авиационной промышленности. Создание ФПГ с участием таких предприятий предоставляет им возможность укрепить свои позиции на внешнем рынке, однако подобное объединение может привести к усилению монополизма на внутреннем рынке, поэтому такие ФПГ целесообразны в том случае, если они включают в себя всех основных производителей данных изделий или когда ставится задача обеспечения инновационного цикла продукции.

Следующий тип объединения - сочетание горизонтальной и вертикальной интеграции. В подобных ФПГ обычно решаются задачи обеспечения инновационного цикла создания сложного наукоемкого изделия или совокупности и опять же укрепления позиций входящих в нее предприятий на внешнем рынке. Вертикальная интеграция объединяет предприятия, связанные по технологической цепочке и относящиеся к различным отраслям. В таких ФПГ возможно не только ускорить внедрение наукоемкой продукции, но и повысить технологический уровень предприятий-производителей комплектующих и запасных частей, т.к. ФПГ включает в себя и эти предприятия.

Первоначально ФПГ в экономически развитых странах состояли, как правило, из предприятий, технологически связанных друг с другом, т.е. ФПГ на основе горизонтальной и вертикальной интеграции. Однако с течением времени типичной стала интеграция на основе диверсификации, когда предприятия различных отраслей объединяются в ФПГ на основе слияния или поглощения одной компании другой. Например, в группе 100 ведущих промышленных фирм Англии, многоотраслевыми являются 96, в Германии - 78, в Италии - 90. Не стала исключением и Россия, примером может служить ФПГ «Интеррос-Микродин», состав участников которой включает: АО «Кузнецкий металлургический комбинат», АООТ «Иргиз», АООТ «Новокузнецкий алюминиевый завод», АООТ «ИНРОСКапитал», АООТ «Разнотрейд», АООТ «Росхлебпродукт», АОЗТ «Союзплодимпорт», ВТФ «Энергия», АООТ «Фосфорит», концерн «Норильский никель», АКБ «Международная финансовая компания», КБ ОНЭКСИМ, АО»Химволокно», АО «Азот», ВО «Тяжпромэкспорт», ВЭО»Союзпромэкспорт» и др. Однако, как показывает мировой опыт, наиболее функциональны ФПГ на основе диверсификационной интеграции не в стратегических сырьевых, а именно в наукоемких отраслях, т.к. основная цель данных ФПГ - развитие инновационного потенциала, выпуск высококачественной продукции и прорыв с ней на мировой рынок.

Технопарковые структуры. Развитие современного общества невозможно без социально-технологической политики, обеспечивающей тесное взаимодействие социального, технологического, экологического и научного компонентов экономической системы. Это привело к созданию новых организационно-хозяйственных форм, которые получили название «технопарковые структуры», под которыми понимаются самостоятельные хозяйственные формы, преобразующие входные ресурсы в выходные инновационные услуги.

Входные ресурсы включают в себя:

• основные и оборотные фонды;

• инвестиции (деньги, кредиты, ценные бумаги, средства по программам финансовой поддержки и др.);

• интеллектуальные ресурсы (кадры, информация, идеи).

Выходные инновационные услуги подразделяютсяна:

• информационные и коммуникационные;

• маркетинговые;

• учебные;

• патентно-лицензионные;

• рекламно-издательские;

• консалтинговые;

• лизинговые;

• финансовые (венчурное финансирование);

• посреднические и др.

Технопарковые образования могут значительно различаться по структуре и объему входных ресурсов и выходных услуг. По нарастающей степени сложности основные типы технопарковых структур располагаются следующим образом;

• инкубаторы (инновационный центр, инкубатор бизнеса, научный отель и др.);

• технологические парки (научный, промышленный, экологический, конверсионный, инновационный, технологическая деревня, бизнес- парк и др.);

• технополисы;

• регионы науки и технологий.

Инкубатор представляет собой сложный многофункциональный комплекс, реализующий достаточно широкий набор инновационных услуг. Фирма-клиент (инновационная фирма) в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период фирмы-клиента длится, как правило, 2-3 года, реже 5 лет. По данным западной статистики, выживаемость инкубационных фирм составляет 80-90%. Инновационные фирмы, возникшие вне инкубатора, имеют шанс на выживание не более 20%.

Технологический парк - научно-производственный территориальный комплекс с достаточно сложной иерархической функциональной структурой. Структурной единицей технопарка является центр. К числу наиболее важных относятся:

• исследовательский центр;

• инкубатор;

• научно-технологический комплекс (инновационный центр);

• промышленная зона;

• маркетинговый центр;

• центр обучения, административный центр и др.

Каждый центр реализует специализированный набор услуг. Главная задача состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов.

