При заключении подобного контракта все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма. К рискам, с которыми сталкивается строительная фирма и которые увеличивают стоимость объекта, могут относиться: сбои в поставках материалов, плохие погодные условия, забастовки, хищение строительных материалов. В контракте обычно оговариваются штрафные санкции за несвоевременное возмещение объекта, определяется, кто несет риск физических повреждений конструкции в период строительства. В соответствии со ст. 741 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора, до приемки этого объекта заказчиком, несет строительная организация - подрядчик. В случае, если объект строительства поврежден из-за некачественности предоставленного заказчиком материала или оборудования, все потери возмещает заказчик.
Аренда машин и оборудования (лизинг)
Часть рисков, связанных с использованием арендованного имущества, остается на собственнике полностью, например, риск физических повреждений собственности, увеличение ставок на имущество, риск снижения коммерческой ценности объекта. Однако весомая часть рисков может быть передана арендатору путем специальных оговорок в договоре аренды.
Контракты на хранение и перевозку грузов
В данном случае, объем передаваемых рисков зависит от статуса сторон, заключающих договор, и условий, оговоренных в договоре. Заключая договор на перевозку и хранение продукции, инновационная фирма передает транспортной компании в основном стратегические риски, связанные со случайной либо по вине транспортной компании гибелью или порчей продукции. При этом потери, возникающие в связи с уменьшением рыночной стоимости продукции, несет инновационная фирма, даже если подобное снижение стоимости вызвано задержкой доставки груза.
Контракты продажи, обслуживания, снабжения.
Договоры, связанные с распространением товаров и услуг, также предоставляют инновационной фирме возможности по снижению риска путем их передачи.
К этой же группе контрактов относятся: соглашение о снабжении предприятия материалами, сырьем; договоры на сервисное обслуживание техники, необходимой для инновационной деятельности.
Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования).
В данном случае речь идет о передаче инновационным предприятием кредитного риска. В факторинговых операциях участвуют три стороны:
1. Фактор - посредник, которым выступает коммерческий банк или иная кредитная организация.
2. Предприятие - поставщик.
3. Предприятие-покупатель.
Основной принцип факторинга - покупка фактор - посредником у своего клиента -поставщика требований к его покупателям. Факторинг позволяет инновационной фирме получить стопроцентную гарантию на получение всех платежей, уменьшая кредитный риск предприятия.
Биржевые сделки
Такие сделки снижают риск снабжения инновационного проекта в условиях инфляционных ожиданий и отсутствия надежных оперативных каналов закупок, Путем приобретения опционов на закупку товаров и услуг, цена на которые в будущем увеличится, или путем заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров, риск минимизируется.
Первый способ - приобретение опционов на закупку товаров и услуг, позволяет инновационной предпринимательской фирме получить уверенность в том, что интересующие ее товары или услуги по заранее известной цене ей гарантированы. Опцион - это документ, в котором поставщик гарантирует продажу товара по фиксированной цене в течение определенного срока. Опцион на приобретение товаров у более надежного поставщика может приобретаться одновременно с заключением выгодного, но рискованного контракта с поставщиком, вызывающим сомнения в его надежности.
Второй способ - заключение на бирже с поставщиками растущих в цене товаров и услуг фьючерсных контрактов на их закупку. Отличие данного способа от покупки опциона в следующем:
• контракт на поставку подписывается между заинтересованной фирмой и поставщиком, но срок его исполнения отложен на определенный период;
• момент времени, в который осуществляется поставка товара или услуги, строго фиксирован;
• в контракте может быть предусмотрена «плавающая» цена поставки.
Заключая фьючерсный контракт на покупку товара или услуг, инновационная предпринимательская фирма, с одной стороны, приобретает определенную гарантию получения товара или услуги в нужный срок по оговоренной цене, снижая тем самым риск снабжения и инфляционный риск. С другой стороны, инновационная фирма не лишается возможности отказаться от контракта в том случае, если найдет альтернативные каналы снабжения и сможет заключить другой, более выгодный контракт. Фьючерсный контракт на покупку.товара или услуги может быть заключен в качестве резервного, как дополнение к основному контракту, в надежности которого у фирмы есть сомнения.
Важнейшим методом снижения рисков инновационной деятельности является их страхование.
Страхование - система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. Из всех форм передачи риска страхование наиболее полно отвечает идеальным условиям, предъявляемым к трансферу риска, т.к. ресурсы для покрытия потерь инновационной фирмы приходят из страховых организаций быстрее, чем из любого другого источника.
Решив обратиться в страховую компанию, инновационной фирме следует иметь в виду, что лучший метод страхования - это заключение не одного страхового контракта от всех предполагаемых рисков, а комплексная система защиты организации. Эта система зависит от специфики работы и специализации предприятия, но в общих чертах должна выглядеть таким образом:
• страхование движимого и недвижимого имущества от всех возможных потерь, предусмотренных страховым договором;
• страхование грузопотоков;
• страхование ответственности, включая общегражданскую ответственность работодателя перед работниками;
• страхование персонала (жизни сотрудников).
Большое значение для снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии. Эффективная защита предпринимательской тайны возможна при обязательном выполнении ряда условий:
• единство в решении производственных, коммерческих, финансовых вопросов;
• персональная ответственность руководителей всех уровней за обеспечением сохранности конфиденциальности информации;
• организация специального делопроизводства, порядка хранения, перевозки носителей коммерческой тайны;
• оптимальное ограничение числа лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;
• наличие надежной охраны и пропускного режима на территорию организации;
• создание системы обучения исполнителей правилам сохранения коммерческой тайны.
Литература
1. Менеджмент организации./ Под ред. З.П.Румянцевой. - М.: ИНФРА-М, 1995.
2. Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 1980.
3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития (пер. с венг.). / Общ. ред. и вступ. ст. Б.В.Сазонова - М.: Прогресс, 1990.
4. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции. Учебное пособие.-М.:ГАУ, 1995.
5. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1996.
6. Фридман Дж. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. - М.: ИНФРА-М, 1997
7. Инновационная научно-техническая фирма. //ЭКО. -1997. - №2. - С.100-105.
8. Современный маркетинг на предприятии. //Директор. - 1998. - №6.- С.24-31.
9. Искусство делать прибыль. //Риск. - 1995. - №6. - С.61-67.
10. Бриль А. Функционально-Стоимостнойанализ. – С.-Пб:Изд-во С.-Петербургского университета, 1998.
11. Техника функционально-стоимостного анализа. - М., 1998.
12. Буран М.И. Психологические барьеры при осуществлении нововведений и способы их снятия. - М., 1990.
13. Лапин Н.И., Пригожин A.И. Социальные инновации - новая методология в социальной психологии на Западе.// Психологический журнал. - 1982. - № 5.
14. Сазонов Б.В. Проблема построения общей теории инновационных процессов// Инновационные процессы. ВНИИСИ: Труды семинара - М., 1982.
15. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М., 1989.