Технологические парки различаются по размерам, условиям функционирования технологической ориентации. Имеется большое разнообразие технопарков (научный, промышленный, конверсионный).

В научных и исследовательских парках инновационные фирмы, как правило, производственной деятельностью не занимаются. Свои разработки они доводят до стадии промышленного образца, а производство организуют вне парка. В технологических парках обычно допускается мелкосерийное производство. Его объемы и масштабы администрацией парков не ограничиваются. Однако на практике коммерческие соображения заставляют отступать от декларированных канонов.

Технополис представляет целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города. В экономике такого города заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованны как на основе вновь построенных городов, так и реконструированных. Существуют также технополисы «размытого» типа. Как правило, они возникают на базе больших городов, которые при отсутствии четко очередных высокотехнологических зон, тем не менее, располагают развитыми инновационными структурами. Последние благодаря средствам современных коммуникаций можно рассматривать в единых рамках технополиса.

Регион науки и технологий охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно-производственный комплекс представляет здесь единое целое, поскольку новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе района.

Технополис - это совокупность технопарков, инкубаторов и комплекс разнообразных структур, обеспечивающих жизнь города. Регионы науки и технологий могут включать в себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также широкую инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.

Особая роль в развитии инновационного предпринимательства принадлежит малым инновационным предприятиям, которые более восприимчивы к новым идеям. Об эффективности небольших фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар доход фирмы численностью в 100-1000 чел. в 24 раза больше, чем компании, где занятость больше, чем компании, где занятость выше 1000 чел. Темпы нововведений у них на треть выше, чем у крупных, кроме этого, небольшим фирмам требуется в среднем 2,22 года, чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным - 3,05 года.

Формирование малых инновационных предприятий происходит по нескольким вариантам:

• создание новых предприятий инициативными предприимчивыми исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции;

• создание путем «отпочкования» от крупных научно-исследовательских институтов, которым сложно приспосабливаться к рыночным условиям хозяйствования; такие малые предприятия занимаются в основном модернизацией разработанных в «материнской» фирме разработок;

• создание новых структур, как «рыночных дублеров» лабораторий и отделов отраслевых НИИ и промышленных предприятий; такие предприятия занимаются не только научными и прикладными исследованиями, но и производством наукоемкой продукции в ограниченном объеме;

• создание новых предприятий с целью оказания посреднических услуг по продвижению инноваций и технологий; значительную роль такие малые предприятия играют в тех регионах, где научно-технические и маркетинговые связи не так сильны, как в научных центрах страны.

Успех малых предприятий в инновационной сфере объясняется следующими причинами:

1) углубление специализации при проведении научных разработок привело к тому, что во многих случаях малые предприятия в состоянии конкурировать с крупными организациями, работая в узкоспециализированном направлении, даже имея ограниченный объем финансовых средств;

2) малые предприятия занимаются разработками и освоением инноваций в тех областях, которые кажутся для крупных предприятий или неперспективными, или высоко рисковыми;

3) в отличие от крупных предприятий малые предприятия охотно берутся за разработку и освоение оригинальных нововведений;

4) в крупных предприятиях, как правило, разработкой, внедрением, производством и сбытом новой наукоемкой продукции занимаются отдельные специализированные подразделения, соответственно, ответственность за каждый этап переходит от одних групп к другим, в малых же предприятиях все эти этапы инновационного процесса объединяются под руководством одного лица, что ускоряет получение конечного результата инновационной деятельности;

5) производственную деятельность малых инновационных предприятий отличает их узкая предметная специализация, что предполагает концентрацию усилий и средств на заключительных стадиях создания нововведений и на первых этапах его распространения; это означает, что фактически предприятие начинает научно-производственную деятельность сразу с опытно-конструкторских разработок, цель которых- достичь высокой технологичности изделия и быстро наладить его промышленное изготовление;

6) удельные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы у малых высокотехнологических предприятий, что способствует их более быстрому и эффективному появлению на рынке инноваций;

7) изобретательским группам малых предприятий довольно часто приходится работать в областях, в которых исследователи не являются профессионалами из-за ограниченности предприятия в людских ресурсах, т.к. небольшое предприятие не в силах привлекать специалистов в различных отраслях деятельности, а это часто способствует возникновению новых оригинальных новаторских идей и нового подхода к решению проблем.

Особое место среди малых инновационных предприятий занимают венчурные фирмы, т.е. «рисковые» фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций. В некоторых случаях венчурные фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются под решение конкретной проблемы. Данные предприятия характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанной идеи, технологий, изобретений. Наибольшее распространение венчуры получили в наукоемких отраслях экономики, где они специализируются на проведении научных исследований и инженерных разработках.

Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:

• идеи инновации нового изделия, технологии;

• общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;

• рискового капитала для финансирования.

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государств, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других форм инвестирования, инвестирование в венчурный бизнес характеризуется рядом отличительных особенностей:

• финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантий, соответственно инвесторы идут на большой риск; такое «рисковое» вложение средств предпринимателями объясняется их верой в успех венчурного бизнеса и отсутствием условий для собственных исследований и коммерческой реализации перспективной технологии;

• обязательное долевое участие инвестора в уставном капитале фирмы в прямой или опосредованной форме (как правило, доля не превышает 50%), т.е. рисковый капитал размещается не в виде паевого взноса в уставной капитал фирмы в зависимости от доли участия, которая оговаривается при предоставления финансовых средств.

• активное участие инвестора в управлении финансируемой фирмой, т.к. он лично заинтересован в успехе венчурного предприятия, поэтому рисковые инвесторы часто не ограничиваются предоставлением денежных средств, а оказывают различные управленческие, консультативные и прочие деловые услуги венчурной фирме, но при этом не вмешиваются в оперативное руководство деятельностью.

Венчурные фирмы создаются в двух организационных формах: самостоятельные венчурные фирмы и фирмы, находящиеся внутри крупных предприятий. Решение о создании внутреннего венчура принимается руководством предприятия и его деятельность контролирует непосредственно один из руководителей. При отборе идей, на базе которых может быть создан «рисковый» наукоемкий проект, обязательно учитываются два момента:

1) задачи этого проекта не должны совпадать с традиционной сферой интересов материнской компании, т.е. целью внутреннего венчура является изыскание новых инноваций;

2) при отборе идей, которые будут реализовываться в рамках внутренних венчуров, эксперты должны убедиться, что коммерческий потенциал нововведений, издержки на создание, производство и сбыт могут быть предсказаны с точностью от 50 до 75%.

Внутренним венчурам, как правило, предоставляется юридическая и бюджетная самостоятельность, а также право формировать персонал предприятия. Для большей самостоятельности они обычно располагаются в отдельном здании, однако материнская компания обеспечивает их научно-исследовательским, вычислительным и другим оборудованием, предоставляет необходимые услуги в области управления. Обычно при успешной деятельности внутренний венчур превращается в одно из подразделений материнской компании, а его продукция реализуется по сложившимся в компании каналам сбыта.

Результатом деятельности венчуров стали такие изделия, как целлофан, шариковая авторучка, вертолет, турбореактивный двигатель, ксерография, микропроцессор и многое другое.

Главным стимулом для венчурных вложений являет­ся их высокая доходность в случае удачи. Средний уро­вень доходности американских венчурных фирм состав­ляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.

Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и в России. Главной особенностью современного этапа развития науки, экономики, произ­водства является инновационная направленность, по­этому инновационные процессы требуют всесторонней поддержки. На территории Российской Федерации существует около 15 тыс. структур, поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при содейст­вии бывшего Госкомвуза (вошедшего в Министерство образования РФ). В частности, высшая школа имеет около 800 малых фирм, объе­диненных в технопарки.

Глава 3. Охрана интеллектуальной собственности

Эффективная инновационная деятельность возможна лишь при надежной зашите прав создаваемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность - права автора, относя­щиеся к литературным, художественным и научным произведениям; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; определенным видам промышленной собственности, а также права на защиту от недобросовестной конкуренции в международных со­глашениях.

В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст.44) и пакетом законов РФ:

• закон «Об авторском праве и смежных правах» (№ 53-53-1 от 09.07.1993 г.);

• Патентный закон Российской Федерации (№3518-1 от 23.09. 1992 г.);

• закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (№3526-1 от 23.09.1992 г.);

• закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992 г.);

• закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наимено­ваниях мест происхождения товаров» (№3520-1 от 23.09.1992 г.);

• «закон о науке и государственной научно-технической политике» (№ 127-Ф№ от 23.08.1996 г.);

• «Закон об информации, информатизации и защите информации» (1992 г..)

Интеллектуальную собственность обычно подразделяют на авторское право и про­мышленную собственность.

Промышленная собственность - права на изобретения, промышленные образцы, малые изобретения, товарные знаки, наименова­ние места происхождения, знаки обслуживания. В международном со­обществе права на промышленную собственность защищаются положе­ниями Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1884 г. Государства - участники Конвенции, образуют Союз по охране промышленной собственности, сохраняя при этом национальный пра­вовой режим. В отношении охраны промышленной собственности граждане ка­ждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, что и собственные граждане. Их права также охраня­ются и они пользуются теми же законными средствами защиты от всяко­го посягательства на их права. Вопрос о том, где находятся географиче­ски предприятия, не имеет значения. Любое лицо, надлежащим образом (в соответствии с национальным законодательством) подавшее заявку на патент в одной из стран, пользуется правом приоритета в других странах Союза в течение определенного срока.

Патент - свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостове­ряющее его авторство и исключительное право в течение определенно­го срока (например, в США -17 лет). Патент наделяет его обладателя исключительным монопольным правом на пользование изобретением. Никто не имеет права использо­вать изобретение без разрешения (лицензии) патентообладателя.

Патентный закон РФ регулирует имущественные, а также связан­ные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов промыш­ленной собственности.

В соответствии с законом единую политику в области охраны объ­ектов промышленной собственности в РФ осуществляет Государствен­ное патентное ведомство РФ, в частности, принимает к рассмотрению заявки; осуществляет государственную регистрацию; выдает патенты, публикует официальные сведения; издает патентные правила.

Патентный закон РФ определяет объекты интеллектуальной соб­ственности, подлежащие патентованию. Такими объектами являются: полезные модели, промышленные образцы, изобретения.

Изобретение - продукт научно-исследовательской, творческой деятельности, в котором воплощаются новые принципы действия или конструирования технических систем. К объектам изобретения относятся: устройства (машины, обору­дование, приборы и т.п.); вещества (материалы, сплавы и т.п.); примене­ние известных устройств, способов и веществ по новому назначению; штамм микроорганизма; культура клеток растений и животных.

Патент на изобретение действует в течение 20 лет с момента поступления заявки в Государственное патентное ведомство.

Полезные модели - это конструктивное выполнение средств про­изводства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезная модель отвечает условию новизны, если совокуп­ность ее существенных признаков не известна из уровня техники.

Свидетельство на полезную модель действует в течение 5 лет, считая с даты поступления заявки в Государственное патентное ведом­ство РФ; оно может быть продлено, но не более чем на 3 года.

Промышленный образец - описание полезного предмета, сде­ланное с использованием орнаментальных элементов или различных аспектов этого предмета и содержащее его характеристики с точки зре­ния формы и поверхности, т.е. отражающее внешний вид изделия. Автор такого описания имеет обычно исключительное право на произ­водство товара именно в этом внешнем исполнении. К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в Государственное патентное ведом­ство РФ; действие патента может быть продлено, но не более чем на 5 лет.

Патент выдается в соответствии с Патентным законом РФ:

1.Автору (авторам) объекта промышленной собственности.

2. Физическим и (или) юридическим лицам (при условии их со­гласия), которые указаны автором или его правопреемником в патентной заявке либо в заявлении, поданном в патентное ведомство до мо­мента регистрации объекта промышленной собственности.

3. Работодателю в определенных случаях.

Следует отметить, что право на получение патента на служебное изо­бретение, полезную модель, промышленный образец принадлежит ра­ботодателю, если договором между ними и автором не предусмотрено иное. К разряду служебных относятся изобретения, полезные моде­ли или промышленные образцы, созданные работником в связи с вы­полнением им своих служебных обязанностей или полученного от рабо­тодателя конкретного задания.

Для предотвращения злоупотребления со стороны работо­дателя своим правом на получение патента о Законе предусмотрен оп­ределенный срок, по истечении которого работодатель в случае его бездействия теряет это право.

Патент может прекратить свое действие по ряду обстоятельств, а именно:

• при признании его полностью недействительным;

• на основании заявления патентообладателя;

• при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание его в силе.

Выданный патент (свидетельство) может быть в течение всего срока его действия признан недействительным полностью или частич­но в случаях:

• несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям патентоспособности;

• наличия в формуле изобретения (полезной модели) или в со­вокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальной заявке;

• неправильного указания в патенте автора (ов) или патентооб­ладателя (ей).

Право на получение патента и право на патент могут переходить по наследству. Патентообладатель (лицензиар) может предоставлять право на использование запатентованного объекта любому лицу на основе ли­цензионного договора. Лицо, которому уступается право (лицензиат), обязан вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуще­ствлять другие предусмотренные договором действия.

Лицензионные договоры бывают двух видов - исключительной лицензии и неисключительной (простой). В первом случае к лицензиату переходит исключительное право на использование объекта промыш­ленной собственности в части, предусмотренной договором, с сохране­нием за лицензиаром права на его использование в той части, которая не передается лицензиату. Во втором случае лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собствен­ности, сохраняет за собой все вытекающие из патента права, включая право на предоставление лицензий третьим лицам.

За нарушение патента предусмотрены меры граж­данско-правовой ответственности: требование прекращения нарушения (запрет правонарушения) и возмещения причиненных убытков. Продукт (изделие) признается изготовленным с использовани­ем запатентованного изобретения, полезной модели, а способ, охра­няемый патентом на изобретение, примененным, если в нем использо­ван каждый признак изобретения, полезной модели, включенный в не­зависимый пункт формулы, или эквивалентный ему признак. Не признаются нарушениями исключительного права проведение научного исследования или эксперимента над запатентованным объек­том, разовое изготовление лекарств в аптеках по рецептам врача, применение патента при чрезвычайных обстоятельствах, в личных целях без получения дохода, использование запатентованных средств, если они введены в хозяйственный оборот законным путем.

Товарный знак действующее законодательство определяеткак графическое, буквенное или иное обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных то­варов других юридических или физических лиц. Не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касаю­щихся изготовителя товара, а также указывающих на время, способ и место производства, на вид, качество и свойства товара и т.п. Необходи­мым условием правовой охраны товарного знака является его новизна, которая означает, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождествен­ным или сходным с товарными знаками, уже зарегистриро­ванными или заявленными на регистрацию в РФ или охраняемыми в РФ в силу международных соглашений. Российское законодательство не ох­раняет незарегистрированные в российском Патентном ведомстве обо­значения

Обладатель товарного знака имеет исключительное право на ис­пользование товарного знака или его вариантов для одних и тех же то­варов или продукции.

Знаком обслуживания признается обозначение, способное от­личать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» предъявляет к знакам обслуживания такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам. Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарно­го знака и по своему правовому режиму. Различие между ними лишь в объекте маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рек­ламируют товары определенных производителей, то знаки обслужива­ния предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами.

Наименование места происхождения товаров - это назва­ние страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются харак­терными для данного географического объекта природными условия­ми или людскими факторами либо природными условиями и люд­скими факторами одновременно.

В отличие от товарного знака и знака обслуживания к наименованию места происхождения товара не предъявляется требо­вание новизны. Это и понятно, т.к. названия географических объек­тов, включающиеся в обозначения товаров, не являются новыми. На­против, именно потому, что они известны публике и связываются ею с определенными свойствами товара, который производится в данной местности, они и подлежат правовой охране. По этим же при­чинам к наименованию места происхождения товара не применяется и понятие приоритета. Вторым специфическим признаком наимено­вания места происхождения товара как специфического объекта правовой охраны является связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного гео­графического объекта природными условиями и (или) людским фак­тором. Специфические свойства, которые вправе ожидать потребитель от товара, обозначенного его привязкой к определенному географическому объекту, должны носить стабильный, устойчивый и известный характер. Как правило, они обусловливаются особыми природными условиями географической среды (краснодарский чай, вологодское масло и т.п.) и (или) профессиональ­ным опытом и традициями производства изготовителей товаров, проживающих в данной местности (хохломская роспись, вологодские кружева и т.п.).

Наименование места происхождения товара стано­вится самостоятельным объектом правовой охраны лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано в Патент­ном ведомстве.

Неправомерное использование товарного знака и наименова­ния места происхождения товара или сходного с товарным знаком или наименованием места происхождения товара обозначения для од­нородных товаров, а также иные действия, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака или обладателю свиде­тельства на пользование наименованием места происхождения това­ра, влекут за собой гражданско-правовую и(или) уголовную ответст­венность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Применительно к товарным знакам прекращение правовой охраны происходит лишь в одной форме, а, именно, в виде аннулиро­ванной регистрации товарного знака Патентным ведомством РФ. Осно­ваниями для этого могут служить следующие факты:

• пре­кращение срока ее действия, если владелец товарного знака свое­временно не позаботился о продлении срока охраны;

• использование коллективного зна­ка на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;

• не использование знака без уважительных причин непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче заявления лю­бым заинтересованным лицом;

• установление факта нарушением требований при регистрация товарного знака;

• превращение товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

• отказ от нее владельца товарного знака.

В отношении наименований места происхождения товаров закон различает прекращение действия регистрации данного объ­екта промышленной собственности, с одной стороны, и прекращение действия свидетельства на право его использования, с другой сто­роны.

Основаниями аннулирования регистрации наименования места происхождения товара могут служить:

1) признание ее недействительной, если регистрация была произ­ведена с нарушением установленных законом требований,

2) исчезновение характерных для данного географического объекта условий и невозможности производства товара с указанными в Реестре свойствами;

3) в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в Рее­стре в отношении данного наименования места происхождения това­ра;

4) в случае аннулирования регистрации наименования места происхождения товара; при ликвидации юридического лица - об­ладателя свидетельства;

5) на основании заявления обладателя свидетельства, поданного в Патентное ведомство;

6) в связи с прекращением срока действия свидетельства.

Своеобразным видом использования новых технологий и услуг является «know-how» («знаю как»), возникшее как способ противодействия длительной процедуре оформления патента. Как правило, подобный способ использования новшества имеет место, когда:

• нет существенной новизны, позволяющей претендовать на изобретение;

• недолговечность новшества, т.е. вскорости оно будет сменено другим.

В этих случаях более разумно продавать это новшество, пытаясь обеспечить конфиденциальность фирм-покупателей по отношению к нему.

Авторское право - это совокупность правовых норм, регули­рующих имущественные и личные неимущественные права и обязанности, возникающие при создании произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусст­ва возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осу­ществления авторского права не требуется регистрации произве­дения, иного специального его оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Отметим, что при отсутствии доказательств иного автором про­изведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

В части имущественных прав Закон предоставляет автору исключительные права на использование произведения в любой фор­ме и любым способом, содержит перечень действий, которые вправе осуществлять автор при применении предоставленных ему ис­ключительных прав на использование произведения.

Гонорар автора определяется нормой, согласно которой размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид ис­пользования произведения устанавливается в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имуще­ственными правами авторов на коллективной основе, с пользо­вателями. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных указанной статьей. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Закон предусматривает передачу (переход) авторских прав к дру­гим лицам в двух случаях: в порядке наследования и по авторскому до­говору. При этом не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются исключи­тельными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Допускается цитирование без согласия автора и без уплаты ав­торского вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии авто­ра и источника заимствования. Также разрешается репродуцирование в единичных экземплярах научных произведений в учебных и просвети­тельских целях, без извлечения прибыли.

Нарушение авторских прав преследуется по закону. Так, например, в США за нарушение авторского права, совер­шенное отдельным лицом «умышленно и с целью коммерческого пре­имущества или частной финансовой выгоды», законодательством преду­смотрены штраф до 250000 долл. США и заключение до 10 лет (за совершение таких деяний организацией - штраф до 500 000 долл. США и тюремное заключение до 10 лет).

До трех лет тюремного заключения можно получить по законодательству Сингапура, до четырех - Франции, до пяти - Польши, Венгрии, до шести -Португалии.

В РФ Закон требует от нарушителя выплаты компенсации, ее ве­личина устанавливается судебным органом в пределах от 5000-кратного до 50000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда на данный момент.

В РФ Законом также дается возможность осуществлять всесторон­нюю и полную защиту субъектов смежных прав. Такими субъектами являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Использование исполнения или постановки в порядке исключительного права означает, что только исполнитель вправе осуществ­лять или разрешать осуществлять следующие действия: передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи; запись ранее не записанных исполнения или постановки; воспроизводство записи исполнения или постановки; пере­дачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих це­лей; сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограм­мы, на которой записаны исполнение или постановка с участием ис­полнителя.

Для производителя фонограммы в отношении его фонограммы это исключительные права на ее использование в любой форме, вклю­чая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения, допускается толь­ко публичное исполнение фонограммы, передача ее в эфир и сооб­щение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю.

Срок действия смежных прав установлен для исполнителя, производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного веща­ния в течение 50 лет, соответственно, после первого исполнения или по­становки, первого опубликования либо первой записи фонограммы, пер­вой передачи в эфир или по кабелю.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения - бес­срочны.

Проблема, на сегодняшний день, заключается в отсутствии ре­альных действий, которые обеспечат выполнение закона и положат ко­нец бесчисленному количеству нарушений в этой области. Стоит отметить, что убытки физических и юридических лиц, приносимые нару­шениями в области использования объектов интеллектуальной собст­венности наносят удар также и по государству, лишая его, с одной сторо­ны, налогов, а с другой - сдерживая развитие нового, перспективного, что может составить будущее самого государства.

Налаживание работы законодательства по этому направлению защитит также и потребителей от некачественного товара. Перелом в сложившемся положении просто необходим, поскольку на сегодняшний день дешевле украсть, чем приобрести право на использование продук­та законным путем.

Глава 4. Государственное управление инновационными процессами

Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются осо­бенностями инновационного процесса как объекта управле­ния. Основная масса инновационных процессов реализуется частными компаниями разного уровня и масштаба, как средство лучшего решения производствен­ных и коммерческих задач и обеспечения высокого уровня конкурентоспособности. Этим обеспечивается и экономическая, и военная безопасность государства, поскольку вооружение создается на базе высоких технологий.

Однако инновации носят рисковый ха­рактер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Стоит отметить, что ком­мерческий успех достигается лишь в 10% начатых проек­тов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%.

Неудивительно, что многим компа­ниям свойственен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившие­ся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.

В целом влияние государства в области поддерж­ки инноваций обеспечивается различными мерами:

• государство спо­собствует развитию науки, в том числе прикладной, и под­готовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

• в рамках большинства правительствен­ных ведомств существуют разнообразные программы, направ­ленные на повышение инновационной активности бизнеса;

• го­сударственные заказы, преимущественно в форме контрак­тов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое примене­ние в экономике страны;

• фискальные и прочие элементы го­сударственного регулирования формируют стимулирующее воз­действие внешней среды, которые обусловливают эффектив­ность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

• государство выступает в роли посредника в деле ор­ганизации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости ак­тивного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); тре­тья придерживается «промежуточного» варианта в экономиче­ской, в том числе и инновационной, политике: государст­венное регулирование сочетается с низкой степенью цен­трализации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласова­ния интересов правительства и бизнеса.

Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности главной и определяющей составляющей экономического роста национального хозяйства. Как правило, вслед за декларацией данного принципа следуют значительные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. Так, например, Япония, руководствующаяся данной стратегией, получила неофициальное название - островной концерн. Это объясняется, прежде всего, тесными связями между государственным управлением и товаропроизводителями, которые выступают единым фронтом на международной арене. Следует отметить, что государство в этом случае не только выполняет ориентирующие функции, но и берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит наиболее весомый вклад в развитие национальной экономики. Стратегия активного вмешательства наряду с полномасштабной поддержкой высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, производящим собственные НИР, приносит значительные плоды для Японии, Франции, Нидерландов и ряда других стран мира.

Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

Воздействие государства на научную и инновационную деятельность осуществляется по следующим основным направлениям: государство выступает в качестве фактора предложения научно-технических связей и создателя инфраструктуры инновационной сферы; создаются условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяются государственные ресурсы для формирования начального спроса на нововведения, которые находят широкое распространение в хозяйственной практике. В этой стратегии также существуют налоговые льготы и прочие стимуляторы научной и инновационной активности.

Данной стратегии придерживаются США, Великобритания и ряд других стран. В отличие от стратегии активного вмешательства, при котором ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место выходят организации и другие субъекты хозяйствования, а роль государства -создать им необходимые правовые, экономические и другие условия.

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным - стратегию децентрализованного регулирования (это характерно для Швеции).

Прямые методы государственного регулирования иннова­ционных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемо­го в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера «О технологических нововведениях», предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций; создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содейст­вия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лаборато­риями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники. Ярким примером дотационного государственного финансирования может слу­жить открытие в США в 1985 г. института промышленной тех­нологии при Мичиганском университете. На организацию это­го института местными и федеральными властями было вы­делено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производст­венных систем и других средств автоматизации производст­ва.

Программно-целевая форма государственного регулиро­вания инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововве­дений и т.д. Контрактное финансирование представляет со­бой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказ­чиками и подрядчиками (в данном случае государство высту­пает в роли заказчика-потребителя НИОКР, например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР яв­ляется подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономиче­ские санкции. В США таким образом финансируются 77% фе­деральных затрат на НИОКР.

Особое место в системе «прямых» мер воздействия го­сударства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в облас­ти НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объ­ективной необходимости, с одной стороны, доведения пере­довых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности про­мышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной поли­тики отчетливо проявляется ее перспективная направлен­ность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих, в первую очередь, производственные и коммерческие задачи.

Вообще рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проек­тов, с длительными сроками окупаемости и неопределенно­стью в отношении будущей нормы прибыли. Создание кон­сорциумов, инженерных центров, научных и технологиче­ских парков и других перспективных формирований, успеш­но реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не толь­ко осознают необходимость совместной реализации инноваци­онного цикла, но и реально ощущают преимущества совмест­ной работы.

Косвенные методы, используемые в государственной ин­новационной политике, нацелены, с одной стороны, на сти­мулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и соци­ально-политического климата для новаторской деятельности. К таковым можно отнести либерализацию налогового и амортизационного за­конодательства, и обеспечение ряда законодательных норм.

Либерализация налогового и амортизационного за­конодательства.. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в част­ности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто при­водит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: «если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринима­тельству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ни­ми капвложениями практически исчезает». Важность этого инструмента государственного регулирования осозна­ется практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981г. Налоговая скидка предпола­гает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с ос­новной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%.

Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и ка­саются многих областей влияния на инновационную полити­ку. Например, действующее в США уже около 200 лет па­тентное право законодательно закрепляет права изобре­тателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изо­бретателю получать плату за пользование его изобретением. Такое положение в конечном счете положительно сказывает­ся на активности научной работы в стране.

Антимонопольное законодательство позволяет поддержи­вать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это об­стоятельство в определенной мере обусловливает направ­ленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реали­зации новшеств внутри страны.

Создание социальной инфраструктуры, включающее фор­мирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цик­ла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследо­вания, разработки, подготовка к производству, производст­во, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла иг­рает, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.

При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослежива­ется, однако, нечто общее, позволяющее выделить иннова­ционную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики вообще; это про­является в использовании единых экономических инструмен­тов государственного воздействия, соответствующих из­бранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной политики являет­ся также широта воздействия: оно нацеливается на пред­ложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Нако­нец, общая черта инновационной политики - учет особен­ностей инновационного процесса: его цикличности, расчле­ненности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д.

Национальные ориентиры инновационной политики прояв­ляются в конкретных моделях, используемых разными странам И здесь сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вслед­ствие этого возникает необходимость сосредоточивать на­циональные усилия на ключевых областях науки и техники, тех, в которых страна может добиться лидирующего по­ложения на мировом рынке. В частности, выделяют американ­скую и японскую модели инновационной политики.

Американская модель отличается наиболее полной авто­номией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой облас­ти, в последнее время это военная технология, куда го­сударство вкладывает средства и, тем самым, обеспечивает ее технологический приоритет. Так, в 1981-85 гг. в США планировалось выделение 1500 млрд. долл. на развитие военно-промышленного комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источни­ком инноваций гражданских.

Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих затра­тах на НИОКР возросла здесь с 20-25 до 50%.

Японская модель также предполагает создание техно­логического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет техноло­гия строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологией изготовления роботов. Иными слова­ми, на государственном уровне определяются технологиче­ские преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.

С усилением международных интеграционных процессов и выработкой согласованной экономической политики, свой­ственной общему экономическому пространству стран, в ча­стности, членов ЕС, появляется новая возможность: разработка единой инновационной политики на уровне госу­дарств - членов сообщества. Выработка единого антимонополь­ного законодательства; использование системы ускоренных амортизационных отчислений, которые по существу являются беспроцентными займами на приобретение новейшей техники/­льготное налогообложение расходов на НИОКР; поощрение мелкого наукоемкого бизнеса; прямое финансирование пред­приятий для поощрения нововведений в областях новейших технологий; стимулирование сотрудничества университетской науки и компаний, производящих наукоемкую продукцию, - вот далеко не полный перечень атрибутов инновационной политики, проводимой в странах Европейского сообщества, и открывающих по существу равные возможности для нацио­нальных предприятий стран-членов ЕС в сфере инновацион­ного бизнеса.

Согласованная на уровне государств-членов ЕС иннова­ционная политика находит логическое завершение в выра­ботке координационных мероприятий, стимулирующих иннова­ционный бизнес на уровне сообщества в целом.

Обращение государств с традиционно развитыми ры­ночными отношениями к вопросам глобального, перспективно­го характера (имеются в виду тщательный анализ на­правлений технического развития и выбор приоритетных об­ластей инновационной деятельности; анализ темпов раз­вития инновационных процессов и склонности общества к инновационному предпринимательству; инициирование ин­новационных программ и т.д.) раскрывает основную при­чину государственного вмешательства в управление инно­вациями. Сосредоточивая внимание преимущественно на во­просах перспективного характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сфе­ру инноваций. Рыночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую ситуацию и вырабаты­вать определенные прогнозы, но только на ближайшее буду­щее. В этих условиях.приоритет отдается инновационным процессам, которые обеспечивают высокий «частный эф­фект» - чаще всего максимум прибыли на вложенный акцио­нерами капитал. При этом могут оказаться невостребован­ными инновационные идеи, заключающие в себе огромный «общественный эффект» (например, программа борьбы со СПИДом) или потенциальный эффект в будущем (продукты и про­цессы завтрашнего дня). Вот эти устремленные в отно­сительно далекое будущее идеи и призвана, главным обра­зом, вбирать в свою орбиту современная инновационная по­литика промышленно развитых стран.

Несмотря на тяжелое экономическое положение России правительство страны изыскивает возможности стимулирования инновационных процессов. Государство финансирует ряд приоритетных направлений в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важней­ших народнохозяйственных программ и проектов, меж­дународных и региональных программ и проектов.

Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпера­турной сверхпроводимости, космоса, мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Госу­дарственным комитетом РФ по науке и технологиям. Можно также выделить программы создания техноло­гий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают соз­дание новых лекарственных средств; развитие медици­ны и здравоохранения; решение социальных проблем.

Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Прави­тельство РФ в виде: самостоятельной программы феде­рального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.

Особым объектом науки федерального значения яв­ляется Государственный научный центр. Статус Государ­ственного научного центра присваивается Постановле­нием Правительства РФ научным организациям, пред­приятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, в случае, если ре­зультаты их научных исследований получат междуна­родное признание. Такие организации пользуются осо­бой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.

Государственные научные центры ос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: